Пожарский дмитрий михайлович биография кратко. Нижегородская энциклопедия

на южской земле

Южский край - заповедный лесной уголок на юго-востоке современной Ивановской области. С XIV века он входил в состав Стародубского княжества, центром которого был город Стародуб-на-Клязьме (ныне с. Клязьминский Городок, находящееся в 40 км на восток от Суздаля). Стародубский удел был выделен Всеволодом Большое Гнездо (1197-ок.1247) для младшего сына Ивана. В роду князей Стародубских есть прославленный как местночтимый святой Владимирского края благоверный князь Феодор (ум.1330). Его сын Андрей вместе с другими русскими князьями был участником Куликовской битвы, где командовал правым крылом русских войск.

Князья Пожарские - прямые потомки Стародубских князей, происходя от Василия Андреевича (ум. в к. XIV в.), которому на Стародубских землях в удел был выделен Пожар, расположенный на юг и юго-запад от Стародуба-Ряполовского, близ с. Осипово. По названию удела князья и получили свою фамилию. Где-то между 1437 и 1445 гг. князь Данило Васильевич Пожарский променял родовое гнездо у родственника князя Дмитрия Ивановича Ряполовского на с. Мугреево с деревнями. Во время опричнины князья Пожарские лишились части своих суздальских вотчин, но Фёдор Иванович, дед князя Дмитрия, некоторые из них сумел вернуть во своё владение, передав сыну Михаилу, по прозвищу «Глухой». Об отце князя Д.Пожарского Михаиле практически ничего не известно, кроме того, что он скончался в 1588 г., когда будущему национальному герою было 10 лет.

В 1590-х годах его мать, Евфросинья Фёдоровна (урожд. Беклемишева, ум.1632), служила при дворе царицы Марии Григорьевны Годуновой и царевны Ксении Фёдоровны верховой боярыней, взяв придворное имя «Мария».

Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года, в день памяти св. бессребреников Косьмы и Дамиана, и был крещён в честь одного из этих святых Косьмой. В данной грамоте от 1588 года мы встречаем его первый автограф уже с именем Дмитрий, придворным именем князя. Согласно ей мальчик вкладывает на помин отца, по его завещанию, деревню Три Дворища (близ современного с. Мугреево-Дмитриевское) в Суздальский Спасо-Евфимьев монастырь.

Подпись князя Дмитрия стоит под Соборным определением об избрании на царство царя Бориса Годунова. Пожарский нёс службу при его дворе в 1598-1605 гг. сначала как «стряпчий с платьем», а с 1604 - стольником. В том же чине он продолжал службу при Лжедмитрии I (1605-1606) и Василии Шуйском (1606-1610). Присягнув в 1607 г. царю Василию Шуйскому, он остается верным присяге до конца своих дней. В 1608 г. Пожарский впервые проявил свой полководческий талант: охраняя коломенский хлебный тракт, со своим отрядом разгромил воровских казаков у с. Высоцкого близ Коломны. Когда столицу в 1609 г. осадили войска Лжедмитрия II, Дмитрий Михайлович был призван к защите Москвы и участвовал в обороне города.

За «Московское осадное сидение» князь Дмитрий был пожалован вотчинами в Суздальском уезде: селом Нижний Ландех с прилегающими деревнями и починками и частью слободы Холуй. Из жалованной грамоты царя Василия узнаем, что Дмитрий Михайлович «против врагов стоял крепко и мужественно», царю и Московскому государству «многую службу и дородство показал... На воровскую смуту и прелесть не покусился», стоял «в твёрдости разума крепко и непоколебимо».

В 1610 г. князь Дмитрий был назначен воеводой в Зарайск, один из ключевых пунктов обороны южных рубежей Московского государства на рязанщине. Своих взбунтовавшихся горожан он усмирил, не позволив присягнуть Лжедмитрию II, и вернул к повиновению царю восставшую Коломну. Молитвенным предстательством св. Николая (в Зарайске был особенно почитаемый его образ) князь одержал в это время много блестящих побед. Когда весной 1610 г., после кончины М.В.Скопина-Шуйского, П.П.Ляпунов предложил ему пойти на союз с Тушинским вором, Пожарский с негодованием отклонил предложение и доложил царю о намерениях рязанского дворянина.

После сведения с трона царя Василия для Москвы наступили тяжкие времена, предательством Семибоярщины столица была отдана во власть польского гарнизона. В марте 1611 г., когда началось стихийное восстание московского люда, князь Пожарский оказался в гуще событий. Наёмные солдаты гарнизона выжигали город, наступая на защитников Руси вслед за линией огня, и единственным очагом сопротивления скоро оказалась Сретенка с деревянным острожком, который по команде Пожарского был возведён у церкви Введения на Лубянке. Князь получил тяжелейшее ранение и был увезён сначала в Троице-Сергиев монастырь, а затем в его вотчину Мугреево. Крестьянский историк О.П.Голиков (потомок священника Саввы, лично знавшего Пожарского), писал в истории с. Нижний Ландех, что Пожарский лечился от ран «не инде где, а в Святоезерском монастыре». Сюда, в с. Мугреево, и пришли в октябре 1611 г. посланцы Нижнего Новгорода, приглашая князя возглавить ополчение, собранное его тёзкой Кузьмой Мининым.

В феврале 1612 года, воодушевлённые воззванием только что погибшего патриарха Гермогена, ополчение под командованием князя Дмитрия Михайловича, вооружённое на народные средства, с Казанской иконой Пресвятой Богородицы, вышло из Нижнего Новгорода, направляясь через волжские города Кинешму, Кострому и Ярославль к Москве. В Ярославле была сделана долгая остановка, за время которой Пожарский и Минин создали Совет всея земли, от его имени рассылали грамоты и собирали новые силы. Надо отметить, что монеты, чеканенные ими, выпускались с портретом последнего государя из династии Рюриковичей Фёдора Иоанновича (1584-1598). В июле 1612 г. уже с отрядом прекрасно снаряжённого войска, в числе около 7 тыс. человек, Пожарский вышел в судьбоносный поход на Москву, по пути зайдя в Троице-Сергиев монастырь. Оттуда войско, благословляемое иноками, подошло к столице почти одновременно с превосходящим войском коронного гетмана Ходкевича (10 тыс. отборных воинов) и вступило с ним 23-24 августа в бой. Чашу весов перевесил подвиг К. Минина, ночью с отрядом храбрецов напавшего, с согласия своего военачальника, на отдыхавшего противника. Ходкевич был отброшен, и голодающий польский гарнизов в Кремле был обречён.

После осады 22 октября ополчение Пожарского и Минина взяло приступом Китай-город, и польский гарнизон капитулировал с условием сохранить жизни сдавшихся. Казаки Д.Т.Трубецкого, при выходе сдавшихся из Кремля, перебили почти всех; князь же Пожарский сдержал свое слово, и все, доверившиеся в его руки, остались живы. С тех пор день 22 октября (4 ноября н. ст.) стал церковным праздником Казанской иконы, а теперь - государственным праздником.

По инициативе князя был созван Земский собор с уникальнейшим представительсвом по 10 человек от всех городов и всех сословий, включая крестьян. Из 4-х кандидатов, выдвинутых на царство, собор избрал Михаила Фёдоровича Романова, ставшего родоначальником новой династии русских царей. 1 июля 1613 г. состоялось венчание на царство Михаила Романова, Московская Русь вновь обретала единство и преемство. В ночь перед церемонией князь Пожарский находился при «бережении» регалий: шапки Мономаха и барм. При церемонии шествия в Успенский собор Дмитрий Михайлович нёс царский скипетр, а во время торжественной литургии держал «яблоко» (так в старину называли царскую державу).

Символика оказалась пророческой: ведь во все время последующей службы именно князь Пожарский был посылаем юным царём во все «горячие точки», охраняя власть и державу нового самодержца. В первые годы после Смуты (до 1628 г.) в наводнённой вооружёнными отрядами стране князь возглавил ключевые ведомства: Ямской и Разбойный приказы. За это время он сумел построить множество новых путей, обеспечить их безопасность, даже ввёл новые законы: ответственность за неумышленное убийство и за куплю-продажу краденого имущества.

Получивши высший чин думного боярина и множество новых вотчин, стареющий князь осенью 1641 г. составил духовную грамоту, в которой среди прочих заветов разделил детям семейные святыни. Известно, что от брака с Прасковьей Варфоломеевной (ум.1635) он имел 6 детей: Ксению (в замужестве Куракину, ум.1625), Петра (ум.1649), Фёдора (ум.1633), Анастасию (Пронскую), Ивана (ум.15.02.1668), Елену (Лыкову). Второй женой Д.М.Пожарского была Федора Андреевна Голицына, детей у них не было.

Cпаситель Отечества отошёл ко Господу на Фоминой седмице 20 апреля 1642 г. и был погребён в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимьевом монастыре, куда передал при жизни и по завещанию множество средств и семейных реликвий.

Князь Иван Дмитриевич, благословленный родовой иконой святителя Николая, после смерти брата Петра в 1649 г. основал Николо-Борковскую пустынь близ с. Холуй, доныне сохранившуюся на южской земле. До нашего времени сохранился синодик Святоезерского монастыря, в который Иван сделал множество вкладов. Первым среди рода Пожарских поминается «князь Козьма». Образ благоверного воина, освободителя Отечества князя Пожарского является примером воплощения завета Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Подвигом и делами «болярина князя Козьмы» мы стоим и сегодня.

Сегодня Сам Бог обращает наше внимание на дело Пожарского: совсем недавно, 19 ноября 1996 года, на южской земле произошло явление Матери Божией и была явлена икона Неопалимая Купина . Словно призыв вызволять любимое Отечество из пламени огня.

Эпоха Смутного времени оказалась для России тяжелейшим испытанием. Вопрос стоял не только о власти, а о самом существовании страны как независимого государства.

Внутренняя междоусобица поколебала все государственные институты, все представления о долге и чести. Многие государственные деятели в этот период успели неоднократно сменить лагеря, поддерживая то одного, то другого претендента на престол. Словом, тех, кто не замарал своего имени постыдными деяниями, почти не осталось.

«Почти» — потому что среди героев Смутного времени особняком стоит фигура князя Дмитрия Михайловича Пожарского , отвагой, доблестью и верностью присяге которого восхищались не только соратники, но и враги.

Будущий герой родился 1 ноября 1578 года в семье князя Михаила Фёдоровича Пожарского и Евфросиньи Фёдоровны Беклемишевой .

Род князей Пожарских ведёт свою историю от легендарного князя Всеволода Большое Гнездо , потомки которого правили Россией вплоть до пресечения династии Рюриковичей .

Несмотря на это, отец Дмитрия в эпоху Ивана Грозного на государственной службе не числился. Вообще, в роду Пожарских не было видных полководцев и политиков. Разве что дед Дмитрия, Фёдор Иванович Пожарский , был полковым воеводой у Ивана Грозного при взятии Казани.

Отец Дмитрия Пожарского умер, когда мальчику не было и десяти лет. Мать перевезла Дмитрия вместе с братом и сестрой в Москву, где занялась их воспитанием.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

Ефросинья Беклемишева происходила из знатного дворянского рода, но даже с учётом этого для своего времени она была уникальной женщиной. Мать князя Дмитрия сама получила отличное образование и смогла дать такое же своим детям. На протяжении всей своей жизни она помогала Дмитрию мудрыми советами, к которым сын всегда прислушивался.

Именно мать сформировала у Дмитрия Пожарского такие качества, как отсутствие чванства, заносчивости и зазнайства; отсутствие алчности и высокомерия, справедливость и великодушие; скромность и честность в отношениях к людям и поступках; преданность государям российским и своему Отечеству; храбрость и способность к самопожертвованию.

Нетипичная карьера

В 1593 году 15-летний Дмитрий Пожарский поступает на царскую службу. К воцарению Бориса Годунова князь носил придворный титул «стряпчий с платьем». Достаточно высокое положение при дворе занимала и мать князя, хотя положение Пожарских до 1602 года оставалось неустойчивым. Новый монарх, по всей видимости, нащупывал тех людей, на которых может положиться. В 1602 году 24-летний Дмитрий Пожарский, достаточно хорошо зарекомендовавший себя на службе, получил от царя чин стольника.

Впрочем, при нестабильности верховной власти возвышение могло быть недолгим. И действительно, в 1605 году умер Борис Годунов, и в Москву торжественно вошёл Лжедмитрий I .

Однако молодой князь Пожарский остался при дворе. Верность долгу к тому времени стала отличительной чертой Дмитрия. А ведь Лжедмитрий на Москве был признан законным царём, и сомневаться в его «легитимности» князь Пожарский себе не позволял.

Но в 1606 году борьба за трон продолжилась — Лжедмитрия свергли и убили, а на трон взошёл боярин Василий Шуйский . Новому царю присягнули подданные, и Дмитрий Пожарский в их числе.

Власть Василия Шуйского была слабой — к самым стенам Москвы подступала армия нового самозванца Лжедмитрия II, получившего прозвище «Тушинский вор», на западе России хозяйничали литовцы и поляки, занимавшиеся грабежами и разорением городов, повсюду расплодились вооружённые банды.

Василию Шуйскому требовались умелые и верные полководцы, и в 1608 году он назначил полковым воеводой 30-летнего Дмитрия Пожарского.

Новый военачальник сразу проявил себя блестяще, разбив отряд «Тушинского вора» под Коломной. Год спустя он отметился тем, что наголову разбил банды мятежного атамана Салькова , после чего в феврале 1610 года был назначен воеводой в город Зарайск.

Шуйский отметил талантливого командира, пожаловав ему в вотчину село Нижний Ландех и посадец Холуй в Суздальском уезде с деревнями, починками и пустошами.

В 1610 году ещё один талантливый русский военачальник Михаил Скопин-Шуйский с русско-шведским войском освободил окрестности Москвы от войск «Тушинского вора» и польско-литовских банд. Однако после этого успеха Скопин-Шуйский был отравлен. Гибель полководца связали с именем его дяди — царя Василия Шуйского, который стал опасаться популярности племянника.

Смерть Скопина-Шуйского вызвала большое возмущение в народе. Часть русских городов отказалась далее признавать власть Василия Шуйского. Колебался и Зарайск, однако авторитет воеводы Пожарского, сохранившего верность присяге, позволил оставить город под контролем царской власти.

Бесстрашный воин

Но верность князя Пожарского Василия Шуйского не спасла — он был свергнут боярами, насильно пострижен в монахи, а затем отправлен в польский плен, где вскоре и скончался.

В России установился окончательный хаос. В Москве функции правительства выполняла так называемая «Семибоярщина», выступавшая за приглашение на трон польского королевича Владислава . В то же время на трон претендовал и действующий польский король Сигизмунд III . Часть городов России контролировалась войсками очередного Лжедмитрия. Помимо этого, повсюду процветали различные мелкие, никому не подчиняющиеся военизированные группировки.

Во весь рост встал вопрос о том, будет ли вообще дальше существовать Россия как государство.

В Москву вошли польские войска, с которыми сотрудничали представители «Семибоярщины». К сопротивлению оккупантам призвал патриарх Гермоген, рассылавший во все города России грамоты с призывом защитить русскую землю и православную веру.

Одним из самых активных деятелей «Первого ополчения», формировавшегося для освобождения Москвы в 1611 году, стал рязанский воевода Прокопий Ляпунов . Именно к отряду Ляпунова со своими ратниками примкнул и зарайский воевода Дмитрий Пожарский.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

Первое ополчение получилось достаточно разношёрстным и плохо организованным. Им руководил триумвират в составе Прокопия Ляпунова, князя Дмитрия Трубецкого и атамана Ивана Заруцкого . Казаки последнего долгое время входили в состав войска «Тушинского вора». Недоверие и конфликты среди руководства ополчения привели к его неудаче. Войскам удалось подступить к Москве и даже захватить Белый город, но большего достичь не удалось. Конфликт между Заруцким и Прокопием Ляпуновым закончился убийством последнего, после чего ополчение распалось.

Что касается князя Дмитрия Пожарского, то он в этих распрях не участвовал и зарекомендовал себя исключительно с лучшей стороны. В мае 1611 года он героически сражался с поляками на улицах Москвы, отражая их атаки в районе современной Лубянки. Остановить его смогло только тяжёлое ранение. Соратники вывезли князя из Москвы в Троице-Сергиев монастырь, а затем переправили на лечение в родовое имение Юрино Нижегородского уезда.

Самый лучший тандем

В сентябре 1611 года энергичный и деятельный нижегородский земский староста Козьма Минин призвал к формированию нового ополчения для освобождения Москвы и России и в целом.

Минина поддержали и поручили ему руководить сбором средств и распределением их среди ратников будущего ополчения.

Учитывая горький опыт первого ополчения, Козьма Минин серьёзно подошёл к вопросу о кандидатуре военачальника. Впрочем, Дмитрий Пожарский в глазах многих выглядел безальтернативным кандидатом. Ему едва ли не единственному удалось не замараться во всевозможных изменах и кровавых междоусобных стычках. О воинской доблести говорили его победы и раны, полученные в боях.

В итоге нижегородцы призвали возглавить ополчение Дмитрия Пожарского. Тот принял приглашение, но с условием, чтобы всеми хозяйственными делами в ополчении заведовал Козьма Минин, организаторские способности которого князь сумел оценить.

Так сформировался тандем Пожарский - Минин, который стал одним из самых успешных в истории России.

Новое ополчение не сразу двинулось на Москву. Решив организационные вопросы, оно сформировало «Совет всея земли», который стал, по сути, новым российским правительством, альтернативным «Семибоярщине».

Постепенно новая структура принялась наводить порядок на местах, ликвидируя безвластие и восстанавливая стабильность. Одновременно с этим ополчение получало новое финансирование и бойцов.

Действия возглавляемого Пожарским и Мининым правительства внушали надежду россиянам, уставшим от Смуты.

Освободитель слишком хорош для царя

В конце июля 1612 года Второе ополчение выступило на Москву. Ополченцы шли на перехват войск польского гетмана Ходкевича, двигавшегося на помощь засевшим в Москве полякам с большим обозом. Дело в том, что со времени Первого ополчения часть русских войск продолжала блокировать польский гарнизон в Кремле.

Схватка у стен Москвы между 15-тысячным войском гетмана Ходкевича и 8000 ополченцев князя Дмитрия Пожарского растянулась на несколько дней. Мужество русских воинов и полководческий талант князя Пожарского решили дело — войска гетмана потерпели решительное поражение и отступили.

Фото: АиФ / Дмитрий Захарченко

Оставшиеся в Кремле оккупанты были лишены всякой надежды на помощь. 1 ноября 1612 года после длительной осады ополченцы штурмом взяли Китай-город. Спустя четыре дня капитулировал гарнизон Кремля. Москва была освобождена от захватчиков.

Правительство Пожарского и Минина выполнило свою задачу, а нового царя должен был избрать специально созванный Земский Собор, который начал заседать в январе 1613 года.

В числе кандидатур на вакантный престол звучало и имя князя Дмитрия Пожарского.

С точки зрения простого народа, он и вовсе был идеальным вариантом. Князь, не запятнавший себя подлостью, изменой и воровством, прославивший своё имя воинской доблестью, спасший страну от оккупантов — какого ещё царя надо?

Но логика народа и элиты во все века различалась существенно. С точки зрения знати, князь Пожарский имел слишком дальнее родство с Рюриковичами, не числился до Смуты в первых рядах боярства. Но главное, что пугало власть предержащих — безупречная репутация Дмитрия Пожарского. Замазавшиеся по уши в преступлениях во время Смуты представители русской элиты опасались возмездия. Списать и забыть все преступления проще, если на троне окажется тот, у кого и самого рыльце в пушку.

Понятно, что сам избранный на царство 17-летний Михаил Романов не успел отметиться преступлениями во время Смуты, но Романовы в целом изрядно запачкались. Впрочем, это тема отдельного разговора.

Князь по чрезвычайным ситуациям

Князь Дмитрий Пожарский при новом царе не попал в опалу, а, напротив, стал одним из самых видных деятелей новой эпохи.

Новой династии нужен был опытный, а самое главное, верный присяге человек, на которого можно было опереться. Найти человека более надёжного, чем князь Пожарский, было невозможно.

Он отражал новые атаки польских отрядов, вёл дипломатические переговоры, в разные годы возглавлял Ямской и Разбойный приказы, был Новгородским воеводой и наместником в Суздале, затем возглавил Московский Судный приказ. Глядя на карьеру князя Пожарского при Михаиле Романове, можно сказать, что для царя он стал тем же, кем стал Сергей Шойгу для Владимира Путина . Дмитрию Пожарскому постоянно поручались самые проблемные и трудные государственные вопросы.

Дмитрий Михайлович Пожарский умер 30 апреля 1642 года. Долгое время тайной оставалось и место захоронения героя. Лишь во второй половине XIX века было доподлинно установлено, что князь Дмитрий Пожарский похоронен в родовой усыпальнице в суздальском Спасо-Евфимиевом монастыре. С годами усыпальница оказалась разрушенной и была окончательно демонтирована в 1933 году. Однако сама могила князя оказалось нетронутой. В 2009 году усыпальница была восстановлена и открыта 4 ноября в присутствии президента России Дмитрия Медведева.

Князь, боярин (1613), русский военачальник и государственный деятель, один из руководителей Второго ополчения (1612). Русский национальный герой.

Князь Дмитрий Михайлович Пожарский родился 1 ноября 1578 года в семье князя Михаила Федоровича Пожарского (ум. 1587), потомка удельных князей Стародубских.

Место рождения Д. М. Пожарского неизвестно. Существует версия, что князь мог родиться в селе Берсеневе Клинского уезда (оно входило в проданное его матери Марии Федоровны Беклемишевой), т. к. суздальские земли князей Пожарских в это время были конфискованы царем в пользу опричнины.

В 1593 году Д. М. Пожарский поступил на придворную службу. В 1598 году он имел придворный чин «стряпчего с платьем». В начале царствования князь неоднократно подвергался опале, но в 1602 году опала с него была снята, и он был произведен в стольники.

Д. М. Пожарский продолжал придворную службу при и . В 1608-1610 годах принимал участие в борьбе со сторонниками , был полковым воеводой. В 1609 году за ревностную службу царь пожаловал ему в вотчину прежнее поместье его предков - село с 20 деревнями, починками и пустошами в Суздальском уезде. В феврале 1610 года назначил Д. М. Пожарского воеводой города Рязанского уезда.

В 1610 году Д. М. Пожарский не признал решения московских бояр призвать на российский трон сына польского короля - королевича . Князь принял участие в Первом ополчении (1611), примкнув в к отряду воеводы Прокопия Ляпунова. Во время восстания против польско-литовских интервентов в 19-20 марта 1611 года участвовал в уличных боях, в ходе которых был ранен.

С конца октября 1611 года Д. М. Пожарский вместе с нижегородским земским старостой участвовал в формировании Второго ополчения, стал одним из его руководителей. В августе-октябре 1612 года принимал участие в боях с войсками литовского гетмана Я. К. Ходкевича с осажденным в Московском Кремле польским гарнизоном, которые завершились освобождением от интервентов 22 октября (4 ноября) 1612 года.

В конце 1612 - начале 1613 года Д. М. Пожарский являлся одним из руководителей Земского собора, на котором сыграл выдающуюся роль при избрании на царство . При своем венчании 11 июля 1613 года царь пожаловал Д. М. Пожарского саном боярина, подтвердил прежние земельные дачи и наградил его новыми землями в Пурецкой волости Нижегородского уезда.

В 1615-1616 годах Д. М. Пожарский руководил боевыми действиями против польских отрядов А. И. Лисовского в районе и . В 1618 году он участвовал в отражении похода на польских войск королевича и украинских казаков гетмана П. К. Сагайдачного. С августа 1628 по сентябрь 1630 года Д. М. Пожарский был воеводой в с титулом наместника Суздальского. Во время Смоленской войны 1633-1634 годов Д. М. Пожарский являлся 2-м воеводой русской резервной группы войск в .

В 1616-1618 и в 1632-1633 годах по поручению царя Д. М. Пожарский возглавлял сбор «пятины» с торговых людей для пополнения казны в военное время. Князь руководил приказами: Галицкой четью (1617), Ямским (1619-1628), Разбойным (1621-1628), Приказных дел (1631-1632), Московским судным (1634-1638, 1639-1640).

Д. М. Пожарский выполнял также дипломатические поручения. В 1617 году он в чине наместника Коломенского вел переговоры с английским послом Дж. Мериком. В 1615-1617 годах участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией. В 1635 году князь был участником русско-польских переговоров, предшествовавших подписанию Поляновского мира. Весной 1640 года он, как наместник Коломенский, дважды принимал участие в переговорах с польскими послами. Эти переговоры являются последними службами Д. М. Пожарского, записанными в Разрядной книге.

20.04.1642 (3.05). - Умер кн. Дмитрий Михайлович Пожарский

Пожарский - герой Смутного времени

Дмитрий Михайлович Пожарский (1.11.1578–20.04.1642) – князь, один из руководителей освободительной борьбы русского народа против польских и шведских интервентов в Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене Великого Князя Суздальского и Владимирского, а затем и . Мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 г. пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу. С 1602 г. он – стольник при дворе . В 1608 г. был назначен воеводой; разгромил польско-литовский отряд под Коломной. В 1609 г., назначенный воеводой в г. Зарайск, отбил от города сторонников Лжедмитрия II.

В начале 1611 г. Пожарский участвовал в организации Первого ополчения, в марте 1611 г. – в . В Москве был ранен, вывезен в Троице-Сергиев монастырь, а затем в Суздальский уезд в родовую вотчину. В конце 1611 г. совместно с К. Мининым возглавил Второе ополчение, и прославившее Пожарского как героя, которого даже предлагали в числе кандидатов на царский престол.

На Земском соборе 1612–1613 гг. сыграл выдающуюся роль при и был пожалован боярским чином. Затем до 1618 г. руководил военными действиями против польских войск. Используя популярность Пожарского, правительство назначило его собирать "пятину" на нужды разоренного государства. В 1615–1617 гг. участвовал в переговорах о заключении Столбовского мира со Швецией. С 1619 г. Пожарский ведал Ямским, в 1624 г. – Разбойным, в 1636-1637 и в 1640-1642 гг. – Судным приказами. В 1628–1630 гг. – воевода в Новгороде, воевода армии прикрытия во время Русско-польской войны 1632–1634 гг.

Все царствующие при жизни Д.М. Пожарского Государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский Царь Михаил Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 г. он писал в своей жалованной грамоте: «… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ».

Пожарский перед смертью принял схиму и был похоронен в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевском монастыре в Суздале.

ПС. В нашей статье указана официально признанная дата рождения князя Д.М. Пожарского. По соображениям В.Е. Шматова, дата рождения должна быть иная: «Первое свое имя Косма князь Пожарский получил при рождении в день поминовения Космы бессребреника. Таких дней в году три (по старому стилю): 1 июля, 17 октября и 1 ноября. После крещения князь Пожарский получает светское имя в честь Димитрия Солунского. День его поминовения – 26 октября. Поэтому, согласно логике, князь Пожарский не мог родиться ни 1 июля, ни 1 ноября, а только 17 октября – 30 октября по новому стилю. Следовательно, дата рождения Д.М.Пожарского – 17 (30) октября 1577 года».

Использованы материалы сайта Межрегиональный общественно-патриотический Фонд "Отечество" им. Д.М. Пожарского .

Дмитрий Пожарский

Дмитрий Пожарский

Родился Д.М. Пожарский в семье одного из потомков Рюриковичей. Его отец, Михаил Федорович Пожарский – потомок в 13 колене великого князя Суздальского и Владимирского, а затем и великого князя Киевского . Его мать, Евфросинья Федоровна Беклемишева, была из знатного старинного дворянского рода. Обвенчалась она с Михаилом Федоровичем в 1571 г. В то время на Руси правил царь Иван IV (Грозный). По-видимому, Михаил Федорович на государственной службе не служил, так как в разрядных книгах того времени, по отзывам историков, он нигде не просматривается. Прожил он вместе с Евфросиньей Федоровной сравнительно недолго, так как в августе 1587 г. Михаил Федорович умер.
У Евфросиньи Федоровны и Михаила Федоровича было трое детей – дочь Дарья и два сына – Дмитрий и Василий. Когда умер отец, Дарье было пятнадцать лет, а Дмитрию – девять. Можно предположить, что незадолго до своей смерти Михаил Федорович со своей семьей жил в одном из своих имений, скорее всего в Суздальском уезде, так как и похоронен он был в родовой усыпальнице князей Пожарских – в Спасо-Евфимьевом монастыре Суздаля. Интересен тот факт, что на помин своей души князь завещал Спасо-Евфимьеву монастырю одну из своих деревень и купчую на эту деревню, переданную монастырю после смерти князя, подписал лично его сын Дмитрий, хотя ему было всего лишь девять лет. Это говорит о том, что в семье Пожарских уделяли большое внимание образованию детей, в частности, обучению их с малых лет грамоте. И в девять лет Дмитрий умел уже и читать и писать.

После смерти Михаила Федоровича семья Пожарских переезжает в Москву, где на Арбате еще у деда Дмитрия Михайловича, Федора Ивановича Пожарского, был свой дом. И в 1593 г. пятнадцатилетний Дмитрий поступает на государеву службу, хотя в разрядных книгах он упоминается лишь с 1598 г., в ранге "стряпчего с платьем". В этом же году он в числе других дворян подписывает соборное определение об избрании в цари Бориса Федоровича Годунова. Пожарский верно служит новому царю и в 1602 г. получает чин стольника. Приближает царь и мать Д.М. Пожарского – Евфросинью Федоровну, которая становится сначала боярыней у дочери царя, Ксении, а затем, верховной боярыней у самой царицы, Марии Григорьевны Годуновой. После смерти царя Б.Ф. Годунова в апреле 1605 г., к власти пришел Самозванец, Лжедмитрий I, ставленник польского короля Сигизмунда III.

С приходом к власти Лжедмитрия I, которому присягнула и Москва, и боярская Дума, Пожарский продолжает находиться при дворе. В мае 1606 г. Самозванца убивают и царем выкликают князя Василия Ивановича Шуйского, которому присягнул и Д.М. Пожарский. Однако с появлением на Руси второго Самозванца – Лжедмитрия II, на русские земли вторгаются отряды литовцев и поляков, которые, поддерживая Лжедмитрия II, начинают грабить и разорять русские города, села, деревни, церкви и монастыри. Царь Шуйский пытается организовать борьбу против нового Самозванца и непрошенных гостей, литовцев и поляков, мобилизуя все имеющиеся у него средства. И в числе других приближенных он отряжает на борьбу с литовцами и поляками и князя Д.М. Пожарского – сначала в качестве полкового воеводы в 1608 г., а затем назначает его воеводой в город Зарайск Рязанского уезда в феврале 1610 г.

За ревностную службу по защите Отечества от поляков Пожарский получил от царя В.И. Шуйского в 1610 г. в вотчину из своего старого поместья в Суздальском уезде село Нижний Ландех и посадец Холуй с деревнями, починками и пустошами. В жалованной грамоте было сказано, что он "многую службу и дородство показалъ, голодъ и во всемъ оскуденье и всякую осадную нужду терпелъ многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на которую ни покусился, стоялъ в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякия шатости". И, действительно, за всю свою жизнь Д.М. Пожарский ни разу не изменил своему долгу ни перед государями российскими, ни пред своим Отечеством. И пользовался большим уважением не только у своих единомышленников, но и у своих противников. Ни разу в своей жизни Д.М. Пожарский не был уличен в какой-либо измене, подлоге, подлости, казнокрадстве, лицемерии, жестокости по отношению к кому-либо и каких-то других негативных поступках. Наоборот, он отличался мягким и добрым характером, вниманием к людским бедам, терпимостью к людям, великодушием. Он умел находить общий язык с людьми всех сословий, от холопа до боярина, что было очень удивительным для эпохи того времени. И совсем не случайно, что когда нижегородцы стали искать военачальника для второго народного ополчения, то остановились единодушно на кандидатуре князя Пожарского.

И лукавят некоторые из историков, говоря о том, что были и другие исторические личности в то время, способные возглавить второе народное ополчение. Но в том-то все и дело, что при формировании второго народного ополчения другого такого человека просто не было. Об этом очень убедительно написал известный российский историк И.Е. Забелин в своем историческом исследовании "Минин и Пожарский: Прямые и кривые в Смутное время", М., 1883, аппелируя в своей полемике о чертах характера Д.М. Пожарского к такому же известному российскому историку Костомарову Н.И. К большому сожалению точку зрения Костомарова Н.И. поддержало в то время издательское общество Брокгауза-Ефрона, опубликовав в выпущенном ими в 1890-1907 гг. универсальном энциклопедическом словаре статью о Д.М. Пожарском, выставляющей нашего великого соотечественника каким-то никчемным, случайным человеком, хотя и наградив его эпитетом: "знаменитый деятель Смутного времени". И некоторые современные издания, например "Нижегородский край в Словаре Брокгауза и Ефрона", издательство "Нижегородская ярмарка", Н.Новгород, 2000, составитель и научный редактор В.В. Ниякий, перепечатывают эту статью, невольно вводя своих читателей в заблуждение. И уже появляется подобная информация в Интернете и других средствах массовой информации со ссылками на эти издания, вводя в заблуждение еще больший круг пользователей этой информации. Не избежал этого и А.П. Шикман, составитель биографического словаря-справочника "Деятели отечественной истории", М., 1997 г., представив Д.М. Пожарского как обычного заурядного воеводу. При этом ни слова не сказав о формировании в Нижнем Новгороде второго народного ополчения.

Правда, был еще один государственный деятель, который мог бы составить альтернативу Д.М. Пожарскому – это князь, боярин Михаил Васильевич Скопин-Шуйский, племянник царя Василия Ивановича Шуйского, выдающийся полководец Смутного времени. Но он был убит завистниками в апреле 1610 г. В той же работе И.Е. Забелина приводятся слова одного из летописцев, где он, после освобождения Москвы от литовско-польских захватчиков, славит всех героев Смутного времени, выделяя особо, в то же время, троих из них: " Бысть же во всей России радость и веселие, яко очисти Господь Богъ Московское царство от Безбожныя Литвы, початкомъ боярина Мих. Вас. Шуйского-Скопина, а совершениемъ и конечнымъ радениемъ и прилежаниемъ боярина князь Дим. Мих. Пожарскаго и нижегородца Кузьмы Минина и иныхъ бояръ и воеводъ, стольниковъ и дворянъ и всяких людей. И за то имъ зде слава. А от Бога мзда и вечная память, а душамъ ихъ во ономъ веце неизреченная светлость, яко пострадали за православную христианскую веру и кровь свою проливали мученически. И на память нынешнимъ родомъ во веки аминь".

Сам князь Пожарский был чрезвычайно скромным человеком, и он сам о себе как-то с иронией сказал: "Был бы у нас такой столп, как князь Василий Васильевич Голицын – все бы его держались, а я к такому великому делу не придался мимо его; меня ныне к этому делу приневолили бояре и вся земля". Но князь В.В. Голицын в это время возглавлял посольство от московских бояр и находился в Польше в Варшаве у короля Сигизмунда III, чтобы просить его сына, королевича Владислава, быть царем на Руси, чему противилось все патриотически настроенное население Руси всех сословий. То есть, по сути, В.В. Голицын встал на путь измены православию, поддержав решение "Семибоярощины" (верховная власть в Москве в период междуцарствования в 1610-1612 гг.) призвать на русский престол королевича-католика. Вот в этих условиях князь Д.М. Пожарский оказался единственным человеком, способным по своим воинским, деловым и человеческим качествам возглавить второе народное ополчение, формировавшееся в Нижнем Новгороде.

Следует отметить, что и все царствующие при жизни Д.М. Пожарского государи российские отмечали ревностную службу князя своему Отечеству, приближая и награждая его. Особенно чтил его молодой российский царь М.Ф. Романов, поручая Д.М. Пожарскому особо важные дела. Так в 1619 г. он писал в своей жалованной грамоте: "… а онъ, бояринъ нашъ, Князь Дмитрий Михайловичъ, помня Бога и пресвятую Богородицу и православную Крестьянскую веру и наше крестное целованье, съ нами Великимъ Государемъ Царемъ и Великимъ Княземъ Михаиломъ Феодоровичемъ всея Русии на Москве в осаде сиделъ, и за православную Крестьянскую веру и за святыя Божии церкви и за насъ Великаго Государя противъ Королевича Владислава и Польскихъ и Литовскихъ и Немецкихъ людей стояль крепко и мужественно, и на боехъ, и на приступехъ бился, не щадя головы своей, и ни на какия Королевичевы прелести не прельстился, и многую свою службу и правду къ намъ и ко всему Московскому Государству показалъ, и будучи в осаде, во всемъ оскудение и нужду терпелъ".

Нижегородцы не признали решения бояр призвать на российский трон сына польского короля Сигизмунда III, королевича Владислава. В январе 1611 г., утвердившись крестным целованием (клятвой) с ближайшими соседями балахонцами (жителями города Балахны), они разослали призывные грамоты в города Рязань, Кострому, Вологду, и другие, прося прислать в Нижний Новгород ратников, чтобы «стати за… веру и за Московское государство заодин». Воззвания нижегородцев имели успех. Откликнулось много поволжских городов, в том числе Казань и Ярославль.

Одновременно с нижегородцами подобное ополчение собиралось и в Рязани под руководством талантливого военачальника Прокопия Ляпунова. К отряду Ляпунова примкнул со своими ратными людьми и князь Д.М. Пожарский, который служил воеводою в городе Зарайске, назначенный туда царём Шуйским в феврале 1610 г.

В феврале 1611 г. нижегородское ополчение численностью около 1200 человек под руководством воеводы князя Репина выступило на Москву кратчайшим путём через Владимир. К нижегородцам примкнули отряды ратников из Казани, Свияжска и Чебоксар. Под Москву нижегородцы и казанцы пришли в середине марта. Несколько ранее к Москве подошли отряды ополченцев из Рязани и Владимира. Жители Москвы, узнав о пришедшем под Москву народном ополчении, стали готовиться к истреблению ненавистных им поляков. Но те решили упредить нападение ополченцев на Москву и восстание москвичей, и 19 марта на Страстной неделе устроили в городе резню. Улицы и площади Москвы покрылись трупами и умирающими москвичами. Большая часть домов была предана огню. Многие церкви и монастыри были разграблены и разрушены. Патриарх Гермоген был заключен в Чудов монастырь. На помощь москвичам поспешили ополченцы. Д.М. Пожарский со своим отрядом встретил врагов на Сретенке, отразил их и прогнал в Китай-город. На следующий день, в среду, поляки опять напали на Пожарского, устроившего острог на Лубянке около церкви Введения во Храм Пресвятыя Богородицы, где впоследствии у него стало подворье. Пожарский бился с поляками целый день, был тяжело ранен, вынужден был отступить и укрылся в Троице-Сергиевой Лавре, откуда позднее перебрался в родовую отчину в Мугреево, а затем в Юрино, где и лечился до возглавления им в октябре 1611 г. второго нижегородского ополчения. Другие отряды ополченцев боролись с поляками до начала апреля, но в итоге были разбиты и разбежались по московским предместьям. Предводитель же рязанского ополчения Прокопий Ляпунов в конце марта 1611 г. пал от руки наёмного убийцы. Вернулись в Нижний Новгород и остатки нижегородского ополчения.

К лету 1611 г. политическая ситуация в России стала критической. Вся юго-западная часть России была во власти поляков. Астрахань вообще была готова отделиться от России. Около Пскова злодействовали шайки поляка Лисовского. Здесь следует отметить, что наиболее стойко и последовательно в это Смутное для России время держались лишь Троице-Сергиева Лавра под руководством архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына, да Нижний Новгород под руководством воевод Репнина и Алябьева. И был ещё жив непримиримый к врагам патриарх Гермоген, заключенный поляками в темницу Чудова монастыря, где он и умер впоследствии 17 февраля 1612 г. Летом 1611 г. подготовка к новому отпору полякам вновь активизировалась. С июля 1611 г. и Авраамий начали рассылать грамоты в разные города, чтобы разбудить ненависть в сердцах граждан России к иноземным захватчикам. 25 августа 1611 г. в Нижнем Новгороде была получена грамота и от патриарха Гермогена, где святой старец призывал нижегородцев стоять за святое дело. Алябьев переслал копию грамоты в Казань, казанцы переслали в Пермь. Слова святителя подняли в народе дух сопротивления иноземцам и не случайно, что первыми во весь голос об этом заговорили в Нижнем Новгороде. Земский староста Козьма Минин стал поднимать народ на борьбу с чужеземными захватчиками, призывая каждого отдать часть своего имущества для снаряжения ратников. Народ внял его словам и пожертвования потекли рекой. Предстояло выбрать военачальника будущего ополчения и нижегородцы остановились на кандидатуре князя Д.М. Пожарского, который в то время ещё залечивал раны, полученные им в марте 1611 г. в боях на улицах Москвы. Нижегородцы посылали к Пожарскому несколько делегаций, и лишь посещение его наместником нижегородского Печёрского Вознесенского монастыря архимандритом Феодосием убедило Дмитрия Пожарского возглавить нижегородское ополчение. В Нижний Новгород Пожарский прибыл 28 октября 1612 г. На совещании с руководителями ополчения он предложил идти в Москву не кратчайшим путём через Муром и Владимир, а через Кострому и Ярославль, собирая по пути людское пополнение и провиант. Ополчение выступило из Нижнего в конце февраля – начале марта 1612 г. Его путь пролегал вдоль правого берега Волги через Балахну, Тимонькино, Сицкое, Катунки, Пучеж, Юрьевец, Решму, Кинешму, Плёс, Кострому и Ярославль, куда ополчение пришло в конце марта 1612 г. В Ярославле ополчение вынуждено было задержаться до конца июля 1612 г., так как Пожарский получил известие, что князь Трубецкой и атаман Заруцкий присягнули новому самозванцу, беглому дьякону Исидору. В Ярославле же князь Пожарский чуть было не погиб от руки наёмных убийц, подосланных атаманом Заруцким.


Пушки XVII века из Спасо-Евфимиева монастыря. Летом 1612 года Д. Пожарским из Ярославля в Суздаль для укрепления города было отправлено 12 пищалей.


Русское оружие XVI-XVII вв.


Минин и Пожарский в Москве. Скотти Михаил (1814-1861)

28 июля 1612 г. ополчение выступило из Ярославля на Москву и 14 августа 1612 года оно уже было у стен Троице-Сергиевой Лавры, а 20 августа подошло к Москве. 24 августа состоялось ожесточенное сражение ополченцев с поляками и войсками литовского гетмана Ходкевича, пришедшего по приказу польского короля Сигизмунда III на помощь польским завоевателям. Поляки и войска Ходкевича были на голову разбиты. Два месяца продолжалась ещё борьба ополченцев с засевшими в Москве поляками. Наконец, 22 октября (4 ноября по новому стилю) поляков выгнали из Китай-города, а 25 октября поляки окончательно сдались, сдав Кремль и выпустив из Кремля всех захваченных ими российских сановников. В их числе находился и будущий царь Михаил Федорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Ивановной. Отец же будущего царя, митрополит Ростовский и Ярославский Филарет, находился в это время в плену в Варшаве и освобождён был из польского плена лишь в 1619 г. 27 октября 1612 г. на Красной площади у Лобного места был отслужен благодарственный молебен архимандритом Троице-Сергиевой Лавры Дионисием и российское ополчение во главе с князем Пожарским и Козьмой Мининым с крестами и хоругвями вступило в Кремль. Так закончился восьмилетний период Смутного времени (1605 - 1612 гг.).


«ДМИТРИЙ ПОЖАРСКИЙ С ПОБЕДОЙ». 2016 г. Благовещенский Владимир Кузьмич

Клятва князя Пожарского

Благодарные россияне никогда не забывали этой знаменательной даты – 22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 г. и весьма широко праздновали день освобождения Москвы и России от литовско- польского владычества. Особенно большое значение эта дата получила в год её 200-летия – в 1812 году, когда русские войска победили французов и изгнали Наполеона из Москвы и России. Еще до войны с французами в России был объявлен сбор средств на возведение памятника в честь совершенного всенародного подвига в 1612 г. и 20 февраля 1818 г. в Москве на Красной площади в торжественной обстановке был открыт памятник героям Смутного времени – Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому.


Памятник Козьме Минину и Дмитрию Пожарскому в Москве на Красной площади


Памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому на площади Народного единства в Нижнем Новгороде


«Духовная грамота князя Дмитрия Пожарского»

А тело мое мерзкое положить у Всемилостиваго Спаса в Суздале, в головах у света моево у князя Федора Дмитриевича… А на отпеванье и на столы пятьдесят рублев. В Покровской монастырь вкладу двадцать рублев, архиепископу тридцать рублев, в Собор пять рублев, к Евфросинье благоверной три рубли, к Троице два рубли, в Олександровской два рубли, в Коровнике к Козме-Домяну рубль. Всемилостивому Спасу вклад: шуба государева жалованная на соболях золотная, да ферезея моя темно-синяя с образцами, да кубков третих на поставце стоит, да чарка моя путная новая, да лошадей: жеребец гнед, что куплен у Матвея сверчкова, да конь рыж белогородцкой, да иноходец бур, что куплен в Переславле, да сто рублев денег, да двадцать кобылиц, ис пурецких десять, из лучинских десять же…
А как Бог по мою душу сошлет, отпети надо мною патриарху и митрополиту, а в Суздале погрести архиепископу, а деньги на отпеванье и на вынос сто рублев, а во всю четыредесятницу давати по мне нищим тремстам человеком на всякой день по деньге человеку.
По детем моим давать на всякой год по пятьдесят рублев денег да по пятьдесят чети муки, по тритцать чети овса, по дватцать чети солоду, по пять чети муки крупичатой по пять чети подрукавной, по шти чети муки водотолченой белой, по четыре чети круп грешневых, по семи мехов соли, по десети осетров и колужек…
Да сыну моему князю Ивану сабля с каменьем же, да сабля оправная по белому хозу, да ево ж сабелька, а моя езжалая. Да зятю моему князю Ивану Пронскому да сыну моему князю Ивану – булава серебряная да чекан серебряной, да брус, да что ни есть служилой рухледи, да бахтерец, то всем им з братом пополам разделить.
А что полатка над выходом стоит – княини покойной рухлядь, и ту она рухлядь всю отказала после своево живота сыну князю Ивану, и до той рухляди нет дела никому, а вся та ево рухлядь в коробье новгородцкой и за моею печатью. Да те суды серебряные, что у мамы ево у Марфы, ему ж, князю Ивану, а что бархат турецкий куплен нынешней зимой, и тот бархат куплен на княж Ивановы ж деньги сыновни, и до того бархату никому дела нет. Да ему ж, князю Ивану, золотной… моей по червчатой земле да шуба рудожолтая на черевах лисьих, а достальные разделити пополам. А что будет им не годитца, и то им роздать по душе моей. 1642 г.

Умер Пожарский (20 апреля) 3 мая 1642 г.
Его прах покоится в родовой усыпальнице в суздальском .


Памятник Дмитрию Пожарскому в Зарайске

Памятник Дмитрию Пожарскому в городе Пурех Нижегородской области

Памятник Дмитрию Пожарскому в посёлке Борисоглебский Ярославскои области

Памятник Дмитрию Пожарскому перед входом в Спасо-Евфимиев монастырь Суздаля



Мавзолей Дмитрия Пожарского

Национальный герой России был похоронен в 1642 г. в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре г. Суздаля.
В 1839 году в Спасо-Евфимиевом монастыре было найдено .
В 1852 г. в Спасо-Евфимиевом монастыре была найдена гробница, в которой покоился прах князя Дмитрия Пожарского (до этого место захоронения было утрачено). Епископ Иустин совершил там заупокойную литургию и панихиду по кн. Дмитрию и его родственникам, погребённым в том же фамильном склепе у алтаря Преображенского храма.


Памятник-часовня

Работы по строительству мавзолея были начаты по решению императора Александра II в 1858 г. на добровольные пожертвования, собранные по всей стране.
состоялась 2 июня 1885 г. Памятник-часовня был сооружён по проекту архитектора А.М. Горностаева.


Барельеф «Битва на Сретенке» с бронзовой двери мавзолея 1885 г. Скульптор М.И. Микешин.

В 1933 г. памятник был разрушен – в монастыре обосновалась тюрьма для политзаключённых.


Единственный сохранившийся фрагмент восточного фасада мавзолея Д.М. Пожарского, разрушенного в 1933 году. Обнаружен при земляных работах в 1969 году.

В 1967 г. монастырь был передан Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику, здесь начались масштабные работы по реставрации и музеефикации.
В Благовещенской надвратной церкви открылась экспозиция «Д.М. Пожарский – национальный герой русского народа», а в 1974 г. над захоронением полководца появился монумент (скульптор Н.А. Щербаков, архитектор И.А. Гунст).


Монумент над захоронением Пожарского

В 2007 г. во время встречи генерального директора музея-заповедника А.И. Аксёновой с полномочным представителем Президента России в ЦФО Г.С. Полтавченко родилась идея восстановить разрушенный мавзолей. Это начинание поддержал первый вице-премьер Правительства России Д.А. Медведев в ходе своего визита в Суздаль. Был сформирован Попечительский совет по восстановлению памятника. Сбор народных пожертвований на это благое дело возглавило «Русское афонское общество». Заказчиком работ выступил Владимиро-Суздальский музей-заповедник. Строительные и проектные работы проведены ООО «Творческие мастерские "Китеж”». Художественное литьё дверей памятника выполнила Российская академия художеств.


Литые двери мавзолея

Чтобы точно воссоздать монумент, требовалось изучить сохранившиеся документы. Они были обнаружены в архиве РГАДА (Российский Государственный архив документальных актов), архивах Академии художеств, Музея архитектуры имени Щусева, в РГИА (Российский Государственный исторический архив), в отделе рукописей Государственного Исторического музея и т.д. Было найдено 1800 листов: архитектурных, проектных и обмерных чертежей, контрактов и смет. Сохранились фотографии усыпальницы, а также обширная документация о том, как она строилась.
Через два года мемориал Дмитрия Пожарского был восстановлен. На месте захоронения полководца появились крест и мемориальная плита.


«Место родовой усыпальницы князей Пожарских и Хованский, где в апреле 1642 года был похоронен национальный герой России Д.М. Пожарский»

Рядом с местом погребения – памятник-часовня. На открытие памятника прибыл Президент России Д.А. Медведев. Чин освящения часовни провёл архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий. Президент возложил цветы к мемориальному кресту на могиле Д.М. Пожарского. Генеральный директор музея-заповедника А.И. Аксёнова познакомила Д.А. Медведева с выставкой, посвящённой истории памятника. Она открылась в Спасо-Преображенском соборе.
Гостей торжественной церемонии ждал подарок. Губернаторский симфонический оркестр под управлением А. Маркина исполнил ораторию С.А. Дегтярёва «Минин и Пожарский, или освобождение Москвы». Раритетное издание этого произведения было передано Владимиро-Суздальскому музею-заповеднику коллегами из Государственного центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки (г. Москва). На торжества в Суздаль приехали те, кто был причастен к воссозданию «беломраморного чуда» – Г.С. Полтавченко, полномочный представитель Президента РФ В ЦФО, председатель Попечительского совета по воссозданию памятника-часовни; А.А. Авдеев, министр культуры России; З.К. Церетели, президент Российской академии художеств; А.С. Горячев (руководитель проекта, ООО «Китеж»).


Памятник-часовня







Богоматерь Казанская. XVII – XIX вв.

Мозаичная икона "Спас на троне" с мавзолея Дмитрия Пожарского

Икона была выполнена М.П. Хмелевским, мастером "Императорского мозаичного отделения", по рисунку академика Гейдемана. Для неё скульптором Л.О. Ботта из итальянского мрамора был исполнен резной киот, который находился на фронтоне мавзолея Пожарского, возведённого по проекту профессора Академии художеств А.М. Горностаева.


Мозаичная икона "Спас на троне" в Спасо-Преображенском соборе

В 1933 г. беломраморный мавзолей был разобран. Кроме иконы "Спас на троне" сохранились два фрагмента от врат мавзолея - бронзовые барельефы с фигурами Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского.

Князь Василий Андреевич Пожарский
Родители:
- Андрей Фёдорович Стародубский.
Дети: Даниил Васильевич Пожарский.
От него пошли Пожарские Князья.

Князь Даниил Васильевич Пожарский
Родители:
- Василий Андреевич Пожарский.
Дети: Анна Даниловна Пожарская, Фёдор Данилович Пожарский.
Умер в XV веке при Василии Тёмном.

Князь Фёдор Данилович Пожарский
Родители:
- Даниил Васильевич Пожарский.
Дети: Василий Фёдорович Пожарский, Семён Фёдорович Пожарский (ум. до 1527 г.), Фёдор Фёдорович Пожарский, Иван Фёдорович.
Сослан в Казань при Иване Грозном.

Князь Иван (Третьяк) Фёдорович Пожарский
Родители:
- Фёдор Данилович Пожарский.
Дети: Василий Иванович Пожарский, Фёдор Иванович Пожарский (ум. 1581 г.).
В браке с Феодосией.

Князь Фёдор Иванович Пожарский
Родители:
- Иван Фёдорович Пожарский;
- Феодосия.
Ребёнок: Михаил Фёдорович Глухой Пожарский.
В браке с Маврой (ум. 1615 г.).
Умер Князь Фёдор в 1581 г.

Князь Михаил Фёдорович Глухой Пожарский
Родители:
- Фёдор Иванович Пожарский (ум. 1581 г.);
- Мавра (ум. 1615 г.).
1571 г. брак с Марией (Евфросинья) Фёдоровной Беклемишевой (ум. 1607 г.).
1573 г. рождение Дарьи Михайловны Пожарской (Хованская).
30 октябрь 1577 г. рождение Дмитрия Михайловича Пожарского.
Умер Князь Михаил 23 август 1587 г.

Лжедмитрий I. 1 (11) июня 1605 г.- 17 (27) мая 1606 г. - Царь и Великий Князь всея Руси, Самодержец.
19 мая 1606 г.- 19 июля 1610 г. - Государь, Царь и Великий Князь всея Руси.



1610 - 1612 гг.

Владислав Жигимонтович.
Дмитрий Пожарский.
21 февраля (3 марта) 1613 г.- 13 июля 1645 г. - Царь и Великий Князь всея Руси.

Copyright © 2015 Любовь безусловная



Статьи по теме