Внеклассный урок - обособленные члены предложения. Обособленные определения и приложения Обособление дополнений таблица с примерами

1. Обособляются и отделяются на письме запятыми одиночные и распространённые согласованные определения, если они относятся к личному местоимению, например:

1) Утомлённый долгой речью , я закрыл глаза и заснул. (Л); 2) А он, мятежный , просит бури, как будто в бурях есть покой. (Л); 3) Но ты взыграл, неодолимый , и стая тонет кораблей. (П.)

Примечание. От обособленных согласованных определений, выраженных прилагательными и причастиями, необходимо отличать прилагательные и причастия, входящие в составное именное сказуемое, например: 1) Он пришёл особенно возбуждённый и весёлый . (Л. Т.); 2) Он пошёл домой грустный и усталый . (М. Г.) В этих случаях прилагательные и причастия могут быть поставлены в творительном падеже, например: Он пришёл особенно возбуждённым и весёлым .

2. Обособляются и отделяются на письме запятыми распространённые согласованные определения, если они стоят после определяемого существительного: 1) Офицер, ехавший верхом, натянул поводья, остановился на секунду и обернулся вправо. (Купр.); 2) Струйки дыма вились в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря. (М. Г.) (Ср.: 1) Ехавший верхом офицер натянул поводья, остановился на секунду и обернулся вправо. 2) Струйки дыма вились в полном влаги и свежести моря ночном воздухе — обособления нет, так как определения стоят перед определяемыми существительными.)

3. Обособляются одиночные согласованные определения, если их два или больше и они стоят после определяемого существительного, в особенности если перед ним уже есть определение: 1) Кругом было поле, безжизненное, унылое. (Бун.); 2) Солнце, великолепное и яркое, поднималось над морем. (М. Г.)

Иногда определения так тесно связаны с существительным, что последнее без них не выражает нужного значения, например: В лесу Ефрема ждала атмосфера удушливая, густая, насыщенная запахами хвои, мха и гниющих листьев . (Ч.) Слово атмосфера приобретает необходимое значение лишь в сочетании с определениями, и потому они не могут быть от него обособлены: важно не то, что Ефрема «ждала атмосфера», а то, что эта атмосфера была «удушливая», «густая» и т. п. Ср. ещё один пример: Лицо его [вожатого] имело выражение довольно приятное, но плутовское (П.), где определения тоже тесно связаны с определяемым словом и поэтому не обособляются.

4. Согласованные определения, стоящие впереди определяемого существительного, обособляются, если имеют добавочное обстоятельственное значение (причинное, уступительное или временное). Эти определения часто относятся к собственным именам: 1) Привлечённые светом, бабочки прилетели и кружились около фонаря. (Акс.); 2) Утомлённый дневным переходом, Семёнов заснул скоро. (Кор.); 3) Ещё прозрачные, леса как будто пухом зеленеют. (П.); 4) Не остывшая от зною, ночь июльская блистала. (Тютч.)

5. Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных с предлогами, обособляются в том случае, если им придаётся большая самостоятельность, т. е. когда они дополняют, уточняют представление об известном уже лице или предмете; это обычно бывает, если они относятся к собственному имени или личному местоимению: 1) Князь Андрей, в плаще, верхом на вороной лошади, стоял за толпой и смотрел на Алпатыча. (Л. Т.); 2) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива. (М. Г.); 3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану. (А. Н. Т.) Ср.: Больше всех был недоволен задержкой инженер с громовым голосом, в черепаховых очках. (Пауст.)

Несогласованные определения, выраженные косвенными падежами существительных, кроме того, обычно обособляются: а) когда следуют за обособленными определениями, выраженными прилагательными и причастиями: Мальчик, стриженый, в серой блузе, подал Лаптеву чаю без блюдечка. (Ч.); б) когда стоят впереди этих определений и связаны с ними сочинительными союзами: Бедный гость, с оборванной полою и до крови оцарапанный, скоро отыскал безопасный угол. (П.)

Разработка конспекта урока по русскому языку ОБОСОБЛЕНИЕ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ (закрепление). 8 класс. Программа по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской. Количество уроков по теме 5. Место урока в системе - 2.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Кошковой Анастасии, ФР-501

Конспект урока по русскому языку

Тема. Обособление определений и приложений (закрепление)

8 класс. Программа по русскому языку под редакцией М.М. Разумовской

Количество уроков по теме 5.

Место урока в системе - 2.

Тип урока – комбинированный.

Оборудование: тетради, ручки, карандаши, учебники, тетрадь для таблиц, интерактивная доска (таблица «Обособление определений и приложений» представлена на интерактивной доске), компьютер.

Цели:

  1. Образовательная: повторение, закрепление и систематизация знаний по теме «Обособление определений и приложений».
  2. Воспитательная: воспитание интереса к предмету, развитие речи (построение ответов на вопросы; примеры).
  3. Развивающая: развивать навык видеть в предложениях обособленные определения и приложения; способствовать развитию пунктуационной грамотности.

Сетка времени:

  1. Организационный момент – 2 минуты
  2. Проверка домашнего задания – 12 минут
  3. Закрепление изученного материала – 22 минуты
  4. Комментарий повторяемого материала
  5. Комментарий оценок
  6. Комментарии домашнего задания (на последние 3 пункта – 3-4 минуты)

Ход урока

  1. Организационный момент

Добрый день. Присаживайтесь. Ребята, мы с вами на прошлом уроке начали изучать тему «Обособление определений и приложений». Сегодня мы постараемся закрепить и систематизировать наши знания.

  1. Проверка домашнего задания
  1. Фронтальный опрос по теории (§33 учебника, определения и таблица, которая была записана в тетради для таблиц)
  1. Что такое определение? (Определение – второстепенный член предложения, который обозначает признак, качество, свойство предмета и отвечает на вопрос какой? чей? который? Например, «и ярким золотом, и чистым серебром», «над разыгравшимся, казалося, Днепром струился от волн и трав благоуханья»)
  2. Что такое приложение? (Приложение – определение, выраженное именем существительным. Приложение по-новому характеризует предмет, давая ему другое название. Например, в городе-крепости мы осмотрели выставку; девицы-красавицы, город-герой, Иван-царевич, Москва-река; царевич Иван, река Москва)
  3. Что такое обособление? (Обособление – это выделение членов предложения для того, чтобы придать им относительную смысловую самостоятельность, особую значимость в высказывании).
  4. Назовите основные смысловые признаки обособленных второстепенных членов предложения (1) смысловые признаки: вносят в предложение дополнительное значение; 2) грамматические признаки: являются только второстепенными членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами или дополнениями); 3) интонационные признаки: произносятся с особой выделительной интонацией (интонация обособления); 4) пунктуационные признаки: на письме выделяются с обеих сторон запятыми).
  5. В каких случаях определения и приложения обособляются (таблица)?

Примечание: эта таблица представлена на интерактивной доске.

Если относятся к личному местоимению (во всех случаях)

А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой! (М. Лермонтов)

Наконец, усталая, она села на кухне на лавочку. (М. Горький)

Если согласованные распространенные определения и приложения (а также два или несколько согласованных нераспространенных определений) стоят после определяемого существительного

Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный. (М. Горький)

Солнце, еще не вошедшее в силу, греет бережно и ласково. (В. Солоухин)

По дороге, зимней, скучной, тройка борзая бежит. (А.Пушкин)

Если согласованные определения или приложения имеют добавочное обстоятельственное значение; их можно заменить придаточными причины (так что…, потому что…) или уступительным (хотя…, несмотря на то что…)

Истощенный усилиями и лишениями, старик слег в постель. (А.Герцен)

В конце января. Овеянные первой оттепелью, хорошо пахнут вишневые сады. (М. Шолохов)

Если приложение (распространенное и нераспространенное) стоит после имени собственного и уточняет его (приложение с уточняющим значением)

Оленька, дочь отставного коллежского асессора Племянникова, сидела у себя во дворе на крылечке. (А. Чехов)

Если приложение с союзом как имеет значение причины (так как, потому что)

Герасиму, как отличному работнику, тут же дали в руку косу. (И.Тургенев)

Примечание учителя: таким образом, чтобы установить, является ил определение или приложение обособленным, нужно выяснить:

  1. чем выражено определяемое слово;
  2. состав определения или приложения (распространенное или нераспространенное);
  3. место (позицию) относительно определяемого слова.
  1. Проверка домашнего упражнения.

Упражнение 249. Спишите, вставляя пропущенные знаки препинания и подчеркивая определения и приложения. Какое общее условие обособления объединяет эти примеры?

1) Низенький и коренастый, он обладал страшною силой в руках. 2) Поглощенный его словами, я не мог думать над этой загадкой. 3) Недоумевающий, озадаченный выходкой моего спутника, я смотрел на него и молчал. 4) Смотреть на нее, спокойную и сильную, как большая полноводная река, приятно. 5) Сегодня она, в новом голубом капоте, была особенно молода и внушительно красива.

(М. Горький)

Общее условие: согласованные определения (распространенные и нераспространенные) относятся к личным местоимениям, поэтому во всех предложениях обособляются.

  1. Закрепление изученного материала

Упражнение 254.Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Графически обозначьте определяемые слова и распространенные определения. (Ребята выполняют это упражнение так: один учащийся выходит к доске, остальные записывают предложение в тетради; затем учащийся у доски объясняет орфограммы и пунктограммы).

  1. Синее спокойное озеро в голубой раме гор, окрыленных вечным снегом, темное кружево садов пышными складками опускается к воде. 2) Из двери белого дома домика, захлестнутого виноградниками, выходит навстречу солнцу древний старец. 3) В священной тишине восходит солнце и от камней острова поднимается в небо сизый туман, насыщенный сладким запахом золотых цветов. 4) Раздираемое молниями небо дрожало, дрожала и степь, то вся вспыхивая синим огнем, то погружаясь в холодный, тяжелый и тесный мрак, страшно суживавший ее. 5) Закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями скользящими по его хребтам. 6) По обеим сторонам камина стоят фикусы, нищенски бедные листьями. 7) Струйка дыма вилась в ночном воздухе, полном влаги и свежести моря. 8) Лодка колыхалась на волнах, шаловливо плескавшихся о ее борта, еле двигалась по темному морю, а оно играло все резвей и резвей. 9) Тишина прерывалась звуками песни, долетавшей с реки. 10) Трава, сгибаемая ударами ветра и дождя, ложилась на землю.

Примечание: учитель должен прокомментировать обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами, в 4 предложении, т.к. эта тема еще не изучена.

1. Что такое обособление? Какие члены предложения называются обособленными?

Обособление – это выделение членов предложения интонацией и на письме, чтобы придать им синтаксическую и смысловую самостоятельность. Обособленными могут быть любые члены предложения.

2. Каковы условия обособления второстепенных членов предложения?

Для обособления второстепенных членов предложения, они должны:
Располагаться в особенном порядке;
Уточнять характер отношения одного члена предложения к другому;
Обладать определенной смысловой нагрузкой;
Намеренно выделяться в предложении автором;
Стоять возле других обособленных членов;
Не сочетаться синтаксически и по смыслу с другими членами предложения.

3. Каковы правила пунктуации при обособлении определений и приложений?

O Определения обособляются:
Если оно относится к личному местоимению я, ты, вы, мы, он, она, они, оно. Например: Как она, любимая, могла так поступить?
Если выражено причастием или прилагательным с зависимыми словами и стоит после определяемого слова: Дом, построенный недавно, еще нуждался в отделке.
Имеет дополнительные значения причины или уступки. Например: Уставшая после рабочего дня, мама ушла отдыхать.
Несколько нераспространенных прилагательных стоит после определяемого слова. Например: Мне нравится ее характер, справедливый и смешной.
Они выражены существительным в косвенном падеже и стоят в предложении после определяемого слова. Например: Уже знакомый нам дедушка, с длинной бородой, медленно побрел в сторону восходящего солнца.

O Приложения обособляются, если:
Они распространенные и выражаются нарицательным существительным с зависимыми словами, а стоят после определяемого слова: Май, последний весенний месяц, порадовал теплом.
Одиночные и относятся к нарицательному существительному с зависимыми словами. Например: Наша внучка, артистка, хочет быть знаменитой.
относятся к собственному существительному и стоит после него. Например: Стихи Цветаевой, великого русского поэта, не могут не оставить глубокий след в сердце читателя.
Они относятся к личному местоимению: Им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни…

4. Каковы правила пунктуации при обособлении обстоятельств?

Всегда обособляются обстоятельства, которые представлены оборотами с предложными сочетаниями «невзирая на», «несмотря на». Например: Несмотря на плохую погоду, она все-таки пошла на почту.
o Деепричастие обособляется, если:
Употребляется в форме оборота. Например: Закрыв окно, она продолжила свой рассказ.
Оборот стоит после союза а. Например: Нужно исправить ошибку, а исправив ее, отдать тетрадь обратно учителю.
Одиночное деепричастие обособляется, если не утрачено значение действия (нет перехода в наречие).

5. Какие члены предложения называются уточняющими?

Уточняющими членами предложения называются слова, которые объясняют смысл предшествующих слов. В речи выделяются интонацией, а на письме запятыми. Пример: Сегодня, в два часа дня, приходите в актовый зал.

6. С какой интонацией произносятся обособленные члены предложения?

Обособленные члены произносятся с выделительной интонацией: выделяются паузами и сопровождаются повышением или понижением тона, в зависимости от того, в каком месте предложения находятся.

Л.С. ТРОНИНА,
г. Ижевск

Обособленные определения и приложения

8-й класс

Обособление – смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.

Обособленные члены:

– уточняют высказываемую мысль;
– конкретизируют описание действия;
– дают более углубленную характеристику лицу или предмету;
– вносят в предложение экспрессивную окраску.

Общие условия обособления определений:

1) стоят после определяемого слова;
2) относятся к личному местоимению;
3) имеют дополнительное обстоятельственное значение.
4) удаленность определения от определяемого слова (см. таблицу).

Обособленные определения и приложения

Тренировочные упражнения

№ 1 . Неосложненные предложения измените, включив в них обособленные определения, выраженные прилагательными .

1. Береза является символом России. (Стройная, белоствольная.) 2. Спринтер все же добился хороших результатов. (Способный, настойчивый.) 3. От солнца слепило глаза. (Яркое, беспощадное.)

№ 2 . Измените предложения, заменив составные именные сказуемые обособленными определениями, выраженными прилагательными. Определите, в каких случаях целесообразна такая замена.

1. Город был большой и шумный, но в нем с интересом можно было ходить целый день. 2. Цветы в палисаднике были яркие и красивые, что притягивало внимание прохожих. 3. Овраги были крутые и глубокие, весной же они заполнялись до краев водой.

№ 3 . Для совершенствования навыков выразительного чтения, понимания роли обособленных определений предлагается следующий текст .

Тонкая вода отблескивала солнцем, под водой сверкала галька. Камни, белые и гладкие, резко и светло отражали солнце и желтый песок, обозначив былую ширь лесного ручья. Отпотевший камыш в заводи был туг, маслянист, густо-зелен. Изредка между каменными кругляшами, устилавшими дно, проскальзывал темным вертким телом вьюн, косой штриховкой проносились стаи малявок. Лишь одни ветлы, тяжело нависшие с берега, сопротивлялись пожарной силе солнца. В их густой листве, издали почти черной, гасли яркие тучи. Пела горлинка. Свою песенку, тонкую и нежную, она прерывала вдруг резким, пронзительным вскриком, а потом как ни в чем не бывало длила тоненькую оборванную ноту.

(По Ю.Нагибину)

№ 4 . Из двух простых предложений составьте одно, сделав сказуемое второго предложения приложением к подлежащему первого. Подумайте, какой речевой недочет вы устраняете, заменяя два предложения одним .

Образец . Синтаксис изучает значение и строение словосочетаний и предложений. Синтаксис – раздел науки о языке. – Синтаксис, раздел науки о языке, изучает значение и строение словосочетаний и предложений.

1. Определение может обособляться. Определение – второстепенный член предложения. 2. Обособленные предложения могут быть выражены прилагательными, причастиями, существительными. Обособленные определения – это члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно. 3. Приложение тоже может обособляться. Приложение – это определение, дающее другое название предмету.

№ 5 . Определите, в каких примерах приложение с союзом как имеет причинное значение и выделяется запятыми (в этом случае союз можно опустить). Чем можно заменить союз как в том случае, когда приложения c ним не обособляются? Запишите предложения, расставляя знаки препинания.

1. Мой друг как лучший математик класса будет участником олимпиады. Мой друг известен как лучший математик класса. 2. Этот подарок мне дорог как память о туристическом походе. Этот подарок как память о туристическом походе мне очень дорог. 3. Как человек военный он понимал что означает эта канонада. 4. Этот сорт пшеницы как самый морозоустойчивый сеют в северных районах страны.

№ 6 . Спишите текст. Расставьте знаки препинания, найдите приложения и объясните, почему они обособлены .

РУССКИЙ СОЛОВЕЙ

Слыхали ли вы «Соловья» знаменитый романс русского композитора Алябьева на слова поэта Антона Дельвига друга Александра Пушкина?
Эта замечательная мелодия родилась в тюремной камере московской городской полицейской части. Уже около года томился здесь композитор Алябьев человек близкий к декабристам. После трех лет разбирательства его сослали в Сибирь лишив всех отличий и чинов. Но песню сочиненную им нельзя было ни арестовать ни сослать.
«Соловей» вырвавшись из-за решетки понесся по белу свету сразу же очаровав слушателей. Алябьева автора романса «Соловей» стали называть «русским соловьем».

№ 7 . Диктант по данному тексту проводится с использованием репродукции картины Ю.М. Непринцева «Отдых после боя». Репродукция вывешивается на доске, и учащимся предлагается рассмотреть ее до чтения текста .

ОТДЫХ ПОСЛЕ БОЯ

Наконец-то отдых после боя. Привал. Общим вниманием завладел Вася Теркин, бывалый солдат, балагур и весельчак. Теркин рассказывает о чем-то пехотинцам, разведчикам и танкистам. Как всякий хороший рассказчик, он почти серьезен, только где-то в уголках рта да в прищуре глаз прячется озорная усмешка.
Но Теркин, хороший боец, весельчак, любимец товарищей, не единственный главный герой в картине. Каждый из слушателей Теркина – это яркий индивидуальный характер. Вот паренек справа от Теркина. Он боится пропустить слово рассказчика. Хозяйственный старшина, сам бывалый человек, удобно усевшись на ротном имуществе, доброжелательно улыбается в усы. Боец с вещевым мешком за плечами, безудержно хохоча, схватился рукой за щеку. Стоящий рядом с ним чубатый парень в лихо сдвинутой набок шапке расплылся в улыбке. Он по достоинству оценивает рассказ товарища.
Сидящий за спиной старшины пожилой солдат, участник многих войн, наверное, пошел на фронт добровольцем. Много повидавший и узнавший в жизни, он, человек хозяйственный и рассудительный, пользуясь возможностью, с аппетитом расправляется с содержимым солдатского котелка. Это не мешает ему доброжелательно-снисходительно слушать балагурство молодых парней, годящихся ему в сыновья.
Эти столь разные, жизнелюбивые, веселые и серьезные люди, сильные фронтовой дружбой, олицетворяют народ, вставший на борьбу с фашизмом. Грозные для врага, в минуту отдыха в своей среде удивительно симпатичные ребята.

(По И.Мямлину)

Обособление - это смысловое и интонационное выделение членов предложения с целью придать им известную смысловую и синтаксическую самостоятельность в предложении.

В устной речи они выделяются интонацией, а на письме отделяются или выделяются знаками препинания.

Разные члены предложения обособляются по разным причинам. В одном случае второстепенные члены предложения обособляются потому, что по своему значению в предложении приближаются к сказуемому. В других случаях они обособляются потому, что используются в предложении как нечто добавочное, введённое для уточнения какого-либо члена предложения или для сообщения о нём чего-то дополнительного.

Все обособленные члены делятся на две группы: обособленные члены со значением добавочного сказуемого и обособленные члены со значением уточнения .

I. Значение добавочного сказуемого могут иметь обособленные определения, приложения и обстоятельства.

Эти члены предложения легко заменить сказуемым.

Сравните: 1) Море, утихшее за ночь , сейчас еле плескалось в скалах. - Море утихло за ночь и сейчас еле плескалось в скалах; 2) Отличный механик , он легко устранил неисправность в моторе. - Он легко устранил неисправность в моторе, так как был отличным механиком ; 3) Проехав несколько станций без остановки , электричка остановилась только в Люберцах. - Электричка проехала несколько станций без остановки и остановилась только в Люберцах.

Обособленные определения выражаются причастными оборотами, одиночными и однородными причастиями и прилагательными, а также оборотами, состоящими из прилагательных или существительных с зависимыми словами.

Например: Книги, прочитанные в детстве , помнятся всю жизнь; А лес, молчаливый , темный , тянулся на много верст вокруг (Бунин); Я прожил жизнь, полную неожиданностей (Паустовский); Коля, в своей новой курточке с золотыми пуговками , был героем дня (Тургенев).

Обособленные обстоятельства могут выражаться деепричастными оборотами, одиночными деепричастиями, а также существительными с предлогами несмотря на, согласно, благодаря, вопреки, по причине и др.

Например: Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в пыль и мельчайшие брызги (Солоухин); Несмотря на погоду , мы решили выступать (Обручев).

Обособленные дополнения чаще всего выражаются существительными с предлогами кроме, помимо, сверх, за исключением, включая и др.

Например: Кроме диких птиц и зверей , около монастыря не показывалась ни одна душа (Чехов).

Все обособленные члены предложения могут быть выражены также сравнительными оборотами с союзами как, как будто, будто, словно и др.

Например: По сухим сосновым борам идешь, как по глубокому дорогому ковру ; Комната была залита ровным светом, будто от керосиновой лампы (Паустовский).

II. Значение уточнения могут иметь различные обособленные члены предложения , которые конкретизируют предшествующие уточняемые члены. Уточняющим будет считаться такой член предложения, который, находясь после своего синтаксического аналога, будет сужать передаваемое понятие или ограничивать его в каком-то отношении.

Иными словами, уточняющее обстоятельство времени должно идти после обстоятельства времени, определение – после определения, но смысл второго должен быть уже и конкретнее первого. В роли уточняющих членов выступают обстоятельства места, времени, образа действия, определения и приложения.

Например: С юга, со степного гребня , набегом шел теплый и мокрый снег; Разметнов на вторые сутки, к вечеру , прибежал к Давыдову (Шолохов). В этих предложениях конкретизируются обстоятельства места и времени (наиболее распространенные случаи).

Обособляются присоединительные конструкции, которые содержат дополнительные замечания или разъяснения , вводимые в середину или в конец предложения. Такие конструкции обычно присоединяются словами даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом, в том числе, притом, и притом, и (в значении «и притом»), да, да и, да и вообще и др.

Например: Было очень тепло, даже жарко (Чаковский); В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах (А. Островский); А Рудин заговорил о самолюбии, и очень дельно заговорил (Тургенев); Что тут делать скульптору, да ещё плохому ? (Тургенев); Уже на Кавказе я узнал, и то не от капитана , что он был четыре раза тяжело ранен… (Л. Толстой); Дорога была только одна, и притом широкая и обставленная вехами , так что сбиться было невозможно (Короленко); Пусть эти люди, да и многие другие , запомнят случившееся. Казалось, что всё, в том числе леса и поля , движется на запад, а на восток идти и ехать невозможно (Казакевич)

Условия обособления

Для того чтобы понять, почему одни второстепенные члены предложения обособляются , а другие нет, почему в одних случаях обособление обязательно, а в других факультативно, необходимо учитывать условия обособления .

Условия обособления - это те факторы, которые благоприятствуют смысловому и интонационному выделению членов предложения.

Самым общим и самым обязательным условием возможности обособления является отсутствие тесной связи второстепенного члена с главным словом. Прежде всего это проявляется в том, что обособление допускают только «факультативные» члены предложения - такие, которые не являются необходимыми при главном слове: определения, приложения, обстоятельства. Наоборот, те члены предложения, которые связаны с передачей основного, а не дополнительного содержания, обособлению не подвергаются.

Например , не обособляются определения, без которых существительное неспособно полноценно обозначить предмет или обстоятельство: Вместо весёлой петербургской жизни ожидала меня скука в стороне глухой и отдалённой (А. Пушкин). Дополнения, чаще всего выступающие в роли обязательного члена предложения, тесно связанного с главным словом, также обособлению не подвергаются.

Таким образом, условия обособления - это всё то, что способствует ослаблению связи с главным словом и усилению смысловой значимости самого второстепенного члена.

На обособление влияют синтаксические, морфологические и семантические условия.

Синтаксические условия:

1. Порядок слов:

Есть обычный (прямой) и необычный (обратный) порядок слов (инверсия). Так, при прямом порядке слов согласованное определение стоит перед определяемым словом, а несогласованное - после определяемого слова, добавочное действие, названное деепричастием, - после основного, обозначенного сказуемым. Если второстепенный член предложения ставится на необычное для него место в предложении, то тем самым он выделяется, особо подчёркивается - усиливается его смысловая значимость.

Поэтому среди согласованных определений обычно обособляются те, которые стоят после определяемого слова, а среди обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями, - стоящие перед сказуемым.

Например: Он, не останавливаясь, бежал и Он бежал не останавливаясь .

2. Дистантное положение второстепенного члена предложения по отношению к главному слову (оторванность второстепенного члена предложения от главного слова).

Например: И снова, отсечённая от танков огнём , залегла на голом склоне пехота (М. Шолохов).

Такой отрыв определения от определяемого слова непривычен и приводит к усилению его смыслового веса. А это вызывает необходимость обособить такое определение.

3. Объём обособляемого члена (распространённые члены предложения обособляются чаще, чем нераспространённые) или наличие двух или нескольких однородных второстепенных членов .

Например: Ведёрко, полное росы , я из лесу принёс (С. Маршак) и Ведёрко полное набрать не пожалел я сил (С. Маршак).

, необычная для данного второстепенного члена предложения (появление у второстепенного члена добавочного значения), когда второстепенный член поясняет не только то слово, которому непосредственно подчинён, но и какой-либо другой член предложения.

Например , обособляется согласованное определение, стоящее даже перед определяемым словом (прямой порядок слов), если это определение имеет добавочное обстоятельственное значение: Истощенный усилиями и лишениями , старик слег в постель (причастный оборот, стоящий перед определяемым словом, обособляется здесь потому, что имеет еще и обстоятельственное (причинное) значение).

Морфологические условия обособления

Иногда обособление зависит от наличия в составе выделяемого члена предложения определённой грамматической формы или служебного слова определённого лексико-грамматического разряда, т.е. обособление в таком случае связано с морфологическим способом выражения второстепенного члена.

Деепричастия, краткие формы прилагательных и причастий, выступающие в функции определения, сочетания со сравнительными союзами (сравнительные обороты), некоторые сочетания существительных с предлогами, наличие вводных слов обычно образуют обособленные второстепенные члены.

Например: Когда письмо было готово и я собирался его заклеить, вошёл, видимо рассерженный , староста (В. Короленко). В этом предложении одиночное (нераспространённое) согласованное определение рассерженный, стоящее перед определяемым существительным, обособляется, так как к нему относится вводное слово видимо (которое, кстати, не отделяется запятой от определения).

Практически всегда (кроме отдельных особых случаев) обособляются обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

Краткие формы прилагательных и причастий в современном русском языке закрепились в функции сказуемого. Сравнительно редко (в основном в поэзии) они употребляются как определения (которые относятся к подлежащему), сохраняя значение добавочного сказуемого, что делает их обособление обязательным, независимо от местоположения.

Например: Колеблется воздух, прозрачен и чист (Н. Заболоцкий); Богат, хорош собою , Ленский везде был принят как жених (А. Пушкин); В привычный час пробуждена , вставала при свечах она (А. Пушкин).

Сравнительный союз, как правило, требует интонационного выделения оборота: Душный воздух неподвижен, как вода лесного озера (М. Горький).

Семантические условия обособления

Отсутствие или наличие тесной смысловой и синтаксической связи между второстепенным членом предложения и тем словом, к которому он относится, иногда обусловливается семантикой поясняемого слова. Чем конкретнее, определённее значение слова, тем менее оно нуждается в распространении, тем слабее связи с ним второстепенных членов, которые поэтому легко обособляются.

Например , личные местоимения «не признают» обычных определений, нельзя сказать: внимательный я, сердитый он (сравните: внимательный ученик, сердитый человек ). Поэтому определения, относящиеся к личному местоимению, всегда обособляются.

Например: А он, мятежный , просит бури... (М. Лермонтов).

Если определяемое слово является именем собственным или относится к терминам родства (мать, отец, дедушка, бабушка и подобные), то это тоже может способствовать обособлению определения .

Например: Дед, в бабушкиной кацавейке, в старом картузе без козырька , щурится, чему-то улыбается (М. Горький).

Наоборот: с существительными, слишком общими по значению (человек, вещь, выражение, дело и подобные), определения образуют единое целое, т.к. существительное без определения не может участвовать в формировании высказывания.

Например: Это заблуждение свойственно даже людям умным и образованным ; Случались дела смешные, трогательные и трагические (В. Астафьев) - определения в этих предложениях необходимы для выражения основного (а не добавочного) сообщения.

Таким образом, обособленные второстепенные члены со значением добавочного сообщения имеют :

смысловые признаки: вносят в предложение дополнительное значение и по своей смысловой роли в предложении приближаются к сказуемому, к придаточному предложению;

грамматические признаки: являются только второстепенными членами предложения (обособленными определениями, обстоятельствами йии дополнениями);

интонационные признаки: произносятся с особой выделительной интонацией (интонация обособления);

пунктуационные признаки: на письме выделяются с обеих сторон запятыми.



Статьи по теме