Литературная гостиная, или творческий полет. Литературная гостиная: сценарий. Сценарий литературной гостиной Как правильно провести литературный вечер

25 Мар

Сегодня о проблемах экологии говорят повсюду: в печати, по телевидению, в Интернете, на автобусной остановке. Но кто же сказал первым, кто обратился в этой теме ещё в XIX веке, кто заметил начало этой губительной тенденции уж тогда, когда круг экологических проблем ограничивался необоснованной вырубкой помещичьей рощи? Как это часто случается, первыми здесь были «голоса народа» - писатели. И 23 марта в нашей школе прошел экологический литературный вечер: «И живет Земля в надежде…».

Цель мероприятия заключалась в том, чтобы продолжить работу по формированию у учащихся представлений о взаимосвязи человека и природы, воспитать любовь и бережное отношение к природе через литературные произведения.

Руководителем экологического литературного вечера – Сафроновой Ириной Станиславовной, учителем – Марининой Ниной Васильевной, библиотекарем – Кульковой Натальей Николаевной и многими участниками и конкурсантами вечера была проведена трудоемкая работа, которая не оставила равнодушным никого из присутствующих. Звучали выученные отрывки прозы, стихотворения, представлены авторские работы художников – оформителей экологической сказки «Жила-была речка», автором которой является ученица 7 «Б» класса – Яшева Екатерина. Учащиеся 5-х классов подготовили театрализацию этой сказки, учащиеся 8-11 классов оформили столики для литературного салона на экологическую тему, 9-10 классы подготовили поэтические образы МУЗ (Осень, Весна, Зима, Лето).

На вечер была приглашена Кудряшова Наталия Александровна – сотрудник библиотеки п. Дубрава, она представила ребятам книги, в которых также затронуты экологические проблемы.

Жюри: Директор школы – Шевченко Ольга Дмитриевна;

Заместитель директора по УВР – Димитрюк Людмила Николаевна

Заместитель председателя Калужской областной организации профессиональных литераторов, писатель, краевед – Гущина Наталья Викторовна

Учитель английского языка – Захарова Екатерина Александровна

Совет старшеклассников школы – Кленин Андрей

По итогам вечера были выявлены победители:

В номинации «Идеи оформления столиков для литературного салона»

1 место – Семенова Дарья (11 «А») на тему: «Природа – это мощь и сила»

2 место – Барабанова Анна (9 «А») на тему: «Природа – это целительная сила»

3 место – Мастерихина Анастасия (10 «А») на тему: «Природа – это хрупкая красота»

Дикарева Ирина (8 «Б») на тему: «Природа – это вдохновение»

В номинации «Поэтические образы МУЗ»:

1 место – Цоголова Валерия (10 «А») – Лето – «Просто колдовство» (по Ф.И. Тютчеву)

2 место – Романович Александра (9 «А») – Весна – «Странница» (по С.А. Есенину)

3 место – Боровкова Елизавета (10 «А») – Осень – «Унылая пора! Очей очарованье!» (по А.С. Пушкину)

Фролова Екатерина (9 «А») – Зима – «Волшебница» (по А.С. Пушкину)

В номинации «Художественное чтение»:

1 место – Мастерихина Анастасия, 10 «А» – отрывок из романа-эпопеи Л.Н. Толстого «Война и мир»

2 место – Игнатьева Дарья, 11 «А» – отрывок из повести В.П. Астафьева «Царь-рыба»

3 место – Левин Александр, 5 «А» – стихотворение М. Алдонина «Прогулка»

В номинации «Работа художников-оформителей экологической сказки «Жила-была речка» Е.Яшевой:

1 место – Романова Маргарита, 9 «А»

2 место – Амелин Глеб, 9 «А»

3 место – Митрофанова Анна, 7 «А»

В номинации «Создание литературного плаката «Экология жизни»:

1 место – Пышечкина Ольга, 7 «Б»

2 место – Чувилова Виктория, 7 «Б»

3 место – Моисеева Екатерина, 7 «А»

В номинации «Театрализация экологической сказки-были «Жила-была речка» благодарственными письмами отмечены: Зубкова Ольга (5 «А»), Кузнецова Мария (5 «А»), Симонова Светлана (5 «А»), Макарова Анастасия (5 «Б»), Лобова Карина (5 «Б»).

Спасибо всем участникам и гостям экологического литературного вечера!

Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у Природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она как мы, такая же- живая!

Так хочется за свою жизнь выпустить несколько пучков света, оставить энергию в этом мире, растворенную среди своего времени. И сейчас я могу это делать с помощью моих произведений.

Стихи - это удивительная тонкая материя, понятная каждому. Однако, для того чтобы понять ее и найти СВОЕГО автора, нужно сделать усилие. Стихи звучат только, когда логика молчит. И я хочу устроить свой первый поэтический вечер , на котором оживет моя внутренняя ЛИРИКА.

Препонов между моим ХОЧУ и РЕАЛИЗАЦИЕЙ оказалось, однако, больше, чем представлялось...

Во-первых, это элементарное отсутствие опыта! Во-вторых, полное отсутствие финансов. В-третьих, ссыкатно очень волнуюсь!

Но обо всем по порядку! Итак, дело происходит в городе Перми, а на календаре у нас аккурат вторая половина ЯНВАРЯ 2015.

Стихи вне времени

Они не только вне времени, но они еще и вне моды. Они вообще не модны. Стихи - это полный андеграунд. Не верите? Конечно, если периодически гулять по старому Арбату, то кажется будто вся страна занимается творчеством. А отъедите подальше... сначала за МКАД, потом еще дальше... В провинциальном городе, нет привычки знакомиться, сидя в кафе и верить новичкам, даже творческим с нервно-чувствительной спиной. Хотите пример? Весь город у нас обожает один театр. Он и вправду невероятный, начиная от магической раздевалки, заканчивая фантастическими постановками классики.

Веря в то, что у гениев должна течь слюна на аромат творчества, я отправилась с худруку Сергею Федотову с предложением организовать совместный проект.

"Что-что?" - удивился режиссер. - "Стихи в театре "УМоста" под нашим именем?! С нашими актерами?! Причем тут Маяковский и прочие эксперименты, когда у меня нет времени даже на вас!" В общем мою "Жар-птицу" чуть под ощипали, а на мою нервную спинку самой тонкий мистик Перми вылил ушат ледяной воды...бодрит, черт возьми!

Стихам нужен свет

Точнее не только свет, а помещение, где их можно показать. Походить, поразмахивать руками, повыражать чувтсва, глядя в глазам тем, кто слушая воображает и открывает в себе НЕЧТО новое.

Аренда мне не по карману, в кафе с шумной музыкой - выйдет что-то вроде концерта в стеклянном аквариуме или шоу по ТВ с выключенным звуком.

Я обращалась в бесконечные школы искусств, которые закончила в родной Перми. Дескать, вот смотрите чему у вас научилась, давайте организуем встречу у вас! Вот один из наиболее колоритных ответов:

" Помещение только за деньги. Извините, но вы же будете лампочки включать, а мы потом платить за электричество?!! И, кстати, подарите нам книжку в музей!"

Овеществление строк дело волшебное и не очень

Для вечера нужны книги. А книги печатаются за денежку. Сборник , который напечатан за морями и долами агентством Альтаспера, для этого не подойдет. Она достаточно дорогая для массового употребления, особенно после того, как доллар подорожал (агентство базируется в Канаде). Тут я хочу сказать огромное спасибо всем моим первым читателям, которые приобрели сборник и делятся своими впечатлениями.

По самым скромным подсчетам издать книги можно от 7 тыс рублей. Это где-то 50-70 экземпляров в простой обложке. Книги нужны, чтобы подарить их тем, кого волнует моя поэзия. Это будет мини-копия моего сборника "Жар-птица", которую забирут с собой в подарок все пришедшие на творческую встречу.

Все это довольно сложно решить одному человеку, даже если внутри ее живет нахальная и требовательная поэтесса! Думаю, что тут могут помочь только друзья! Пишите о своем опыте или может быть идеях. Если у вас есть возможность помочь напечатать книгу на выгодных условиях, у вас есть подходящее помещение или вы тоже автор, который хочет поучаствовать в этом НЕКОММЕРЧЕСКОМ проекте, - пишите мне. Для всех блогеров ЖЖ есть личка и поле под комменты. Для других читателей моя почта [email protected]!

Жизнь моя идет сейчас и ваша тоже, дорогие современники! Пора проявляться и светиться!

Литературные праздники как бы закрепляют и обобщают многообразные художественные впечатления, знания и умения детей, они включают в себя разные виды детской деятельности (чтение и рассказывание, пение и танцы, слушание, просмотры и инсценировки). Они - результат работы воспитателя, ее итог, «венец делу».

Как лучше подготовить литературный праздник - утренник или вечер развлечений?

Прежде всего, необходимо очень точно определить тему вечера, его конкретную цель. Довольно часто, воспитатели организуют «Книжкины именины», «Праздники книги» в детском саду. Несмотря на большую затрату усилий воспитателей, детей, родителей на подготовку и оформление праздника, он иногда не приносит ожидаемого удовольствия, получается слишком утомительным, длинным, сумбурным. В чем причина неудачи? Прежде всего, в несоответствии темы возможностям детей дошкольного возраста. Тема, сформулированная как «Праздник книги», оказалась слишком широкой. На таком празднике говорилось, игралось, пелось обо всем: о народных сказках и сказках Пушкина, о Толстом и Горьком, Маршаке и Чуковском. Этот калейдоскоп больших имен и прекрасных произведений оглушил детей, не дал возможности сосредоточиться на содержании произведений, насладиться их восприятием и исполнением.

Наилучшим праздником в детском саду будет праздник с одним сюжетом (например, «Сказки А.С. Пушкина», «Книги про животных», «Сказки К.И. Чуковского» или др.). Подобная тема даст возможность точно определить цель утренника (доставить детям радость от встречи с любимыми произведениями, расширить представление о творчестве писателя, вызвать интерес к теме и т.п.), сосредоточить внимание детей на содержательной стороне праздничного действия.

Для проведения литературного вечера необходимо разработать сценарий - основу праздника, его план. Сценарий чаще всего пишется в форме прямой речи, он определяет последовательность сменяющихся действий (чтение, игры, представления и др.).

Еще одно из важнейших условий успеха вечера - правильный выбор ведущего или ведущих. Ведущий на детском вечере не конферансье, объявляющий те или иные номера, а добрый хозяин, создающий атмосферу праздничности. От его артистичности, культуры, обаяния, умения легко общаться, видеть и вовлекать в действие всех присутствующих зависит успех встречи детей с искусством слова.

Часто ведущие и другие действующие лица на вечере выступают в каком-то образе. На вечере, посвященном устному народному творчеству, это могут быть сказочник и сказочные персонажи, на вечере, посвященном творчеству С.Я. Маршака, - почтальон, пожарный, Человек рассеянный, творчеству К.И. Чуковского - доктор Айболит, Мойдодыр и др. Встреча с героем книги, его узнавание, непосредственный контакт с ним, обязательно предусмотренный сценарием, доставляют детям эстетическое наслаждение, побуждают к активному «общению» с литературным произведением.

При разработке сценария литературного вечера необходимо помнить, что он должен быть построен на максимальной творческой активности всех детей - участников утренника. Ведущий - безусловно хозяин праздника, однако он не должен заслонять собой детей. Именно они - главные действующие лица любого праздника.

Важно, чтобы в сценарии разумно сочетались разные виды детской активности: физическая активность (действия, пляски, игры, аттракционы, чтение стихов и т.п.) и внутренняя умственная активность (слушание, просмотр, решение литературных задач, отгадывание загадок и др.). При этом необходимо чувство меры: большое количество элементов оформления, разнообразие внешней деятельности могут увести внимание от самого главного в литературном вечере - встречи с книгой. Художественное слово, творчество писателя обязательно должно быть в центре сюжета праздника.

Литературный вечер может предусматривать различные сюрпризные моменты, например, исполнение желаний детей (по программе) с помощью лепестков цветика-семицветика; заранее, втайне от детей подготовленное выступление родителей с чтением любимых стихов Пушкина (на Пушкинском празднике), просмотр кукольного или теневого театра и т.п. Главное, чтобы литературный вечер ни в коем случае не напоминал речевое занятие. Яркая праздничность в сочетании с простотой, естественностью, непринужденностью в поведении каждого из участников - вот необходимые условия для создания нужной атмосферы на детском празднике. Доставить детям радость, дать возможность активно участвовать в празднике, посвященном сказке, любимому поэту или писателю, - значит ставить им долгую память о встрече с книгой.

Литературному развитию детей способствуют утренники, вечера досуга, посвященные творчеству писателя или поэта, вечера сказок, загадок, литературные викторины (по народным сказкам, по произведениям одного автора, по хорошо знакомым книгам разных писателей). Объединение разного вида искусств - музыки, художественной литературы, изобразительного искусства создает праздничную атмосферу.

Все формы работы по знакомству детей с художественной литературой вне занятий воспитывают интерес и любовь к книге, формируют будущих читателей.

Вечера досуга, которые еще называются вечерами развлечений, проводятся в детском саду раз в неделю. Тематика их может быть самой разной. Это может быть спектакль, музыкальный вечер, спортивные соревнования, просмотр мультфильмов и многое другое. Все зависит от возраста детей, направления работы детского сада, технических условий.

Вам понадобится

  • - театр игрушки;
  • - театр картинок;
  • - теневой театр;
  • - пальчиковый театр;
  • - театр перчаточных кукол;
  • - ширма;
  • - стол;
  • - компьютер;
  • - мультимедийное оборудование;
  • - «минусовки» детских песен и музыкальных спектаклей;
  • - звуковое оборудование;
  • - костюмы;
  • - декорации;
  • - сценарии вечеров развлечений и спектаклей по сказкам.

Инструкция проведения:

  • 1. Для детей раннего и младшего дошкольного возраста подготовьте спектакль. Дети этого возраста в основном являются зрителями, сами они еще мало что могут. У них наглядно-образное и наглядно-действенное типы мышления преобладают над остальными, поэтому им все необходимо показывать. Театр игрушек представляет собой показ сказки на столе. Никакой ширмы нет, персонажи передвигаются по поверхности. Дети это видят. В качестве декорации можно использовать строительный материал. Для театра картинок найдите подходящие иллюстрации, распечатайте их на цветном принтере и наклейте на фланель или бархатную бумагу. Такие картинки во время рассказа появляются на фланелеграфе, и малышам это очень нравится. При наличии компьютера можно подобрать мультфильмы и устроить кинопросмотр. Он не должен быть слишком длинным, четверти часа вполне хватит.
  • 2. Возможности детей среднего и старшего дошкольного возраста уже достаточно велики. Разные виды театра по-прежнему можно использовать, но ребятишки из старшей и подготовительной групп уже могут показывать сказки и сами. Это обычно вызывает очень большой интерес. К тому же современные технические средства позволяют сделать очень многое. Например, можно поставить самый настоящий мюзикл, если в садике есть подходящая звуковая аппаратура. Во многих детских садах это делается. Дошколятам такие «профессиональные» спектакли очень нравятся.
  • 3. Не ограничивайтесь театром. Подготовьте, например, вечер, посвященный творчеству любимого писателя. В этом случае должна быть большая предварительная работа. Почитайте детям книжки, расскажите о жизни писателя, покажите его портрет. Можно дать задание нарисовать иллюстрации или сделать поделки по теме. Доступна дошкольникам и компьютерная презентация. С современными информационными технологиями многие дошколята уже знакомы. Подобрать нужные фотографии, рисунки и музыкальные произведения можно поручить кому-нибудь из родителей. Не забывайте о том, что дети не должны все время сидеть, поэтому необходимо сочетать разные виды деятельности. Например, в начале покажите презентацию, затем после танца или физминутки попросите кого-либо из детей почитать стихи. Закончить вечер развлечений можно драматизацией или подвижной игрой.
  • 4. Иногда проводите вечера досуга вместе с родителями. Можно предложить, например, подготовить рассказ о своей семье. Попросите родителей подобрать интересные фотографии и видеоматериалы. Пусть каждая семья подготовит короткий рассказ. Такую «презентацию» можно разбить на несколько вечеров или приурочить, скажем, к Дню именинника.
  • 5. Проведите виртуальную экскурсию. Детям можно предложить заранее расспросить бабушек и дедушек о самых интересных местах в вашем городе, об известных людях, которые здесь жили. Подберите видеофильм или сделайте флэш-анимацию. Таким же образом можно устроить экскурсию в музей.

Литературная гостиная «Очей очарованье – поэзия осени»


Цель:
Познакомить обучающихся с произведениями русских поэтов.
Задачи:
Образовательные:
- Изучить произведения русских поэтов;
Развивающие:
- Развивать интерес учащихся к изучению произведений русских поэтов;
- Развивать коммуникативные навыки учащихся;
- Развивать выразительное чтение учащихся;
Воспитательные:
- Воспитывать интерес учащихся к изучению поэзии;
- Воспитывать у учащихся любовь к родной природе;
- Воспитывать любовь к русской литературе, к России, к малой Родине.
Подготовительная работа:
Прочитать и выучить стихотворения русских поэтов, посвященные осени
оформить выставку книг и портретов русских поэтов.
Описание материала:
Предлагаю сценарий литературной гостиной по произведениям русских поэтов «Очей очарованье – поэзия осени» для учащихся 7-8 классов. Данный материал будет полезен учителям русского языка и литературы во время проведения традиционных для многих школ предметных недель.

Оборудование:
Репродукции: Левитан « Золотая осень», С. Жуковский «На веранде. Осень», И. О. Остроухов «Золотая сень», В. Кузнецов «Осенний пейзаж», Ю. Клевер «Осенний парк» музыкальное сопровождение, проектор, компьютер, презентация

Ход мероприятия

Учитель:
Здравствуйте, дорогие друзья! В этот осенний день мы собрались в литературной гостиной, чтобы послушать и почитать стихи об одном из самых красивых и любимых многими поэтами времени года – осени.

Звучит произведение Чайковского из цикла "Времена года" – "Осенняя песня".

Ведущий 1:
Неслышными шагами подошла королева-осень. Обняла природу, неспешно взяв в руки холст и кисти, чтобы с трепетом художника начать раскрашивать все вокруг в пестрые цвета. Никогда природа не выглядит так восхитительно и трогательно, как природа осенью.


А. В. Кузнецов «Осенний пейзаж»

Ведущий 2:
Осень в России всегда была порой, которую воспевали многие писатели,
поэты, художники и музыканты. В ней видели и неповторимые красоты русской природы, которая осенью одевается в золотой убор, переливаясь своим пышным многоцветьем, и унылые пейзажи, осеннее умирание природы и грусть по уходящему лету как символу жизни.

Ведущий 1:
"Унылая пора! очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса", - так сказал о золотой осени А.С. Пушкин. Пушкинская поэзия проникает в наши сердца и остаётся там навсегда, обладая какой-то таинственной силой.

Чтец 2:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса -
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

Ведущий 1:
Осень в произведениях русских поэтов многолика и многоцветна. В стихотворении "Есть в осени первоначальной" Тютчев придаёт осенней тишине особую торжественность и прелесть и вместе с тем утверждает естественность происходящего, любуясь осенней тишиной, пустотой полей, мимолётной красотой осенней природы.


В. Поленов «Золотая осень»

Чтец 1:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь,
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

Ведущий 2:
Певцом осенней грусти выступает в русской поэзии И. Бунин. С яркой и даже щеголеватой живописностью он описывает все краски осеннего леса - от багряного и лилового до тёмного и бесцветного. Но эта красота мимолётна, её скоро сменят мрачные и угрюмые тона. Иллюзорность сущего в природе и жизни - таковы ощущения поэта.


А. Шильдер «Овраг»

Чтец 2:
Ветер осенний в лесах подымается,
Шумно по чащам идёт,
Мёртвые листья срывает и весело
В бешеной пляске несёт.

Только замрёт, припадёт и послушает,
Снова взмахнёт, а за ним
Лес загудит, затрепещет - и сыплются
Листья дождём золотым.

Веет зимою, морозными вьюгами,
Тучи плывут в небесах...
Пусть же погибнет всё мёртвое, слабое
И возвратится во прах!

Зимние вьюги - предтечи весенние,
Зимние вьюги должны
Похоронить под снегами холодными
Мёртвых к приходу весны.

В тёмную осень земля укрывается
Жёлтой листвой, а под ней
Дремлет побегов и трав прозябание,
Сок животворных корней.

Жизнь зарождается в мраке таинственном.
Радость и гибель ея
Служат нетленному и неизменному -
Вечной красе Бытия!


«На веранде. Осень» Станислав Жуковский

Звучит мелодия Анна Герман «Осенняя песня»

Ведущий 2:
Осень! Ты самое лирическое из всех времён года! Пылают спелыми ягодами шиповник, боярышник, рябина. А деревья - сплошной океан золота. Летает в воздухе паутина, и стоит пряный запах уходящего лета. Как хочется, чтобы эта красота была вечной.
Осень вызывает желание побродить в лесу, почувствовать его простор. Она заставляет вспомнить и летние дни. Осень Майкова - это воспоминание о только что прошедшем лете, о его красках. Поэт пользуется словом, как художник красками. Неслучайно одно из стихотворений Аполлона Николаевича Майкова названо "Пейзаж".


Картина «Золотая осень» Илья Остроухов

Чтец 2:
Люблю дорожкою лесною,
Не зная сам куда, брести;
Двойной глубокой колеею
Идешь - и нет конца пути…
Кругом пестреет лес зеленый;
Уже румянит осень клены,
А ельник зелен и тенист;
Осинник желтый бьет тревогу;
Осыпался с березы лист
И, как ковер, устлал дорогу…

Идешь, как будто по водам,
Нога шумит… а ухо внемлет
Малейший шорох в чаще,
там,
Где пышный папоротник
дремлет.
А красных мухоморов ряд,
Что карлы сказочные, спят…
Уж солнца луч ложится косо…
Вдали проглянула река…
На тряской мельнице колеса
Уже шумят издалека…

Ведущий 1:
Осень вызывает у человека чувство чего-то величавого и торжественного. И вместе с тем «осень веет тоской, осень веет разлукой» (И. Бунин)

Звучит произведение А. Вивальди "Осень".

Чтец 3:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой...

Ведущий 2:
Говоря об Осени, нельзя не вспомнить удивительно красивую поэзию поэта «серебряного века» Сергея Есенина. В своих стихотворениях он создаёт особый художественный мир, в котором главными образами являются земля и небо. Природа у Есенина – божественный храм. Поэт мечтал о гармонии в мире и в душе человека, поэтому хотел видеть его красивым, сильным, нежным, добрым, идущим в мире по широкой чистой дороге. Поэтому в его стихах образ пути наиболее важен. Послушаем стихотворение « О красном вечере задумалась дорога…»

Чтец 4:
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жуёт пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадётся мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зелёная из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щерблёный лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Всё гуще хмарь, в хлеву покой и дрёма,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.

Ведущий 1:
Красота жизни, красота Природы была смыслом, целью и пафосом ещё одного поэта «серебряного века»– Константина Дмитриевича Бальмонта. Александр Блок в статье «О лирике» (1907)писал: « Когда слушаешь Бальмонта – всегда слушаешь весну». Это верно даже тогда, когда слушаешь его стихи об Осени.

Чтец 5:
За утром, преждевременно студёным
Июльский полдень в полдень сентября.
В лесах цветёт древесная заря
рубиново-топазным перезвоном.

Чу! Гончие бегут лесистым склоном,
Разливным лаем зайцу говоря,
Что косвенным прыжком метаться зря,
Что смерть прошла над тайником зелёным.

Обрызган охрой мелкий изумруд.
Шафранные ковры затрепетали,
И лисьим мехом выкрасились дали.

Излом всех линий в сети веток крут,
«Туда! Туда! Ото всего, что тут»_
Отчаливая, птицы прокричали.


Ю. Клевер «Осенний парк»

Ведущий 2:
Послушайте стихотворение «Золотая осень» Бориса Пастернака. В нем мы видим неспешное любование красотой наступающей осени, философское размышление о жизни, о смене времен года, о вечности природы. Осень у Пастернака многолика: то это выставочные залы картин, то молодые новобрачные - липа в венце и береза «под фатой подвенечной и прозрачной».

Чтец 1:
Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -
Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.

Учитель:
Ребята, предлагаю Вам послушать стихотворение об осени нашего белгородского поэта Николая Николаевича Грищенко.
Любя А. А. Фета, Н. Н. Грищенко иногда подражал ему (стихи о природе), но в то же время он был индивидуален, образно реалистичен, избегал холодного и натурного эстетизма.
Природа сама по себе равнодушна, но благодаря перу Н. Н. Грищенко, она оживает! Природа уподобляется человеку: лишенная ореола вечности, она страдает.
В стихотворении «Осень кладёт монотонные блики…» отражается состояние души поэта. Лирический герой страдает вместе с природой, сердце оживает только тогда, когда заговорила лира: «Осторожно я трогаю струны рукой, И слова дорогие негромко, но властно Начинают кружить над притихшей рекой…». Не случайно в стихотворении используется образ лиры, ведь она - символ поэтического вдохновения, творчества.

Чтец 3:
Осень кладёт монотонные блики
На покрывало угасшего лета.
Мир умолкает… Печалью великой
Дышит усталая кромка рассвета.
Солнце встаёт, и являются взору -
Травы сухие, округа пустая.
Осень явилась негаданно скоро
И, паутиною в небе летая,
Всё пронизала невидимой грустью,
Всё пропитала теплом уходящим…
Только кричат одинокие гуси,
Нитью оторванной к югу летящие.

Чтец 2:
На сгоревшей траве, на поляне лесной
Я стою посредине осеннего мира,
И усталое солнце висит надо мной,
Как забытая в небе,
надолго умолкшая лира.
Осторожно я трогаю струны рукой,
И слова дорогие негромко, но властно
Начинают кружить
над притихшей рекой,
Продолжая мелодию осени ясной…

Учитель:
Белгородская поэтесса Светлана Таплинская написала замечательное стихотворение “Белая осень”. Оно посвящено поздней осени. Послушайте его.

Разделы: Литература

Цель : расширение и углубление знаний учащихся о творчестве А.С. Пушкина и о роли в его жизни няни – Арины Родионовны Яковлевой (Матвеевой).

Педагогическая цель : развитие художественно-эстетических способностей учащихся, воспитание гармоничной личности, тонко чувствующей красоту поэтического слова и музыки.

Задачи : подбор материала для литературно-музыкальной композиции, составление сценария, проведение вечера.

Оборудование : компьютер, проектор с мультимедийным экраном, диски с иллюстрациями и музыкальными записями, видеокамера.

Ход проекта

1-й этап – организационный.

Цель : определение темы и формы продукта проектной деятельности.

Повестка дня.

  1. Обсуждение темы и формы проекта.
  2. План выполнения работы.

Ход работы.

По вопросу №1 поступили предложения:

  • подготовить литературный вечер;
  • провести подготовительную работу – поиск литературных и музыкальных материалов;
  • составить сценарий и провести вечер.

Предложенные темы:

  1. Анализ стихотворения (на выбор).
  2. Творчество М.И. Цветаевой.
  3. Русская народная сказка. Особенности жанра, композиции, сюжет, герои.
  4. Адресаты любовной лирики А.С. Пушкина.
  5. Образ няни А.С. Пушкина.

По вопросу №2 поступили предложения:

  1. провести поиск литературных материалов по теме в школьной и городской библиотеке (ответственные Копьёва С. И Хомечко О.);
  2. найти музыкальные записи, касающиеся темы проекта (ответственные Калинин А., Чернышов В.);
  3. провести поиск иллюстративного материала (Платонова О.).

Решение: Приступить к подготовке литературного вечера для учеников 5-го класса по теме «Няне А.С.Пушкина посвящается…».

2-й этап – подготовительный.

Цель : отбор материалов для литературно-музыкальной композиции, составление сценария.

Повестка дня.

  1. Отчёты участников проекта, обмен собранной информацией.
  2. Составление сценария.

Ход работы.

Отчёт по поиску литературных материалов С. Копьёвой и О. Хомечко.

Сведений о няне Пушкина очень мало. Были задействованы материалы домашних, школьной и городской библиотек. Просмотрев огромный материал, исследовав энциклопедии, словари, документальные источники, остановили свой выбор на материалах к уроку, который был предложен в разработках учителей в журнале «Литература в школе» №4 за 1999 год. В данном журнале предлагаются статьи учителей литературы: Коровиной Раисы Николаевны (г. Десногорск Смоленской области) и Чауриной Розы Алексеевны (г. Москва).

Вот что об этом материале пишет сама Р.А. Чаурина: «Предлагаю вашему вниманию материалы о няне А.С. Пушкина – А.Р. Яковлевой. На собственном опыте (мой стаж работы 35 лет) знаю, как много времени и сил уходит на то, чтобы подготовиться к уроку. Поэтому я попыталась, не делая никаких сенсационных открытий, а взяв на себя лишь роль популяризатора, отобрать значимые, представляющие интерес сведения об Арине Родионовне, распылённые по десяткам книг, многочисленным публикациям, а также экспозициям музеев, и логично, соблюдая хронологию изложить их в доступной форме, чтобы получился материал для занятия в литературном кружке, или литературно-музыкальной композиции, или даже для урока о няне как о человеке, о её судьбе и той роли, которую она сыграла в жизни и творчестве гения».

Данный материал самый полный и объёмный – он может стать основным источником для создания сценария.

Отчёт о музыкальных иллюстрациях Калинина А. и Чернышова В.

Найдены музыкальные записи романсов на стихи Пушкина, диски с записями музыки к опере «Руслан и Людмила», нотная запись песни на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

  1. для составления сценария создать творческую группу сценаристов (О.Хомечко, С.Копьёва, О.Платонова);
  2. использовать данный литературный и музыкальный материал для создания сценария;
  3. творческой группе приступить к созданию сценария;
  4. работу выполнить в течение 2-х недель.

3-й этап – репетиционный.

Цель : на основе созданного сценария подготовить литературно-музыкальную композицию.

Повестка дня.

  1. Обсуждение сценария. Внесение изменений и дополнений.
  2. График репетиций.

Ход работы.

Вопрос №1.

При чтении сценария были внесены предложения:

  • использовать мультимедийный проектор для иллюстраций к выступлению;
  • исполнить песню на стихи А.С. Пушкина «Зимний вечер» (обратиться за помощью к учителю музыки Петрову В.И. – ответственные Платонова О. и Копьёва С.).

Вопрос №2.

Репетиции проводить 3 раза в неделю (понедельник, среда, четверг) с 13-30 до 14-30 часов.

Решение: внести изменения и дополнения в сценарий; репетиционный этап закончить в течение 3-х недель.

4-й этап – реализация проекта.

Цель : проведение литературного вечера «Няне А.С. Пушкина посвящается…».

Протокол №4 от 19.02 2007 г.

Повестка дня.

  1. Проведение вечера, назначение даты.
  2. Текущие вопросы.

Ход работы.

По вопросу №1: поступило предложение – провести вечер 26 февраля 2007 года (генеральную репетицию назначить на 24 февраля 2007 г.).

По вопросу №2 выступила Платонова О., рассказала о проделанной работе:

В.И. Петров с ансамблем девочек 6-7 классов подготовил песню на стихотворение А.С. Пушкина «Зимний вечер».

  1. закончить подготовку вечера;
  2. реализовать проект.

5-й этап – презентационный.

Цель : презентация проекта, подведение итогов работы.

Повестка дня.

  1. Итоги работы.
  2. Презентация проекта.

Ход работы.

По вопросу №1 выступила О.Хомечко, от имени творческой группы подвела итоги работы, дала ей положительную оценку.

По вопросу №2 выступила С.Копьёва, предложила подготовить презентацию проекта.

  1. проект (продукт проектной деятельности) одобрить;
  2. подготовить презентацию проекта (ответственные – С.Копьёва, О.Платонова).

Выступление на презентации – защита проекта: «Проектная работа предполагает огромный творческий выбор и полёт фантазии. Окунувшись в мир литературы, мы остановились на имени А.С.Пушкина. Почему же выбрали личность Александра Сергеевича? Да потому что без него немыслима русская литература, он – «солнце русской поэзии», гений мирового искусства. Его жизнь и творчество стали одной из самых ярких и значительных страниц в истории человечества. К тому же в 2007 году исполняется 170 лет со дня смерти великого поэта. Это трагическая дата. Но даже спустя полтора века, Пушкин не забыт. Его стихи, поэмы, романы читаются и волнуют всё новые и новые поколения.

Работая над проектом, мы выбрали нетипичный подход к творчеству Пушкина. Мы не стали разбирать его биографию и анализировать стихи. Нам хотелось найти корень, исток его таланта, найти того, кто заразил поэта любовью к России и ко всему русскому, поэтому главной героиней нашего проекта является няня Пушкина – Арина Родионовна Яковлева. Именно она познакомила маленького Пушкина с богатейшим миром русских сказок. Это благодаря няне поэт полюбил искромётные и мудрые русские пословицы и поговорки: он собирал их, использовал в своих произведениях. Именно от Арины Родионовны поэт услышал бессчётное количество народных выражений, присказок и прибауток, былин и небылиц. Конечно, в первую очередь с именем Арины Родионовны связана жизнь Александра Сергеевича. Пушкина с няней всегда связывали добрые, тёплые и нежные отношения. По сути она заменила ему родную мать, стала его другом и даже первой музой.

Все наши наработки, знания и умения, полученные в ходе проектной работы, мы решили реализовать в литературном вечере, посвящённом Арине Родионовне. В качестве аудитории мы выбрали пятиклассников. Этот выбор был неслучаен. Дети непосредственны и открыты для информации. К тому же они мало знали о великом поэте, в чём недостаток программы по литературе. Но здесь была и небольшая трудность: нужно было постараться заинтересовать ребят, завладеть их вниманием. Что непросто, учитывая их возраст. Мы решили провести вечер в камерной обстановке (маленьком помещении), чтобы быть ближе к слушателям, решили разбавить повествование о жизни Арины Родионовны стихами, написанными и посвящёнными ей, отрывками из сказок Пушкина, русскими народными песнями и романсом «Зимний вечер» на стихи великого поэта.

Доступно, интересно и познавательно рассказать о няне Пушкина. Что заставило бы аудиторию обратиться к книгам, – такова была цель нашего вечера. Надеемся, что мы её достигли. Давайте обратимся к видеоиллюстрации.» (Показ фрагмента литературного вечера.)

Литература:

  1. Сергеев И.С. «Как организовать проектную деятельность учащихся», М., 2006.
  2. Журнал «Литература в школе» №4, 1999.
  3. Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. М., 1985.
  4. Журнал «Профильная школа» №4, 2002.


Статьи по теме