Основы учения о бессознательном. Общая психология: конспект лекций Бессознательное кто ввел термин

Одну из самых влиятельных теорий бессознательного в начале XX в. создал выдающийся австрийский психиатр и невропатолог Зигмунд Фрейд. Его теория — психоанализ — была направлена на познание психического через бессознательное. Считалось, что в психике человека существуют три сферы: сознательное, подсознательное и бессознательное. Фундаментом психики является бессознательное. Оно состоит из совокупности неосознанных влечений и инстинктов, важнейшими из которых являются инстинкты жизни (Эрос) и смерти (Танатос), а также с определенной информацией, которая из-за цензуры со стороны сознания вытеснена из сознательного в бессознательное. Эта информация не потеряна, однако вспомнить ее невозможно. Следы вытесненных травмирующих переживаний образуют в сфере бессознательного такой участок, который вызывает невротические симптомы. Второй сферой психики человека, по 3. Фрейду, является подсознательное, которое сродни хранилищу памяти, к которому сознание может обращаться, чтобы выполнять свои функции. Третьей сферой психики является сознательное – незначительная часть нашей психики, которая содержит то, что мы чувствуем и переживаем в определенный момент времени.

Сознательное, подсознательное и бессознательное в психике человека находятся в постоянной взаимосвязи, все они . С одной стороны, социально неприемлемая информация, которая не может реализоваться в открытом поведении, вытесняется из сферы сознательного в бессознательное. С другой стороны, социальные и моральные нормы сознания постоянно накладывают свои запреты на влечения и инстинкты бессознательного. Если взаимодействие между сознательным и бессознательным принимает форму конфликта, это вызывает неврозы.

По мнению современных ученых, бессознательное — это совокупность психических процессов, состояний и действий, обусловленных явлениями действительности, которые не поддаются контролю со стороны сознания и влияние которых человек не способен зафиксировать. К ним относятся, во-первых, неосознанные механизмы сознательных действий; во-вторых, неосознанные факторы сознательных действий; в-третьих, подсознательные процессы. Под неосознанными механизмами сознательных действий видят действия, которые совершаются механически, например, навыки, установка, непроизвольные движения, мимика, пантомимика. Эти неосознанные механизмы выполняют различные функции: помогают реализации сознательных действий, настраивают человека на их выполнение, сопровождают сознательные действия. Неосознанные факторы сознательных действий – это влечения и инстинкты, информация, которая через цензуру сознания вытесняется в бессознательное, различные комплексы человека. К сверхсознательным относятся процессы творческого мышления, озарение, процессы переживания большого горя или значительных событий жизни, кризис чувств, кризис личности и т.д.

Бессознательная сфера психики имеет ряд особенностей: нецеленаправленность, то есть человек не ставит перед собой определенной цели деятельности; немотивированность — непонимание побуждений к деятельности; неконтролируемость — человек не способен контролировать течение самого действия и оценить результат деятельности; нерегулированность — бессознательная деятельность, которая является неупорядоченной; невербализованность — человек не может объяснить свой бессознательный поступок.

Наряду с понятием «бессознательное» в психологии появляется и понятие «подсознательное». Впервые его использовал в 1776 г. E. Платнер как синоним бессознательного. Тенденция к отождествлению этих двух понятий происходит и в современной психологии. Однако, со временем, под подсознательным начали понимать такие психические процессы, состояния и действия, которые мы не осознаем лишь в какой-то определенный момент, хотя они способны заметно повлиять на содержание сознания. С изменением условий они легко могут перейти в сферу сознательного.

Бессознательные явления выполняют важные функции в психике человека. Они участвуют в обработке информации, в основном такой, которая не может быть формализованной. Количество этой информации больше, чем в сознательной сфере. Благодаря бессознательной сфере человек приобретает способность улавливать нюансы и оттенки контекста, которые могут возникать, например, при чтении или переводе художественной литературы. Кроме того, бессознательные психические процессы освобождают сознание от ненужного контроля над каждым психическим актом.

Вы можете записаться консультацию на интересующую вас тему, оплатив стоимость 1 консультации

или 5 консультаций со скидкой.

После этого свяжитесь со мной, чтобы выбрать удобное время для консультации

https://www.facebook.com/marina.korobkova.1

whatsapp +84 93 558 40 15

Или на e-mail через кнопку Контакты

Общая идея о бессознательном, восходящая к идеям Платона о познании - воспоминании (анамнесисе), оставалась господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиологическая, но не психическая деятельность мозга. Концепция бессознательного впервые четко сформулирована Лейбницем ("Монадология", 1720 г.), трактовавшим бессознательное как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистического объяснения бессознательного предпринял Гартли, связавший бессознательное с деятельностью нервной системы. Кант связывает бессознательное с проблемой интуиции, вопросом о чувственном познании (бессознательный априорный синтез). Своеобразный культ бессознательного как глубинного источника творчества характерен для представителей романтизма. Иррационалистическое учение о бессознательном выдвинул Шопенгауэр, продолжателем которого выступил Э.Гартман, возведший бессознательное в ранг универсального принципа, основы бытия и причины мирового процесса.

В XIX веке началось собственно психологическое изучение бессознательного (И. Ф. Гербарт, Г. Т. Фехнер, В.Вундт, Т. Липпс). Динамическую характеристику бессознательного вводит Гербарт (1824 г.), согласно которому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамических свойств.

Новый стимул в изучении бессознательного дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфические методы воздействия на бессознательное (первоначально - гипноз). Исследования, особенно французской психиатрической школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психическую деятельность патогенного характера, неосознаваемую пациентом.

Продолжением этой линии явилась концепция З. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются в силу действия особого защитного механизма - вытеснения. Отказавшись от физиологических объяснений, Фрейд представил бессознательное в виде могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознательные влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставится под контроль сознания с помощью техники психоанализа. Ученик Фрейда Юнг, помимо личного бессознательного, ввел понятие коллективного бессознательного, разные уровни которого идентичны у лиц определенной группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о бессознательном получило чисто иррационалистическую трактовку в ряде современных философско - психологических концепций.

З. Фрейд первый в науке допустил и развил мысль, что сознание не является единственным звеном в психике человека, определяющем его поведение и деятельность. Он выдвинул и доказал научную гипотезу, что кроме сознания есть бессознательное и предсознательное, которые в сильной степени влияют на жизнь и поведение человека. У З. Фрейда большая часть теории основана на сексуальности человека, которая является основной движущей силой в развитии индивида, на преувеличении сексуального влечения. Этим он заслужил непонимание со стороны многих его ученых-современников. Его теории высмеивались, книги сжигались. Сейчас же фрейдизм – это одно из направлений в современном психоанализе. Современный психоанализ помогает понять и раскрыть тайные стороны человека, так как он приоткрывает бессознательное и позволяет найти там первопричину всех проблем данного человека. В истории психологии было много теорий бессознательного. Все они схожи и в то же время сильно различаются. Одни психологи дорабатывали и дополняли идеи других.

Тезис о независимости психики от сознания (примеры: Гельмгольц: бессознательные умозаключения; сомнамбулические состояния, сновидения, роль бессознательного в возникновении болезненных симптомов (психиатрическая практика: существования особого мира)).

Психика не ограничивается только состояниями сознания.

Предмет психологии – бессознательное – как особый мир, имеющий определенные законы функционирования и развития.

Случай Анны О. – предположение, что заболевание произошло потому, что развившемуся при патогенных положениях аффекту был закрыт нормальный выход и что сущность заболевания состояла в том, что эти ущемленные аффекты получили ненормальное применение (после воспоминания в гипнотическом состоянии больная получала несколько часов нормальной жизни). Если больная с выражением аффекта в гипнозе вспоминала, по какому поводу и в какой связи известные симптомы появились впервые, то удавалось совершенно устранить симптомы болезни (катартический метод лечения).

Гипноз давал доступ к области бессознательного в психике (но гипнозу поддаются не все, тогда надо заставить вспомнить). Таким методом: продуцирование первых попавшихся мыслей (практика Фрейда показала, что как раз такие мысли содержали информацию об искомом. Эта уверенность зиждилась на идеи о строгой детерминации психических процессов. В психической жизни нет ничего случайного и даже самая незначительная – точнее, кажущаяся незначительной – мысль, по Фрейду, всегда связана с нашими бессознательными переживаниями, пусть и очень опосредованно.

Исходные тезисы: независимость психики от сознания (обосновать существование ее и исследовать). Сознание при этом тоже свойство психики, но присущее ей только в отдельные моменты. Второй тезис о строгой детерминации психической жизни. Третий тезис – бессознательное принципиально можно ввести в область сознания и таким образом нейтрализовать ее влияние (катартическое лечение ущемленных аффектов – аффективное переживание).

Словарь по психологии : бессознательное – нереализованные влечения, которые из-за конфликта с требованиями социальных норм недопускались в сознание, отчуждались с помощью механизма вытеснения, обнаруживая себя в обмолвках, оговорках, сновидениях и т.д. осознание субъектом причинной связи нереализованных влечений с пчихотравмирующими событиями не приводит к исчезновению переживаний. Эффекты бессознательного устраняются в том случае, если вызвавшие их события изживаются личностью совместно с другим человеком (психоаналитик) или др. людьми (психотерапия групповая).

Основные понятия и направления психоанализа.

Психоанализ рассматривает душевную жизнь с трех точек зрения:

    динамической,

    топической (учение о структуре душевной жизни)

    экономической.

С топической точки зрения Фрейд различает три сферы психики – сознательное, предсознательное и бессознательное . Сознательное имеет свойство переживания.

Предсознательное – это скрытое (латентное) бессознательное, потенциально сознательное: может проникнуть в сознание, т.е. имеет способность сознания.

Бессознательное – это вытесненная бессознательная психика, не обладает способностью проникнуть в сознание: это может только представитель вытесненной бессознательной психики.

Источники о предположении бессознательного: безусловный детерминизм и факты не поддающиеся сознательному контролю имеют причины и их надо объяснить (забывчивость, описки, сновидения и т.д.). Объективные проявления – сновидения, ошибочные поступки, описки, забывчивость – открываются сознанию, а причины – нет. Они лежат в бессознательном.

Пути выявления бессознательных причин – анализ объективных проявлений бессознательного (метод свободно всплывающих ассоциаций – требование искренности со стороны пациента в высказывании своих мыслей).

Но эти объективные данные должны подвергнуться интерпретации, т.к. под влиянием сопротивления в нем возникают искажения и вытесненная мысль, которую ищем, маскируется своим заместителем.

Метод толкования сновидений – Фрейд различал явное образное содержание сна, его фасад и маскируемый им скрытый смысл. Он представляет собой желания, в которых мы не хотим себе признаваться, т.к. они неприемлемы для нас. В снах бессознательное пользуется определенной символикой, которая вполне типична. Сновидения создаются так же как невротические симптомы: они являются компромиссом между требованиями подавленных импульсов и сопротивлением цензурирующей силы (в снах можно исследовать нормальную психическую жизнь здорового человека). Таким образом, психоанализ больше не вспомогательная наука в области психопатологии, он способен и для понимания нормы.

Метод анализа ошибочных действий. Описки, оговорки, потери вещей и др., не случайны и выражают импульсы и намерения, которые отстранены и должны быть скрыты от сознания. С их помощью человек выдает свои тайны

Скрытые тенденции – это желания, с которыми наше социализированное сознание не может примириться. Бессознательное – это место сосредоточения влечений, все вытесненное из сознания как недопустимое по своей природе. В системе бессознательного нет отрицания, сомнения, различных степеней достоверности. Ее процессы находятся вне времени, они подчинены принципу наслаждения, для не имеет значения критерий реальности. В ней отсутствуют противоречия, она существует в форме представлений, не облекаясь в речь. Бессознательное называется первичным психическим процессом. Оно – исходный момент душевной жизни: остатки той стадии развития, в которой они являлись единственной формой психических переживаний.

Экономическая точка зрения на деятельность психического аппарата. Подход к душевной жизни с точки зрения траты энергии. Влечения заряжены определенным количеством энергии, которая создает напряжение в организме, сопровождаемое неудовольствием, страданием. Под влиянием биологической тенденции к снижению возбуждения организм стремится освободиться от страдания, снизить напряжение, чтобы добиться снижения тонуса возбуждения и испытать чувство удовольствия. Т.е. течение душевных процессов автоматически регулируется принципом удовольствие-страдание.

Динамическая точка зрения . Если в описательном смысле существует двоякое бессознательное, то в динамическом только одно: то, что вытеснено и не может быть сознательным. В окончательном варианте психическая сфера разделялась на три образования: Я, Сверх-Я, Оно. Индивидуум представляется как бессознательное Оно, которое поверхностно охвачено Я. Здесь собираются все влечения. В окончательном варианте различаются сексуальные влечения – подчиняются принципу удовольствия; инстинкт самосохранения-влечения Я – подчиняется принципу реальности. Те и другие объединялись в группу влечений к жизни. Другим влечением является влечение к смерти, к разрушению.

Оно – движущая сила поведения, источник энергии, мощное мотивационное начало.

Я – поверхностный слой душевного аппарата. Сознание. Соизмеряет деятельность Оно с принципом реальности.

Сверх-Я направлено против Оно, выражает систему требований Я. Имеет двойное лицо: включает систему идеалов и запреты. Это критическая инстанция, посредник между Я и Оно. Это надзиратель, критик, продолжает в личности ту функцию, которую выполнял родитель и воспитатель. Эта часть структуры личности относится к бессознательному.

Общая линия развития человека. По Фрейду, ребенок рождается наполненный влечениями. Он – чисто органическое существо. При удовлетворении они доставляют ему наслаждение. Эти недифференцированные желания органического удовольствия, наслаждения Фрейд называл сексуальным влечением, в основе которого лежит энергия либидо. Развитие организма происходит под влиянием влечений и проходит ряд стадий. Первая – это аутоэротизм.

Затем первоначальный эрос испытывает организацию в двух направлениях:

1. Происходит подчинение господству генитальной зоны и возникновение собственно влечения;

2. Выбор объекта составляет другую сторону превращения либидо. Это второе направление исключительное значение. Объект любви среди близких взрослых. Фрейд развивает теорию обязательной конфликтной ситуации, связанной с двойственностью желаний ребенка к отцу и к матери как объектам любви. Формирование комплекса. Вытеснение – образование – Сверх-Я. В Сверх-Я также филогенетическое достояние. Затем латентная стадия. В 13-14 лет – период окончательного выбора объекта. Ребенок берет за образец отца и мать и переносит на другой объект. Это благополучное развитие либидо. Для неблагополучного развития характерны фиксации на определенной стадии, регрессия. Эти извращения были названы инфантилизмом.

В результате развития в онтогенезе, с накоплением жизненного опыта складывается Я, формируются инстанции Сверх-Я и вытесненного Оно.

Развитая, правильно сформированная личность представляет собой систему первичных влечений, нашедшую пути их удовлетворения: частично прямые, но главным образом окольные, через сублимацию. вСя человеческая деятельность, культура и общество рассматриваются как средство удовлетворения и символического выражения некоего внутреннего желания, влечения.

Соотношение между сферами в структуре личности рассматривалось как динамическое их столкновение и борьба по типу конфликта между сознательным и бессознательным, а человек выступал их продуктом.

Сознательное Я, считавшееся раньше истинным сосредоточением индивида, становится лишь глашатаем бессознательного, причем довольно плохо информированным, поскольку оно ничего не знает об истинном содержании бессознательного, донеся сведения лишь о том, что пропускает цензура. Сознательное – не суть психики, а лишь такое ее качество, которое может присоединяться или не присоединяться к другим качествам.

В то же время задача заключается в том, чтобы перевести бессознательный материал человеческой психики в область сознания. Там где было Оно, должно быть Я.

Широкие аналогии на социальное развитие (культурное развитие и отказ от первобытного опыта).

Единственный критерий достоверности этой теории – психотерапевтическая практика. Большая произвольность в символических толкованиях. Вместо строгой дедукции используются аналогии, метафоры. Все это противоречит объективности и научности. В психоанализе происходит биологизация и натурализация психики человека. Сущность человека составляет темное Оно.

Индивидуальная психология А.Адлера.

Теоретические разногласия с Фрейдом . Отрицание Адлером сексуальной этиологии неврозов и других феноменов.

Центральное место в личности занимает чувство неполноценности и необходимость компенсировать дефект . Чувство неполноценности вызывается органическими, морфологическими, функциональными недостатками органов, аномалиями органов, их функций, субъективными факторами – ощущением природной слабости, трудностей в социальных отношениях и др. Чувство неполноценности – нормальное чувство. Оно – не пассивное состояние, но является стимулом психического развития. Он стремится преодолеть неполноценность: чем сильнее чувство неполноценности, тем сильнее стремление к его преодолению в форме стремления к превосходству, к власти над окружающей средой. Таким образом, чувство неполноценности уравновешивается стремлением к совершенству, даже превосходству. Вместе они приводят к образованию бессознательных механизмов компенсации и сверхкомпенсации дефекта.

С чувством неполноценности связана постановка жизненной цели, которая ведет весь поток душевной активности в определенном направлении. Цель вырабатывается индивидуально и задает ту целостную индивидуальную личностную структуру, которую Адлер называет “стилем жизни”. Эти важнейшие образования складываются к 4-5 годам. Жизненный стиль – продукт творчества индивида и отражает его уникальность, неповторимость. Стиль жизни приравнивается к личности, к Я. Формирование стиля жизни зависит от семейной ситуации и в первую очередь от матери, которая прежде всего вводит ребенка в мир. Индивид не может рассматриваться вне общества. Посредством социального общения индивид становится частью общества. Социальное чувство или социальный интерес выражает связи между людьми в человеческом обществе. Оно развивается в трех основных жизненных сферах: в профессиональной деятельности, в социальных контактах с другими людьми, в любви и браке. Личность, не обладающая способностью к кооперации, не может решить этих трех важнейших для каждого человека проблем и получает в своем развитии отклоняющееся от нормы невротическое направление, а также может развиваться по пути преступного поведения или превращения в трудного ребенка. Нормальная личность с хорошо развитым социальным интересом хорошо компенсирована. Невротическая личность характеризуется увеличивающимся чувством неполноценности, неразвитым социальным интересом и преувеличенной активной целью к достижению превосходства.

Три группы условий появления чувства неполноценности в детском возрасте:

1) наличие физических недостатков, воспринимаемых как жизненные препятствия. Но преодолеть их возможно. Для этого необходимо изменить отношение к дефекту (примеры музыкантов с плохим слухом);

2) неправильное воспитание (результат изнеженные дети, у которых не возникает чувства собственной ценности, и они встречаются с большими трудностями в установлении взаимопонимания с другими людьми;

3) неправильное воспитание и как результат бессердечные дети, у которых в силу враждебного отношения к другим людям также затрудняется процесс кооперации в обществе.

Эти ошибки в воспитании порождают у ребенка сильное чувство неполноценности.

Дефект сам по себе не предопределяет фатально дальнейшую судьбу ребенка и может быть компенсирован в процессе воспитания.

Выготский : Адлер не видит разницу в воспитании аномального и нормального ребенка.

Личность выступает у Адлера фикцией, жизненные силы наращивают свою мощь сами по себе, они стоят как бы за личностью.

Аналитическая психология К.Юнга.

Критика Фрейда : либидо – имеет различные формы своего проявления в разные периоды человеческого развития, сексуальность есть только одна из таких форм.

Проблемы : бессознательное и процесс развития личности.

Сохраняя деление психики на сознательное и бессознательное, Юнг развивает учение двух системах бессознательного – личном и коллективном бессознательном.

Личное бессознательное – это поверхностный слой психики, включающий все содержания, связанные с индивидуальным опытом: забытые воспоминания, вытесненные импульсы и желания, забытые травматические впечатления. Зависит от личной истории индивида. Его содержание может пробуждаться в снах и фантазиях.

Коллективное бессознательное – это сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы, в которых проявляется человеческий дух. Это древнейшая психика некоторая сущность, независимая от развития индивида, от его сознания. Оно включает национальные, расовые, общечеловеческие верования, мифы, предрассудки, а также некоторое наследство, которое человек получил от животных. Инстинкт и архетипы выступают регуляторами душевной жизни: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетип обуславливает конкретное формирование сознательных психических содержаний.

Архетипы – некоторые прообразы. Они существуют в форме образов и символов и соответствуют самым глубоким слоям бессознательного. Оснаванием для введения коллективного бессознательного явился психопатологический опыт (общее содержание в фантазиях многих больных, эти образы и фантазии рассматривались как аналогичные образам в мифах разных народов).

Фигуры коллективного бессознательного выступают как уровни личности, в которой весь прошлый опыт человечества составляет наследственную данность и проявляется в последовательности обнаружения архетипов в ходе индивидуального развития личности.

Процесс становления личности – индивидуализация. Ее цель – становление Самостью и психологически обозначает объединение, уравновешенность, связность сознательного и бессознательного. Развитие – процесс, детерминированный изнутри и направленный на раскрытие уже имеющегося в личности изначально, в его бессознательном, на обнаружение внутреннего ядра личности, его Самости.

Две базисные установки – экстравертированную и интровертированную. Четыре функции психики – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование той или иной установки в сочетании с определенной психической функцией дает восемь типов индивидуальности.

Неофрейдизм.

К.Хорни . проблема социальной обусловленности формирования характера человека и неврозов (характер неврозов в Америке и в Европе разный). Хорни заменяет преимущественно биологизаторскую ориентацию Фрейда на эволюционно-социологический подход (важность культурных фактов).

Соперничество, конкуренция – пронизывают личную жизнь, а не только экономику (это движущая сила). Все отношения имеют форму соперничества. Сравнение с другими, притязания, реальные возможности своего неуспеха и успеха других – тяжелые переживания – страх перед возможной неудачей, чувство неполноценности, зависти и постоянной тревожности.

Тревожность – источник притязаний и желания любви и привязанности со стороны других. Оно порождается обстоятельствами жизни индивида и уходит корнями в детство.

Человеком движут бессознательные побуждения (главным образом врожденные, частью приобретенные): стремление к безопасности и к удовлетворению. Принимая фрейдовский принцип, согласно которому поведение индивида определяется бессознательными мотивами, и предполагая, что эти бессознательные побуждения носят аффективный или эмоциональный характер. Хорни сохраняет этим всю суть психоанализа. Эти два вида бессознательного несовместимы. Конфликт между ними приводит к необходимости подавление одного из них. Хорни отвергает сверх-Я как подавляющую силу, сам конфликт вызывает подавление одного из несовместимых стремлений. Подавление – выталкивание из сознания импулься или аффекта. После подавления мы субъективно убеждены, что у нас его нет. Подавленный импульс встречает сопротивление сознания. В измененном виде он может дойти до сознания. Эти защитные механизмы формируются с детства и становятся той бессознательной основой, на которой строится представления о самом себе.

Культура: с одной стороны стимулирует наши потребности, а с другой – налагает большие ограничения., которые подавляют эти же потребности, следовательно, усиливает бессознательную внутреннюю драму.

Г.Салливен. другая форма социализированного психоанализа. Тезис о роли межличностных отношений в формировании личности и процесса ее развития. При этом задача воспитания сводится к социальной адаптации человека. Личность как относительно устойчивая модель повторяющихся межличностных ситуаций. Характеризующих человеческую жизнь. Ребенок вступает в межличностные отношения уже с момента рождения под влиянием потребностей. В ходе этих отношений складывается персонификация, т.е. образ человека (себя и других). Персонификации, сложившиеся в раннем детстве, в последующем определяют все отношения человека к другим людям. Источником активности является энергия, свойственная организму изначально. Все психические процессы, все приобретенные привычки и формы поведения являются способами трансформации энергии и называются “динамизмами”. В сумме они составляют Я-систему, которая образуется в раннем детстве. Социализации ребенка способствует овладение языком, с помощью которого происходит образование синтаксического опыта, открывающего возможности освоения общезначимого специального опыта.

Э.Фромм. Радикально-гуманистический психоанализ. Идея общественной обусловленности человеческой , в том числе и бессознательной психики.

Особенности человеческого существования (свобода от инстинктивной предопределенности действия) заключает в себе экзистенциональное противоречие, проистекающее из того, что разрываются естественные (инстинкт) связи человека с природой, первичная гармония между человеком и природой разрушена, отсюда задача приспособится к природе.

Поскольку человек свободен от первичной связи с природой, все же остается связанным с нею, “свобода-от” приводит к возрастанию чувства одиночества, бессилия, ничтожности.

Возникают импульсы – потребности, направленные на перодоление этих тяжелых переживаний. Один продуктивный путь – добровольные связи с миром и природой, продуктивная деятельность человека (развитие индивидуального Я).Непродуктивные способы удовлетворения человеческих потребностей – механизмы бегства : авторитаризм, деструктивизм, конформизм . Они являются бессознательными и иррациональными.

Они результат одной базовой потребности – избежать собственной слабости и изолированности. Они не устраняют причин страдания и тревоги и не могут решить проблему человеческого существования, являясь лишь защитными механизмами.

Социальный характер – зависимость характера человека от его образа жизни. Социальный характер меняется вместе с изменением общества, культуры.

в широком смысле - совокупность психич. процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде психол. теорий Б. - особая сфера психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания. Термин «Б.» используется также для характеристики индивидуального и группового поведения, действит. цели и последствия к-рого не осознаются.

Понятие Б. восходит к учению Платона о «скрытом знании». В философии и психологии нового времени идеи Р. Декарта, утвердившего тождество сознательного и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами сознания может иметь место только чисто физиол. деятельность мозга. Концепция Б. впервые была четко сформулирована Г. В. Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим Б. как низшую форму душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений, возвышающихся, подобно островкам, над океаном темных перцепций (восприятий). Первую попытку материалистич. объяснения Б. предпринял Д. Гартли, связавший Б. с деятельностью нервной системы. И. Кант связывал Б. с проблемой интуиции, вопросом о чувств, познании (бессознат. априорный синтез).

В 19 в. началось собственно психология, изучение Б. Динамич. характеристику Б. ввел И. Гербарт (1824), согласно к-рому несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причем более слабые вытесняются из сознания, но продолжают на него воздействовать. Новый стимул в изучении Б. дали работы в области психопатологии, где в целях терапии стали применять специфич. методы воздействия на Б. (первоначально - гипноз). Исследования, особенно франц. психиатрич. школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от сознательной психич. деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой линии явилась концепция 3. Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невро-тич. симптомами и бессознат. переживаниями травматич. характера. Отказавшись от физиол. объяснений, Фрейд представил Б. в виде могущественной иррациональной силы, антагонистичной деятельности сознания. Бессознат. влечения, по Фрейду, могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники психоанализа. К. Г. Юнг помимо личного Б. ввел понятие коллективного Б., идентичного у лиц определенной группы, того или иного народа, всего человечества. Учение Фрейда о Б. получило иррационалистич. трактовку в ряде филос.-психол. концепций 20 в.

Д. Н. Ляликов.

Б. представляет собой форму психич. отражения, в к-рой образ действительности и отношение субъекта к этой действительности представлены как одно нерасчлененное целое: в отличие от сознания в Б. отражаемая реальность сливается с переживаниями субъекта. Характеристики Б. находят свое выражение в формах познания ребенком действительности, в интуиции, аффектах, панике, гипнозе, аутизме, сновидениях, непроизвольном восприятии, запоминании и т. д., а также в стремлениях, чувствах и поступках, побуждающие причины к-рых не осознаются личностью.

В целом в психологии выделяются 4 класса проявлений Б. 1) Надындивидуальные надсознат. явления (обозначались как «архетипы коллективного Б.» - у Юнга, «коллективные представления» - у Э. Дюркгейма и т. п.) - усвоенные субъектом как членом той или иной социальной группы образцы типичного для данной общности поведения, влияние к-рых на его деятельность актуально не осознается субъектом и не контролируется им. Эти образцы (напр., этнич. стереотипы) усваиваются через такие механизмы, как подражание и идентификация.

2) Неосознаваемые побудители деятельности - мотивы и смысловые установки личности. Они были обозначены П. Жане как «подсознательное», Фрейдом - как «динамическое вытесненное Б.», охватывающее нереализованные влечения, к-рые из-за их конфликта с социальными нормами изгоняются (вытесняются) из сознания, но продолжают оказывать влияние на мироощущение и поведение человека и проявляются в непрямых символич. формах (юморе, сновидениях, обмолвках и т. п.). Важное значение имеют такие феномены Б. в межличностных отношениях, как эмпатия (не-посредств. вчувствование), эмоциональное заражение (см. Влияние), первичная идентификация (неосознанное эмоциональное отождествление с притягательным объектом, напр. младенца с матерью), проекция (неосознанное наделение др. человека собств. свойствами). Характерному для мн. направлений глубинной психологии преувеличению роли Б. в жизни индивида и общества в отеч. психологии противопоставляется теория установки Д. Н. Узнадзе и деятельностный подход к психике.

3) Неосознаваемые операциональные установки и стереотипы автоматизиров. поведения. Они возникают в процессе решения разл. задач (перцептивных, мне-мических, моторных, мыслительных) и определяются неосознанно предвосхищаемым образом событий и способов действия, опирающимся на прошлый опыт, - «бессознат. умозаключения » (Г. Гельмгольц), «проперцепция» (У. Джемс), «предсознательное» (Фрейд), «гипотеза» (Дж. С. Брунер), «схема» (Ф. Ч. Бартлетт), «динамич. стереотип» (И. П. Павлов) и т. п. Воздействия, актуализирующие операциональные установки и стереотипы, могут осознаваться, если на пути привычного автоматизиров. поведения встречается неожиданное препятствие (см. Автоматизм).

4) Неосознаваемое субсенсорное восприятие: при изучении порогов ощущения, диапазона чувствительности человека были обнаружены факты воздействия на поведение таких раздражителей, о к-рых он не мог дать отчета (И. М. Сеченов, Г. Т. Фехнер); для их обозначения были предложены понятия «лредвнима-ния» (У. Найсер), процессы к-рого связаны с переработкой информации за пределами произвольно контролируемой деятельности, и «субсенсорной области» (Г. В. Гершуни) - зоны раздражителей, вызывающих непроизвольную объективно регистрируемую реакцию и способных осознаваться при придании им сигнального значения.

В отеч. психологии изучались такие проблемы Б., как неосознаваемое восприятие речи при функциональной глухоте и световых сигналов при функциональной слепоте; зависимость сновидений от состояния организма и внеш. стимуляции; возможность восприятия речи спящим в связи с проблемами гипнопедии; воздействия, оказываемые на поведение нереализованными и переставшими осознаваться намерениями и т. д.

Учет явлений Б. способствует оптимизации пед. процесса. Изучение механизмов образования навыков и привычек показало сложное динамич. соотношение сознательного и Б. в процессе деятельности. Освобождение отд. компонентов деятельности, в частности умственной, от пооперационного контроля сознания повышает ее эффективность. Однако неосознанность нек-рых внутр. приемов работы нередко становится препятствием на пути дальнейшего совершенствования в этом виде деятельности. Превращение с помощью спец. приемов неосознаваемых ощущений в осознанные служит средством творч. роста личности.

Учет неосознаваемых мотивов поведения в повседневном общении и пед. процессе позволяет оптимизировать межличностные отношения, способствует разрешению возникающих конфликтов. Возможна мотивация поведения на основе неосознанных потребностей и притязаний, к-рые скрыты даже от самого субекта и замаскированы социально приемлемыми объяснениями. Раскрытие истинных мотивов поведения способствует росту самосознания, социальной ответственности, формированию адекватной самооценки и уровня притязаний.

Лит.: Чхартишвили Ш. Н., Проблема бессознательного в сов. психологии, То., 1966; Б а с с и а Ф. В. Проблема «бессознательного», М., 1968; Бессознательное. Природа, функции, методы исследования. Под ред. А. С. Прангишвили, А. Е. Шерозии, Ф. В. Бассина, т. 1-4, Тб., 1978-85; Ше-розия А. Е., Психика. Сознание. Бессознательное, Тб., 1979; А с мо л он А. Г., Классификация неосознаваемых явлений и категория деятельности, ВП, 1980, № 3; Klein D. В., The-uncpnscious - invention or discovery? A historico-critical inquiry. Santa Jvlonica (Cal.), 1977. А. Г. Асмолов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Вплоть до второй половины XIX века в философии господствовало убеждение, что человек в своих действиях руководствуется сознанием, определяющим элементом которого является разум. В наиболее полной форме эта идея выражена в .

В конце XIX века появляется новое направление в философии, основывающееся на открытиях 3. Фрейда. Фрейд доказал, что во внутреннем мире человека существуют сферы, содержание которых человек не может или не хочет осознавать. Следует различать два вида неосознаваемых действий. К первому виду относятся действия, ранее осознававшиеся, находившиеся под контролем сознания, а затем ставшие автоматическими. Например, когда человек учится ходить или писать, его сознание направлено на каждое усилие в этом направлении, а когда эти операции освоены, человек совершает их бессознательно. Второй вид неосознанных действий никогда не проходил через сферу сознания. Именно этот вид называется в психологии бессознательным. Бессознательное играет важную роль в жизни человека и общества, так как во многом определяет поведение человека.

Фрейд предлагает следующую классификацию структуры человеческой психики:

  • сверхсознание — восприятие индивидуумом требований общества: правил поведения, родительских запретов, моральной цензуры и т.п.;
  • бессознательное — нереализованные влечения индивида, которые ввиду конфликта с социальными нормами вытесняются из сознания и дают о себе знать в форме страхов, комплексов, неврозов, инстинктов, прежде всего сексуального, и обнаруживаются в сновидениях, оговорках и др.;
  • сознание — промежуточная часть психики. Снизу ее подпирают страхи и инстинкты, сверху — требования общества. Поддаваться инстинктам нельзя — это приведет к конфликтам в обществе, подавить их тоже нельзя — это приведет к комплексам, неврозам, психическим заболеваниям. Человек в течение жизни должен лавировать между этими крайностями.

Фрейд попытался объяснить с точки зрения психоанализа всю человеческую историю. Общество создает запреты на проявления человеческой сексуальности. Энергия, которая при этом остается невостребованной, вынуждена направляться в другое русло, сублимироваться, т.е. преобразовываться. Это приводит к тому, что человек обращается к социально приемлемым формам деятельности: производственной, религиозной, политической, художественной и др. Например, в искусстве энергия сексуального желания преобразуется в энергию художественной деятельности, запретные действия художник заменяет легальными образами. Яркой формой сублимации является религия. В образе Бога люди находят отца, которого любят и боятся.

Последователи Фрейда развили учение о бессознательном, продолжили работу по поиску методов преодоления его разрушительного действия. Так, Юнг открыл новый уровень бессознательного, который назвал коллективным бессознательным . Этот уровень никогда не может быть осознан, но он проявляется в виде мифологических образов, свойственных всем культурам мира. Юнг назвал их архетипами, которые получают различную трактовку в мифах, сказках, поэзии, проявляются в снах и особенностях человеческого поведения. Архетипы — это некие идеи, закодированные в структуре головного мозга, они не имеют однозначно негативного содержания, а являются как бы фундаментом сознательного, однако они нерациональны и не могут быть поняты человеком. Более того, попытка непосредственного постижения архетипов может привести к трагедии. Психическая энергия, содержащаяся в архетипах, может разрушить человеческую психику. Чтобы этого не произошло, между сознанием и бессознательным стоят религиозные символы, которые как бы трансформируют энергию бессознательного в человеческие смыслы. «Расколдование» религиозной символики в наше время, по мнению Юнга, может привести к трагическим последствиям, к гибели культуры.

Сознание

— один из самых сложных объектов для научного изучения. Оно не воспринимается чувствами, т.е. невидимо, неосязаемо, не имеет массы и формы, не располагается в пространстве и т.д. Тем не менее ни у кого не вызывает сомнения то, что сознание существует и можно говорить, что оно обладает особым, психическим или духовным бытием. Понятие сознания объединяет разнообразные формы и проявления духовной реальности в жизни человека; это высшая из способностей личности. На настоящий момент сущность этих форм трактуется с двух позиций — материалистической и идеалистической.

В материалистической трактовке сознание объявляется вторичным по отношению к материальному миру и понимается как особое свойство материи — «инструмент» мозга, его функция. В этом отношении сознание есть свойство высокоорганизованной биологической материи (человеческого мозга) отражать мир.

В идеалистической трактовке сознание понимается как единственно достоверная реальность. Понятие материи ставится под сомнение, а воспринимаемые нами вещи объявляются существующими только в нашем сознании (поскольку они могут быть лишь иллюзией, сном и доказать их реальность и объективность не представляется возможным).

Выделяют три основных свойства сознания:

  • идеальность (сознание невозможно измерить, исследовать при помощи приборов);
  • направленность (сознание всегда направлено на предмет или на самого себя);
  • активность (сознание не только отображает мир, но и вырабатывает различные идеи).

Сознание делят на индивидуальное (внутренний мир отдельного человека) и общественное (духовный мир общества — наука, религия, мораль, политика, право и т.д.), а также на обыденное (опирающееся на здравый смысл и житейский опыт) и научное (системное, теоретическое сознание, основанное на объективных данных).

Можно представить структуру сознания состоящей из четырех секторов (рис. 2.4)

  • сектор I — ощущения, представления, получаемые при помощи органов чувств;
  • сектор II — мышление, логические операции;
  • сектор III — эмоции, чувства, переживания;
  • сектор IV — высшие мотивы — ценности, воображение, творчество.

Рис. 2.4 Структура сознания

Внешнепознавательная активность (секторы I и II) и эмоционально-ценностная активность (секторы III и IV) отвечают за деятельность соответственно левого и правого полушарий головного мозга. Верхний сегмент (секторы II и IV) отвечает за сверхсознательное (правила поведения, общественные нормы), нижний (секторы I и III) — за бессознательное (психические процессы, не представленные в сознании субъекта).

Бессознательное

Понятие бессознательное ввел в науку австрийский психолог и психиатр Зигмунд Фрейд (1856-1939). В наиболее общем виде, согласно Фрейду, структуру психики можно представить в виде трех уровней:

  • сверхсознательное - запреты, нормы, традиции, мораль, законы, общественное мнение;
  • сознание — ясно осознаваемые мысли, желания и т.д.;
  • бессознательное — тайные, неосознаваемые желания, мысли, комплексы, автоматизмы.

По мнению Фрейда, каждый испытывает антиобщественные желания. В детстве человек учится их подавлять из страха перед наказанием (воплощенном в сверхсознательном). Однако даже подавленные и забытые, желания не исчезают, а концентрируются в бессознательном, где ожидают своего часа. Вытесненные переживания могут соединяться в устойчивые группы — комплексы. Например, комплекс неполноценности — это совокупность переживаний по поводу своих недостатков и желание компенсировать их. Бессознательные желания и комплексы, по Фрейду, имеют, как правило, сексуальный или агрессивный характер. Хотя человек не осознает их, они часто заявляют о себе в сновидениях, юморе, оговорках.

Сознание для Фрейда является полем борьбы между бессознательным и запретами сверхсознательного. Антиобщественные желания и комплексы периодически «всплывают» в сознание, запреты и нормы подавляют их, вытесняя обратно в бессознательное. Однако постоянное подавление желаний может привести к срывам (как в паровом котле, где не открывается предохранительный клапан) — неврозам, истерии и т.д. Поэтому все желания должны быть или «выпущены на свободу» (реализованы в действиях), или сублимированы, т.е. перенесены на другие, возвышенные объекты, например на творчество.

Швейцарский психиатр Карл Густав Юнг (1875-1961) считал, что помимо индивидуального бессознательного существует и коллективное, содержащее общие для всех людей бессознательные образы — архетипы. Они проявляются в «грезах» всего человечества — мифах, легендах, сказках, притчах, где задаются основные образцы поведения в разных ситуациях. Эти образцы усваиваются с детства, а затем автоматически, бессознательно воспроизводятся в социальной деятельности.

Помимо желаний, комплексов и архетипов к бессознательному относят и простые автоматические действия, при исполнении которых сознание не задействуется (например, основные навыки вождения автомобиля).

Сознание и коллективное бессознательное

Индивидуальное сознание может существовать только на основе коллективного бессознательного. Соотношение между сознанием и коллективным бессознательным было раскрыто К.Г. Юнгом.

Коллективное бессознательное является огромным духовным наследием, возрождающимся в каждой индивидуальной структуре мозга. Сознание же, как пишет Юнг, наоборот, представляет собой эфемерное явление, осуществляющее все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, скорее всего, можно сравнить с ориентировкой в пространстве. Бессознательное содержит источник сил, приводящий душу в движение. Движение души, т.е. содержание психической жизни, регулируется архетипами: «Все самые мощные идеи и представления человечества сводимы к архетипам». Это касается не только религиозных представлений, но и центральных научных, философских и моральных понятий, которые можно рассматривать как варианты древних представлений, принявших свою современную форму в результате использования сознания.

Сознание находится в постоянном взаимодействии с индивидуальным бессознательным.

В зоне сознания находит свое отражение малая часть сигналов, одновременно приходящих из внешней и внутренней среды организма. Сигналы, попавшие в зону сознания, используются человеком для осознанного управления своим поведением. Остальные сигналы также используются организмом для регулирования некоторых процессов, но на подсознательном и бессознательном уровне.

Бессознательное и подсознательное — это те явления, процессы свойства и состояния, которые по своему действию на поведение похожи на осознаваемые , но актуально человеком не рефлексируются, т.е. не осознаются.

Различие между бессознательным и подсознательным заключается в том, что собственно бессознательное — это такое психическое образование, которое ни при каких обстоятельствах не становится сознательным, а подсознательное — те представления, желания, устремления, которые в данный момент ушли из сознания, но могут потом прийти в сознание или быть восстановленными.

Бессознательное начало так или иначе представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека.

Бессознательные ощущения - это ощущения равновесия, мышечные ощущения, которые вызывают непроизвольные рефлексивные реакции в зрительной и слуховой центральных системах.

Бессознательные образы восприятия проявляются в чувстве знакомости, возникающем у человека при восприятии какого-либо предмета или ситуации.

Бессознательная память - это память, которая связана с долговременной памятью, управляющей на бессознательном уровне мышлением, воображением, вниманием человека в данный момент времени. Бессознательной является и генетическая память.

Бессознательное мышление проявляется в процессе решения человеком творческих задач, когда шаблонные решения оказываются исчерпанными.

Бессознательная речь выступает как внутренняя речь.

Бессознательная мотивация влияет на направленность и характер поступков.

Бессознательное в личности человека — это те качества, интересы, потребности и т.п., которые человек не осознает у себя, но которые ему присущи и проявляются в разнообразных непроизвольных реакциях, действиях, психических явлениях.

Бессознательное и предсознание играют в повседневной жизни человека гораздо более значительную роль, чем это кажется на первый взгляд. Следует учитывать, что сознание гораздо менее устойчиво к воздействию стрессовых факторов по сравнению с бессознательным и подсознанием. В ситуации опасности для жизни, конфликта, под влиянием алкоголя и т.п. влияние сознания на поступки человека уменьшается.

Индивидуальное и коллективное бессознательное

Далеко не все процессы, происходящие в психике человека, осознаются, поскольку кроме сознания у человека есть еще и сфера бессознательного.

Бессознательное представлено в форме индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного.

Индивидуальное бессознательное связано главным образом с инстинктами , под которыми понимаются врожденные способы поведения человека, возникающие иол влиянием условий окружающей среды без предварительного обучения. Так, инстинкты самосохранения, размножения, территориальный и т.д. появились потому, что в процессе эволюции необходимость в таких формах поведения возникала постоянно, способствуя выживанию. Инстинкты включают в себя такие формы психического, которые вообще не могут быть осознаны и рационально выражены.

Учение об индивидуальном бессознательном было создано, как отмечалось выше, австрийским философом и психологом Зигмундом Фрейдом.

Концепция коллективного бессознательного была разработана учеником и последователем Фрейда швейцарским психологом Карлом Юнгом (1875-1961), который утверждал, что в недрах человеческой души живет память об истории всего человеческого рода, что в человеке. кроме личных свойств, унаследованных от родителей, живут и свойства его далеких предков.

Коллективное бессознательное , в отличие от индивидуального, личностного бессознательного, идентично у всех людей и образует всеобщее основание душевной жизни каждого человека, наиболее глубинный уровень психики. К. Юнг образно сравнивает коллективное бессознательное с морем, которое является как бы предпосылкой каждой волны. Коллективное бессознательное, по Юнгу, — предпосылка каждой индивидуальной психики. Между отдельным человеком и другими людьми все время протекают процессы «психического проникновения».

Коллективное бессознательное выражается в архетипах — древнейших психических первообразах, таких как образы отца, матери, мудрого старца и т.п. Все самые мощные идеи и представления человека сводимы к архетипам.

Выделение уровней в структуре психики связано с ее сложностью. Бессознательное — более глубинный уровень психики по сравнению с сознанием. Однако в психике конкретного человека жестких границ между ее различными уровнями не существует. Психика функционирует как единое целое. Тем не менее специальное рассмотрение отдельных уровней и форм психосферы способствует более глубокому пониманию феномена психического как единого целого.



Статьи по теме