Контрольный тест по русскому языку за первое полугодие (10 класс). Обобщающий урок на тему "ссп и спп" В ССП с соединительными союзами

Тест «ССП»

9 класс

1. Укажите неверное утверждение.

А. Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором простые предложения связаны сочинительными союзами.

Б. Простые предложения, входящие в ССП, отделяются друг от друга запятой, которая ставится перед сочинительным союзам.

В. Сложносочиненные предложения бывают четырех видов.

2. Найдите сложносочиненное предложение.

А. Весь склад мыслей его мгновенно изменился сражение представлялось ему давнишним, далеким воспоминанием.

Б. Вопреки словам Билибина известие привезенное им было принято радостно.

В. Утром гости не спешили вставать, да и Харатаев тоже встал поздно и не поехал на службу

3. Найдите «четвертое лишнее».

А. С востока надвигались темные дождевые тучи, и оттуда потягивало влагой.
Б. В глубоком молчании белеют холмы и курганы, да узким полотном белеет дорога.

В. Вечером я возвращался, пил и садился читать газету или книгу.

Г. Не то это было раннее утро, не то наступал вечер.

4. Какое из предложений является сложносочиненным.

А. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой, крупный дождь.

Б. И капли эти все двигались, перемещались и то сливались из нескольких в одну, то из одной разделялись на многие.
В. Князь Андрей с улыбкой посматривал то на Пьера, то на виконта, то на хозяйку.

Г. Молча и неподвижно сидя у стены на соломе, Пьер то открывал, то закрывал глаза.

5. Назовите сложносочиненное предложение с соединительным союзом.

А. Ученье и обед делали дни очень интересными, вечера же проходили скучновато.

Б. Было уже часов десять вечера, и над садом светила полная луна.

В. В сияющем небе властвует солнце, а на земле гуляет ветер.

6. Назовите сложносочиненное предложение с противительным союзом.

А. Дождик прошел, но капли еще падали с деревьев.

Б. Марья Дмитриевна и графиня рассмеялись, и за ними все гости.

В. Анна Михайловна стояла подле княжны, да обе говорили в одно время.

7. Назовите сложносочиненное предложение с разделительным союзом.

А. Наступило утро, а сенокосчики еще не вышли на луга.

Б. За окном брезжил рассвет, и кричали петухи.

В. Только иногда мелькнет березка, либо мрачной тенью встанет перед тобой ель.

8. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении.

Фельдшер поглядел исподлобья на доктора () и в его тёмных, мутных глазах вспыхнуло самое откровенное презрение.

1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

2) Сложносочинённое предложение, перед союзом И запятая не нужна.

3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

9. Укажите предложение, соответствующее схеме , но .

А. Он неумный, но добрый, и поэтому все его любят.

Б. Мы подошли к берегу, но не увидели ни лодки, ни лодочника.

В. Друзьями хвались, но и сам в хвосте не плетись.

Г. Они весело болтали и пытались меня вовлечь в разговор, но я молчал.

10. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

Месяц светил в окно, и луч его играл по земляному полу хаты.

А. Одновременность действий.

Б. Последовательность.

В. Чередование.

Г. Противопоставление.

11. Какое значение вносит союз в сложносочиненное предложение.

Ветер утих, и на землю посыпался сеянец-дождь.

А. Противопоставление.

Б. Одновременность действий

В. Последовательность.

Г. Чередование.

12. Найдите предложение с общим второстепенным членом.

А. В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры.

Б. Я передал ему ваше поручение, и он исполнил его с большим удовольствием.

В.Через несколько минут из парадных дверей поспешно вышел офицер приказал что-то и драгуны вытянулись.

13. Допишите предложения, образуя сложносочиненные предложения с союзами и, а, но.

А. Пришел май…

Б. Был выходной день…

В. Пришел поезд…

Г. Наступила ночь…

Д. Урок закончился...

14. Сделайте синтаксический анализ сложносочиненного предложения.

Воздух дышит весенним ароматом, и вся природа оживляется.

ТЕСТ 1. Понятие о сложносочинённом предложении

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте, где нужно, запятые перед союзом И. Укажите сложносочинённые предложения:

1) В это время из-за высоты, находившейся в полверсте от крепости, показались новые конные толпы? и вскоре вся степь усеялась множеством людей, вооружённых копьями и сайдаками. (А. П.)

2) Вскоре пули начали свистать около наших ушей? и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол. (А.П.)

3) Это впечатление постепенно ослабевало, затем стало воспоминанием? и, наконец, просто усталостью. (А.Г.)

4) Однажды солнце догорало? и тихо теплились лучи... (Н.Гум.)

5) И погасли изумруды змея? и павлина веерное диво. (Н.Гум.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте запятые, укажите количество грамматических основ:

Шёл снег и был мороз по утрам но дороги уже потемнели и над ними каркая носились грачи. (А.Ч.) ___________________________

ТЕСТ 2. ССП с соединительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

В каких случаях союз И соединяет части ССП?

1) Слабо гудела телеграфная проволока, и на ней кое-где отдыхали ястреба. (А.Ч.)

2) По небу полуночи ангел летел, и тихую песню он пел. (М.Л.)

3) В этой напрасной борьбе истощил я жар души и постоянство воли, необходимое для действительной жизни. (М.Л.)

4) Хорошенький овал лица её круглился, как свеженькое яичко, и, подобно ему, белел какою-то прозрачною белизною. (Н.Г.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте знаки препинания:

Две молодые казачки дочери хозяина избы накрыли стол белой скатертью принесли хлеба ухи и несколько штофов с вином и пивом и я вторично очутился за одною трапезою с Пугачёвым и с его страшными товарищами. (А.П.)

ЗАДАНИЕ 3

В каких случаях перед союзом И надо поставить запятую?

1) Его почти ничего не влекло из дома? и он с каждым днём всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире. (И.Г.)

2) Око моё меня соблазняет? и мне исткнуть его необходимо, должно для душевного спасения. (Д.Ф.)

3) Он покосился на весёлые, но твёрдые глаза Лефорта? и судорожно схватил даму за руку. (А.Т.)

4) Люблю я ропот буйных вод? и на волне звезды сиянье. (СЕ.)

ТЕСТ 3. ССП с разделительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите ССП с разделительными союзами:

1) Но теперь он должен был выстрелить на воздух, или сделаться убийцей, или, наконец, оставить свой подлый замысел и подвергнуться одинаковой со мной опасности. (М.Л.)

2) Отчего мне так не по себе, когда я вижу адвоката, или учителя латинского языка, или члена управы? (А.Ч.)

3) Жизнь ли была так бедна здесь, или люди не умели подметить ничего, кроме этого неважного события, происшедшего десять лет назад, а только про село Уклеево ничего другого не рассказывали. (А.Ч.)

4) Значит, я был болен или что-то случилось со мной... (А.Ч.)

5) Ей, вероятно, приснилось что-нибудь или пришли на память вчерашние рассказы. (А.Ч.)

ЗАДАНИЕ 2

1) А ушедший в ночные пещеры, или к заводям тихой реки повстречает свирепой пантеры наводящие ужас зрачки. (Н.Гум.)

2) То истиной дышит всё в ней, то всё в ней притворно и ложно. (М.Л.)

3) В душном воздухе то раздавались удары кирок о камень, то заунывно пели колёса тачек. (М.Г)

4) Виноват ли был учитель или виновата была ученица, но каждый день повторялось одно и то же... (Л.Т.)

ТЕСТ 4. ССП с противительными союзами

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте знаки препинания, выделите предикативные единицы, подчеркните грамматические основы:

1) Но прошло уже воскресенье а старик всё не возвращался и не было никаких известий. (А.Ч.)

2) Ему не было ещё сорока но у него была уже дочь двенадцати лет и два сына гимназиста. (А.П.)

3) Чёрная кошечка Брыска ласкается и мягко мурлычет но не трогают Оленьку эти кошачьи ласки. (А.Ч.)

4) Годы проходили а он всё сидел на одном месте писал всё те же бумаги и думал всё об одном и том же... (А.Ч.)

5) Миновала полночь уже потухли печи здесь и на той стороне а внизу на лугу и в трактире всё ещё гуляли. (А.Ч.)

6) Олег усмехнулся однако чело и взор омрачилися думой. (А.П.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте пропущенные запятые. Отметьте ССП:

1) Игра и ужин уже кончились но гости ещё не разъехались. (Л.Т.)

2) Манифеста никто не читал но все знали о его появлении. (Л.Т.)

3) Соня хотела поднять голову хотела отвечать но не могла и ещё больше спряталась. (Л.Т.)

4) До дома было вероятно вёрст двенадцать но сил не хватало... (А.Ч.)

5) Каждый день в полдень во дворе и за воротами на улице вкусно пахло борщом и жареной бараниной или уткой а в постные дни рыбой... (А.Ч.)

ТЕСТ 5. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Поставьте, где надо, пропущенные знаки препинания:

1) В густых дубравах ликует эхо? и ты проходишь мечтой безумной, звеня восторгом, пылая смехом. (Н.Гум.)

2) Цветы поют свой гимн лесной, детям и ласточкам знакомый? и под развесистой сосной танцуют маленькие гномы. (Н.Гум.)

3) Если я долго не приезжал в город, то, значит, я был болен? или что-нибудь случилось со мной? и они оба сильно беспокоились. (А.Ч.)

4) Ко мне привыкли? и я привык. (А.Ч.)

5) Пётр был очень им доволен? и неоднократно звал его в Россию? но Ибрагим не торопился. (А.П.)

6) Обломов вспыхивал, изнемогал, с трудом сдерживал слёзы? и ещё труднее было душить ему радостный, готовый вырваться из души крик. (И.Г.)

ЗАДАНИЕ 2

Ей, вероятно, приснилось что-нибудь (1) или пришли на память вчерашние рассказы... (А.Ч.)

В – 1 – запятая между частями ССП не ставится, т. к. есть общий второстепенный член

Г – 1 – запятая между однородными членами, соединёнными одиночным союзом ИЛИ, не ставится

ТЕСТ 6. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Нигде, ни в чём ей нет отрады и облегченья не находит она подавленным слезам, и сердце рвётся пополам. (А.П.)

2) Блеснёт заутра луч денницы и заиграет яркий день... (А.П.)

3) Ты меня манила песней рая, и с тобой мы встретимся в раю. (Н. Гум.)

4) Когда пахнул сырой холодный ветер, ущелье загудело и пошёл мелкий дождь. (М.Л.)

ЗАДАНИЕ 2

Расставьте пропущенные буквы и знаки препинания:

Н..сколько раз бр..дящий народ раскричавшись на базаре собирался и..ти в Пр..ображенское гр..мить амбары но недоходя Яузы повсюду натыкались на солдат и те гр..зились стр.юлять. (А. Т.)

ЗАДАНИЕ 3

Укажите правильное объяснение пунктограммы:

Судьба нас свела опять на Кавказе (1) или она нарочно сюда приехала, зная, что меня встретит? (М.Л.)

А – 1 – перед союзом ИЛИ запятая ставится всегда

Б – 1 – между частями ССП ставится запятая

В – 1 – запятая между частями ССП не ставится, т. к. есть общая придаточная часть

Г – 1 – обе части ССП, соединённые союзом ИЛИ, – вопросительные, запятая не ставится

ТЕСТ 7. Знаки препинания в ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Укажите предложения с пунктуационной ошибкой:

1) Солнце едва выказалось из-за зелёных вершин, и слияние первой теплоты его лучей с умирающей прохладой ночи наводило на все чувства какое-то сладкое томление. (М.Л.)

2) Дверь совершенно бесшумно распахнулась и молодая красивая женщина в белом фартучке и кружевной наколке предстала перед псом и его господином. (М.Б.)

3) И душно кажется на родине, и сердцу тяжко и душа тоскует. (М.Л.)

4) Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности. (И.Г.)

5) Прошло несколько лет и обстоятельства привели меня на тот самый тракт, в те самые места. (А.П.)

ТЕСТ 8. Синтаксический разбор ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Расставьте знаки препинания, выполните разбор предложения:

Ещё ослепительны зори
И перья багряны у птиц
И много есть в девичьем взоре
Ещё не прочтённых страниц.
((Н. Гумилев))
ЗАДАНИЕ 2

Укажите количество предикативных единиц в предложении:

Я писал декорации, переписывал роли, суфлировал, гримировал, и на меня было возложено также устройство разных эффектов вроде грома, пения соловья и т. п. (А.Ч.) __________________________________________

ЗАДАНИЕ 3

Выделите предикативные единицы в предложении; подчеркните грамматические основы:

... проворно
Онегин с Ольгою пошёл;
Ведёт её, скользя небрежно,
И, наклонясь, ей шепчет нежно
Какой-то пошлый мадригал,
И руку жмёт – и запылал
В её лице самолюбивом
Румянец ярче.
((А. Пушкин))

ТЕСТ 9. Пунктуационный разбор ССП

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Выберите правильное объяснение пунктограмм:

Я велел ехать к коменданту,1и через минуту кибитка остановилась перед деревянным домиком,2выстроенным на высоком месте,3близ деревянной же церкви. (А.П.)

1 – а) запятая между однородными членами б) запятая между частями ССП

2 – а) обособление определения, выраженного причастным оборотом б) обособление обстоятельства, выраженного деепричастным оборотом

3 – а) обособление уточняющего оборота б) запятая между однородными членами

ЗАДАНИЕ 2

Выполните пунктуационный разбор предложения (знаки не расставлены):

Вечерело и тучи не то расходились не то заходили теперь с трёх сторон. (И.Б.)


ТЕСТ 10. ССП: обобщение

Фамилия, имя ____________________ класс _____ дата __________

ЗАДАНИЕ 1

Найдите и исправьте ошибку в схеме предложения:

Я матушка боюся вас прогневать а без того бы я конечно или засмеялся или заплакал . (Д.Ф.)

[,++++,],а[,+++++], [или О, или О].

ЗАДАНИЕ 2

В каком предложении между частями ССП запятая не ставится?

1) В это время подъехала к крыльцу карета и бричка _ и из кареты вышел князь Андрей, высадил свою маленькую жену и пропустил её вперёд. (Л.Т.)

2) На воде, гладкой, как зеркало, изредка ходили круги _ да вздрагивали речные лилии... (А.Ч.)

ЗАДАНИЕ 2

Укажите правильные варианты характеристики предложения и расстановки знаков препинания:

Отговорила роща золотая
Берёзовым (1) весёлым языком (2)
И журавли (3) печально пролетая (4)
Уж не жалеют больше ни о ком.
((С. Есенин))

А – сложносочинённое предложение, состоящее из 2 частей

Б – простое предложение, осложнённое однородными членами

В – первая часть осложнена однородными членами

Г – 1 – неоднородные определения, запятая не ставится

Д – 2 – запятая между частями сложносочинённого предл.

Е – 3, 4 – обособление определения, выраженного деепр. об.

Тест по теме ССП и СПП

1.Укажите утверждение, относящееся к сложносочинённому предложению

А) может содержать указательные слова

В) средствами связи являются союзы и союзные слова

С) части предложения равноправны

Д) одна из частей предложения называется придаточной

2.Найдите сложносочиненное предложение

А) Кто не любит природы, тот и не любит человека.

В) Нам было поручено наблюдать за районом и сообщать в центр обо всём увиденном.

С) Всё вокруг покрылось снегом: и дорожки, и скамейки, и кусты.

Д) Ветер срывает жёлтые листья, и они плывут по воде пруда.

3.Сочинительные союзы делятся

А) на соединительные, разделительные, противительные

В) на условные, причинные, следствия

С) на целевые, временные, места

Д) на сравнительные, изъяснительные, соединительные

4. Значение придаточной части в предложений: Он взглянул на меня так внимательно, что я вздрогнул.

А) Значение образа действия;

В) Значение степени;

С) Значение причины;

Д) Изъяснительное значение;

5. Укажите сложносочиненное предложение:

А) Лето припасает – зима поедает.

В) Был прекрасный июльский день.

С) Он не пришел на занятия, потому что слегка приболел.

Д) Все птицы притихли, зато зашелестели листья.

6. Укажите количество пропущенных запятых: Солнце жгло его руки и колени и земля горячо дышала было даже видно что над ней как над жаровней дрожит воздух

А) Три;

В) Четыре;

С) Пять;

Д) Шесть;

7. Укажи сложносочинённое предложение с разделительным союзом

А) Солнце выглянуло из-за туч, однако теплее не стало

В) Не то вдали виднелись огни тракторов, не то горел костёр.

С) Лес хранил почвенную влагу, и в округе смягчился климат.

Д) Луна ярко светила на небе, также ярко сияли звёзды.

8. Укажите, к какой части речи относится выделенное слово . Раз мы начали говорить, то лучше договорить все до конца.

А) Наречие

В) Союз

С) Частица

Д) Местоимение

9.Запятая не ставится в ССП:

А) За окном брезжил рассвет и громко кричали ранние петухи.

В) Конец мая и в поле ещё прохладно.

С) Огонь в лампе дрогнул и через минуту снова разгорелся.

Д) Теплый ветер гуляет по траве и поднимает пыль.

10. Укажите сложноподчиненное предложение с придаточным времени:

А) Как томительно жарки те часы, когда полдень блещет в тишине.

В) Тот день, когда я сдавал экзамен, запомнится мне навсегда.

С) Он подошел к начальнику и спросил, когда будет перерыв.

D ) Очнулся он, когда солнце стояло уже высоко.

11. Определите схему, которой соответствуют предложение: Когда у меня плохое настроение, я думаю, что мир, люди, планеты вращаются вокруг меня с бешеной скоростью

А)  , ()

В)  , (), ()

С) (),  

Д) (),  , ()

12.Предложение: Алия уже сильно тосковала и каждый день думала о матери и бабушке, вспоминая счастливые дни, проведённые в деревне.

А) Простое

В) ССП

С) СПП

Д) БСП

13. Укажите количество пропущенных знаков препинания в предложении: Проходя мимо сквера я заметил двух садовников которые как казалось взрыхляли землю и пересаживали в клумбы цветы и в этой работе уже никому не нужной было так много достоинства и спокойствия.

А) 4

В) 6

С) 5

Д) 7

14.В роли союзных слов выступают самостоятельные части речи

А) местоимения и прилагательные

В) прилагательные и наречия

С) наречия и местоимения

Д) прилагательные

Русский язык 9 класс Вариант 1

1.Синтаксис-

2. Словосочетание –

3.Сложное предложение-

В)состоит из двух или нескольких простых предложений.

Д)) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью.

4.Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга

А) точками

В) запятыми

С) вопросительным знаком

Д) восклицательным знаком

В) союзов, предлогов, частиц

С) союзов или бессоюзно, по смыслу и интонационно

Д) однородных членов предложений

А) сложные и простые

В)однородные и неоднородные

С) ссп и спп

Д) прямые и косвенные

7.ССП – это

С) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены неоднородными членами.

Д) сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.

8.Какая схема соответствует ССП

А) [ … ], (что …). В) [ … ], (пока …). С) (хотя …), [ … ]. Д) , и .

9. Сколько типов ССП?

А) один В) два С) три Д) четыре


В) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.
Д) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

11.

А)Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

В)Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.

12.Найдите однотипные предложения

13.В предложении: Шумит на дворе непогода,……в доме давно уже спят нужно вставить союз

А) зато В) а С) однако Д) или

14. В ССП с противительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

16. В ССП с соединительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

17.Союзы а, но, зато являются:

А) соединительными;

В) противительными;

С) разделительными;

Д) подчинительными;

19.Союзы и, да, ни..ни.. являются:

А) соединительными;

В) противительными;

С) разделительными;

Д) подчинительными;

20. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

А) Польёт майский дождь и начнется весенняя гроза.

В) Палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

С) За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа.

Русский язык 9 класс Вариант 2

1.Союзы а, но, зато являются:

2. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

С)Реки текут голубые и цветы растут разные.

Д) Солнышко село и зорька погасла.

3. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

Д) Стонут орлы и поблекла трава.

4.Сложное предложение-

А) состоит из двух или нескольких однородных членов предложений.

С) состоит из двух или нескольких причастных оборотов.

5. Простые предложения соединяются в сложное с помощью ….

А)обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом

В) союзов, предлогов, частиц

6.Предложения с союзами и союзными словами делятся на…

А) сложные и простые

В) ссп и спп

С) однородные и неоднородные

Д) прямые и косвенные

7.ССП – это

А) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены однородными членами.

В) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены обособленными членами.

8.Синтаксис-

А) раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

В) раздел грамматики, в котором изучается соединение слов в словосочетании и предложении.

С) раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение и соединение.

Д) раздел науки о языке, в котором изучается состав слова

9. Сколько типов ССП?

10. В каком ряду предложение соответствует

данной схеме [ - = ],но [ = ]­:

А) Митя спал с незанавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.

С) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.

11.Союзы и, да, ни..ни.. являются:

А) соединительными;В) противительными;С) разделительными;Д) подчинительными;

12. Словосочетание –

А) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью

В) сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически.

С) состоит из двух главных членов предложения

Д) состоит из главного предложения и придаточного предложения.

13.Найдите однотипные предложения

А) На улице холодало,и пошел дождь.

В) На рассвете приехали они, и закапало.

С) Пел соловей и дул теплый ветер.

Д) За стеклами брезжило и слышался шум машин.

14.В предложении: Шумит на дворе непогода,……в доме давно уже спят нужно вставить союз

А) зато В) или С) однако Д) а

15.Какая схема соответствует ССП

16. В ССП с противительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) одно явление противопоставляется другому С) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

17. В ССП с соединительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

18.Союзы или, либо, то…то.. являются:

19.Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга

20. В ССП с разделительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

Русский язык 9 класс Вариант 3

1.Простые предложения в составе сложного отделяются друг от друга

А) точками В) запятыми С) вопросительным знаком Д) восклицательным знаком

2. Сколько типов ССП?

А) три В) два С) один Д) четыре

3.Союзы или, либо, то…то.. являются:

А) соединительными;В) противительными;С) разделительными;) подчинительными;

4.В предложении: Шумит на дворе непогода,……в доме давно уже спят нужно вставить союз

А) зато В) или С) однако Д) а

5. Простые предложения соединяются в сложное с помощью ….

А)обособленным обстоятельством, выраженным причастным оборотом

В) союзов, предлогов, частиц

С) однородных членов предложений

Д) союзов или бессоюзно, по смыслу и интонационно

6. В каком ряду предложение соответствует

данной схеме [ - = ],но [ = ]­:

А) Митя спал с незанавешенными окнами, и сад и луна всю ночь смотрели в них.
В) Ни о чем не хочется думать, или бродят мысли и воспоминания, смутные, неясные, как сон.

С) То за соседним кустом начнет кричать коростель, то с пушечным выстрелом ударит пудовая рыба.
Д) С утра был туман, но к завтраку погода разгулялась.

7.Союзы а, но, зато являются:

А) противительными; В) соединительными С) разделительными;Д) подчинительными;

8. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

А) За телегой шел солдат и бежали густые толпы народа

В) Польёт майский дождь и начнется весенняя гроза.

С) Палило солнце и до крыши нельзя было добраться.

Д) Стонут орлы и поблекла трава.

9.Сложное предложение-

А) состоит из двух или нескольких однородных членов предложений.

В) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью.

С) состоит из двух или нескольких причастных оборотов.

Д)) состоит из двух или нескольких простых предложений.

10.Предложения с союзами и союзными словами делятся на…

А) сложные и простые

В) ссп и спп

С) однородные и неоднородные

Д) прямые и косвенные

11.ССП – это

А) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены однородными членами.

В) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены обособленными членами.

С) сложные предложения, в которых простые предложения равноправны по смыслу и связаны сочинительными союзами.

Д) сложные предложения, в которых простые предложения осложнены неоднородными членами.

12.Союзы и, да, ни..ни.. являются:

А) соединительными;В) противительными;С) разделительными;Д) подчинительными;

13. Укажите ССП, между частями которых не нужна запятая, так как имеется общий второстепенный член(знаки не расставлены)

А)Направо белела песчаная коса и темнела груда дальних гор.

В)Я гашу лампу и ночь начинает медленно светлеть.

С)Реки текут голубые и цветы растут разные.

Д) Солнышко село и зорька погасла.

14. Словосочетание –

А) состоит из одного или нескольких слов,характеризуется интонационной законченностью

В) сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически.

С) состоит из двух главных членов предложения

Д) состоит из главного предложения и придаточного предложения.

15. В ССП с разделительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

16.Найдите однотипные предложения

А) На улице холодало,и пошел дождь.

В) На рассвете приехали они, и закапало.

С) Пел соловей и дул теплый ветер.

Д) За стеклами брезжило и слышался шум машин.

17.Какая схема соответствует ССП

А) [ … ], (что …). В) , и . С) [ … ], (пока …). Д) (хотя …), [ … ].

18. В ССП с соединительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

С) одно явление противопоставляется другому

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

19. В ССП с противительными союзами

А) обозначают осложненные обособленные предложения с причастным оборотом.

В) одно явление противопоставляется другому

С) обозначают явления, которые происходят одновременно или следуют одно за другим.

Д) указывает на то, что из двух явлений возможно только одно, или же указывает на чередование явлений.

20.Синтаксис-

А) раздел грамматики, в котором изучаются слова как части речи.

В) раздел грамматики, в котором изучается соединение слов в словосочетании и предложении.

С) раздел науки о языке, в котором изучаются свойства слов, их изменение и соединение.

Д) раздел науки о языке, в котором изучается состав слова

ОТВЕТЫ ПО ТЕСТУ 9 класс

Русский язык

1 вариант

2 вариант

3 вариант

4 вариант

5 вариант

1. Найдите грамматическую основу предложения.

Чуть трепещут сребристых тополей листы.

1) чуть трепещут

2) трепещут

3) трепешут листы +

2. Найдите грамматическую основу предложения.

Луна спокойно с высоты над Белой Церковью сияет…

1) высоты сияет

3) луна сияет +

3. Найдите грамматическую основу предложения.

Отпусти ты меня, Маша…

1) отпусти Маша

2) отпусти меня

3) отпусти ты +

4. Найдите грамматическую основу предложения.

Не бывал я в таких делах…

1) бывал я

2) не бывал я +

3) не бывал

5. Найдите грамматическую основу предложения.

Москва - столица Российской Федерации.

1) Москва столица +

3) Москва столица Российской Федерации

6. Найдите грамматическую основу предложения.

Два друга с усмешкой переглянулись.

1) друга переглянулись

2) два друга переглянулись +

3) два друга

7. Найдите грамматическую основу предложения.

Афанасий Лукич, без шапки, растрепанный, бежал впереди всех.

1) Афанасий бежал

2) Лукич бежал

3) Афанасий Лукич бежал +

8. Найдите грамматическую основу предложения.

Двое людей мечтали, покачиваясь в лодке на воде и задумчиво поглядывая вокруг себя.

1) мечтали покачиваясь и поглядывая

2) двое мечтали

3) двое людей мечтали +

9. Найдите грамматическую основу предложения.

Левинсон постоял немного, вслушиваясь в темноту, и, улыбнувшись про себя, зашагал еще быстрее.

1) Левинсон постоял

2) Левинсон постоял и зашагал +

3) Левинсон постоял и улыбнулся

10. Найдите грамматическую основу предложения.

Ты должен был меня остановить.

1) остановить

2) должен остановить

3) ты должен был остановить +

11. Найдите грамматическую основу предложения.

Не губи ты меня, родименький!

1) не губи меня

2) не губи родименький

3) не губи ты +

12. Найдите грамматическую основу предложения.

Забыл совсем про свое обещание старушке…

2) забыл обещание

3) обещание

13. Найдите грамматическую основу предложения.

Возможно, ты уже не успеешь на этот поезд.

1) возможно

2) ты не успеешь +

3) ты успеешь

14. Найдите грамматическую основу предложения.

Оба товарища неспешно прогуливались по саду.

1) оба прогуливались

2) оба товарища прогуливались +

3) товарища прогуливались

15. Найдите грамматическую основу предложения.

Любовь - это необыкновенное чувство.

1) любовь чувство

2) любовь это чувство +

3) любовь это необыкновенное

16. Определите тип сложного предложения.

Редел на небе мрак глубокий, ложился день на темный дол, взошла заря.

17. Определите тип сложного предложения.

Взошло солнце, и туман рассеялся.

18. Определите тип сложного предложения.

Лесной запах усиливается, слегка повеяло теплой сыростью; взлетевший ветер около вас замирает.

19. Определите тип сложного предложения.

У него был странный вид, его манера держаться также удивила меня.

20. Определите тип сложного предложения.

Или метнется крупная рыба, или поднимется стая диких гусей.

21. Определите тип сложного предложения.

Все окна в доме были закрыты, дверь же была распахнута настежь.

22. Определите тип сложного предложения.

Когда я сдам экзамены, мы поедем отдыхать.

23. Определите тип сложного предложения.

На опушке, где росли березки, мы решили отдохнуть.

24. Определите тип сложного предложения.

Мы пели забытую песню, что слышали еще в детстве.

25. Определите тип сложного предложения.

Я был счастлив в те минуты, когда рядом был мой сын.

26. Определите тип сложного предложения.

Я пришел сюда, потому что вы меня пригласили.

27. Определите тип сложного предложения.

Иль чума меня подцепит, иль мороз окостенит, иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид.

28. Определите тип сложного предложения.

То дверь скрипнет, то окноотворится.

29. Определите тип сложного предложения.

Не то гром прогремел, не то выстрелил кто-то.

30. Определите тип сложного предложения.

Солнце уже село, но на берегу было еще светло.



Статьи по теме