Константин Циолковский: главные открытия русского да Винчи. © Изобретения и изобретатели России Что сделал циолковский для космонавтики

Что изобрел Циолковский? Чем знаменит Циолковский? Циолковский вклад в науку сделал неоценимый, а в этой статье Вы узнаете какой именно.

Циолковский научные достижения

Циолковский предложил ряд идей, нашедших применение в ракетостроении.

  • Это газовые рули, предназначенные для управления полетом ракеты;
  • использование компонентов топлива с целью охлаждения внешней оболочки корабля во время входа космического аппарата в земную атмосферу и др.

Что касается области ракетных топлив, то и здесь проявил себя Циолковский. Исследовал множество различных горючих и окислителей, рекомендовал использовать топливные пары: кислород с углеводородами или водородом Циолковский Константин Эдуардович.

Изобретения его включают в себя схему газотурбинного двигателя.

Циолковский предлагал заселить космическое пространство с использованием орбитальных станций, выдвинул идеи космического лифта, поездов на воздушной подушке. Считал, что развитие жизни на одной из планет Вселенной достигнет такого могущества и совершенства, что это позволит преодолевать силы тяготения и распространять жизнь по Вселенной.

Изобретатель ракеты и исследователь космоса, основоположник теории межпланетных сообщений

Полет человека в космос... Это казалось несбы- точной мечтой, сюжетом фантастического романа. Однако сила человеческого разума оказалась мощнее силы земного притяжения: Константин Эдуардович Циолковский стал первым в плеяде гениальных ученых, которым удалось преодолеть казалось бы незыблемые законы природы. Он не только доказал, что единственным аппаратом, способным совер- шить космический полет, является ракета, но и разработал ее модель, правда, при жизни ему так и не удалось наблюдать запуск космического аппарата.

Константин Циолковский родился 5 сентября 1857 года в селе Ижевском Рязанской губернии в семье лесничего. После перенесенной скарлатины потерял слух. Он рос замкнутым ребенком. Единственными друзьями его были книги, из них мальчик черпал сведения о естественных науках. Школьный курс ему пришлось изучать самостоятельно. Когда Константину исполнилось 16 лет, отец отправил его в Москву к своему знакомому Н. Фёдорову, работавшему библиотекарем Румянцевского музея. Под его руководством Циолковский много занимался и осенью 1879 года сдал экзамен на звание учителя народных училищ, после чего отправился в Боровск, где преподавал в школе, расположенной в 100 километрах от Москвы.

При этом его интерес к наукам не ослабевал. Помимо преподавательской практики, Циолковский занимался исследованиями в аэродинамике. На основе своих опытов он создал кинетическую теорию газов. Отослал расчеты в Русское физико-химическое общество в Петербурге и вскоре получил ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта... 25 лет назад. Однако одаренного молодого человека заметили в Петербурге. В 1892 году Константин Эдуардович был переведен учителем в Калугу. Все свободное время он посвящал научной работе. Циолковский построил, например, специальный туннель, который позволял измерять различные аэродинамические показатели летательных аппаратов.

После знакомства со Столетовым и Николаем Жуковским, Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета. Многие исследования незаурядного ученого завершались открытиями. Он спроектировал управляемый аэростат, который позднее получил название «дирижабль», построил его работающую модель из цельного металла, создал прибор для автоматического управления полетом и схему регулирования его подъемной силы. В журнале «Научное обозрение» появилась первая публикация Циолковского, в которой он описал свой проект.

Однако многие работы Циолковского оценили не сразу. Учение о реактивном «звездолете» было замечено только тогда, когда его напечатали вторично, в 1911-1912 годах, в столичном журнале «Вестник воздухоплавания». Идеи Константина Эдуардовича стали по-настоящему актуальными в советский период. Ученому оказывали всестороннюю поддержку, создавали благоприятные условия для деятельности. В 1919 году Константин Циолковский был избран в Социалистическую академию, стал почетным профессором Военно-воздушной академии.

Константину Эдуардовичу уже давно присвоено звание «основателя космонавтики». Его изобретения навсегда останутся в анналах мировой науки. Гениальный ученый заложил основы теории ракет и жидкостного ракетного двигателя. Им впервые была решена задача посадки космического аппарата на поверхность планет, лишенных атмосферы. Ему принадлежит идея движения на воздушной подушке, реализованная только много лет спустя.

Циолковский отстаивал теорию разнообразия форм жизни во Вселенной. В научно-популярных произведениях «Грезы о Земле и небе», «На Весте» он воображал, как могла бы возникнуть и развиваться жизнь в космосе, например, на астероиде Веста.

Он был великим мечтателем, который всю жизнь посвятил воплощению своих задумок, обогативших современную отечественную науку и технику. За свой вклад в развитие космонавтики в 1932 году Константин Циолковский был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Мысль о возможности использования ракеты для межпланетных полетов была высказана Константином Эдуардовичем еще в 1883 году. В труде «Исследование мировых пространств реактивными приборами», увидевшем свет в 1903 году, он впервые вывел законы движения ракет, обосновал возможность их использования для исследования Вселенной. Его работа возвестила о новом направлении науки - покорении космоса.

Альманах "Великая Россия. Личности. Год 2003-й. Том II", 2004, АСМО-пресс.

Константин Эдуардович Циолковский (1857-1935) — русский и советский учёный-самоучка и изобретатель, школьный учитель. Основоположник теоретической космонавтики. Представитель русского космизма, член Русского общества любителей мироведения. Автор научно-фантастических произведений, сторонник и пропагандист идей освоения космического пространства. Текст его работы "В каком порядке происходит открытие или изобретение" приводится по изданию: Гений среди людей. - М.: Мысль, 2002.

В каком порядке происходит открытие или изобретение

В открытии нередко участвует несколько человек. Прежде чем получить окончательную форму, оно питается такими предшественниками:
1. Фантазер, возбуждающий мысль и желание осуществить ее. Таковы талантливые сказочники без
всякого образования и с образованием.
2. То же, но с более умеренной фантазией. Примеры: Жюль Верн, Уэллс, Эдгар По, Фламмарион.
3. Даровитый мыслитель, независимо от своего образования.
4. Сотавитель планов и рисунков.
5. Моделисты.
6. Первые неудачные исполнители.
7. Осуществление.

Иногда одно лицо проходит несколько этапов и даже - все. Но такое явление не часто. Все эти выдающиеся люди не объединены ни временем, ни местом. Для успешного хода изобретений и открытий хорошо бы их соединить для коллективной работы. Ведь все таланты, необходимые для открытия, так редко объединяются в одном человеке! Общество, двигающее вперед человечество, должно жить вместе или часто собираться для совещаний.

Верхний этап, т. е. этап фантазеров, выбирает из своей среды фантазии, которые они по своей пылкости считают наиболее основательными. Они в форме доклада отправляются в общества второго разряда, состоящие из людей менее увлекающихся. Они обсуждают все поступившие к ним сказки, и некоторые из них, которые покажутся им наиболее исполнимыми, отправляют на рассмотрение обществ третьего разряда, где уже сидят люди более знающие. Они выбирают несколько лучших проектов и отправляют их на просмотр следующим обществам, имеющим всякого рода специалистов, которые выбирают годное, по их мнению, и составляют точные расчеты и чертежи. Наконец, то и другое переходит к талантливым исполнителям, которые успешно осуществляют часть этих проектов, остальные же считают или неисполнимыми, или откладывают их исполнение на будущее время.

Как же это осуществить на деле? Неосновательных изобретателей и открывателей всего больше. Пусть каждое небольшое местечко укажет на своих выдающихся людей. Число их будет пропорционально населению, например, на каждую его сотню или тысячу выбирают одного человека. Фантазеры эти, между которыми могут быть и дельные люди, собираются в группы человек по сто, по тысяче. Они живут в особых деревнях или во дворцах, как и другие, но каждая группа живет в одной деревне. Таких деревень или местечек может быть множество. Каждое из них отбирает из своей среды наиболее талантливых представителей. Их гораздо меньше, но они тоже составят много местечек, рассеянных по стране далеко друг от друга.

Основные законы всех групп следующие:
1. Выборные половину своего времени проводят среди выборщиков (для испытания и проверки), а половину - в сообществе себе подобных, т. е. в своем селении, где собираются выбранные определенной категории.
2. Выборного не может изгнать общество равных ему. Но его может не выбрать вторично селение, куда он возвратился по миновании срока. Цель этого закона - препятствовать исполнению пословицы: «рука руку моет».
3. Ни одна группа не может выбирать себе равных или исключать их. Ее право выбирать высших для высшей следующей группы.

Общая цель этих законов - выборное начало или право иметь своих руководителей по выбору, т. е. по желанию. Ведь и всякий талант или сила приобретают авторитет хотя бы согласием немногих. Еще будет лучше, если авторитет будет выбираться согласно общему желанию всего человечества.

Архив РАН, ф. 555, оп.1, д. 521

Циолковский Константин Эдуардович (1857—1935) — русский советский учёный и изобретатель в области аэродинамики, ракетодинамики, теории самолёта и дирижабля; основоположник современной космонавтики. Родился в семье лесничего. После перенесённой в детстве скарлатины почти полностью потерял слух; глухота не позволила продолжать учебу в школе, и с 14 лет он занимался самостоятельно. С 16 до 19 лет жил в Москве, изучал физико-математические науки по циклу средней и высшей школы. В 1879 экстерном сдал экзамены на звание учителя и в 1880 назначен учителем арифметики и геометрии в Воровское уездное училище Калужской губернии. К этому времени относятся первые научные исследования Циолковского. Не зная об уже сделанных открытиях, он в 1880—81 написал работу «Теория газов», в которой изложил основы кинетической теории газов. Вторая его работа — «Механика животного организма» (те же годы) получила благоприятный отзыв И. М. Сеченова , и Циолковский был принят в Руское физико-химическое общество. Основные работы Циолковского после 1884 были связаны с четырьмя большими проблемами: научным обоснованием цельнометаллического аэростата (дирижабля), обтекаемого аэроплана, поезда на воздушной подушке и ракеты для межпланетных путешествий. С 1896 г. Циолковский систематически занимался теорией движения реактивных аппаратов и предложил ряд схем ракет дальнего действия и ракет для межпланетных путешествий. После Октябрьской революции 1917 года Циолковский много и плодотворно работал над созданием теории полёта реактивных самолётов, изобрёл свою схему газотурбинного двигателя; в 1927 г. опубликовал теорию и схему поезда на воздушной подушке.

Первым печатным трудом о дирижаблях был «Аэростат металлический управляемый» (1892), в котором дано научное и техническое обоснование конструкции дирижабля с металлической оболочкой. Прогрессивный для своего времени проект дирижабля Циолковского не был поддержан; автору было отказано в субсидии на постройку модели. Обращение Циолковского в Генеральный штаб русской армии также не имело успеха. В 1892 Циолковский переехал в Калугу, где преподавал физику и математику в гимназии и епархиальном училище. В этот период он обратился к новой и мало изученной области летательных аппаратов тяжелее воздуха.

Циолковскому принадлежит идея постройки аэроплана с металлическим каркасом. В статье «Аэроплан или Птицеподобная (авиационная) летательная машина» (1894) даны описание и чертежи моноплана, который по своему внешнему виду и аэродинамической компоновке предвосхищал конструкции самолётов, появившихся через 15—18 лет. В аэроплане Циолковского крылья имеют толстый профиль с округлённой передней кромкой, а фюзеляж — обтекаемую форму. Циолковский построил в 1897 первую в России аэродинамическую трубу с открытой рабочей частью, разработал методику эксперимента в ней и в 1900 г. на субсидию Академии наук сделал продувки простейших моделей и определил коэффициент сопротивления шара, плоской пластинки, цилиндра, конуса и др. тел. Но работа над аэропланом, так же как над дирижаблем, не получила признания у официальных представителей русской науки. На дальнейшие изыскания Циолковский не имел ни средств, ни даже моральной поддержки. Много лет спустя, уже в совесткое время, в 1932 он разработал теорию полёта реактивных самолётов в стратосфере и схемы устройства самолётов для полёта с гиперзвуковыми скоростями.

Важнейшие научные результаты получены Циолковским в теории движения ракет (ракетодинамике). Мысли об использовании ракетного принципа в космосе высказывались Циолковским ещё в 1883 г., однако строгая теория реактивного движения изложена им в 1896 г. Только в 1903 г. ему удалось опубликовать часть статьи «Исследование мировых пространств реактивными приборами», в которой он обосновал реальную возможность их применения для межпланетных сообщений. В этой статье и её продолжениях (1911, 1912, 1914) он заложил основы теории ракет и ЖРД. Рассмотрение практической задачи прямолинейного движения ракеты привело Циолковского к решению новых проблем механики тел переменной массы. Им впервые была решена задача посадки КА на поверхность планет, лишённых атмосферы. В 1926—29 гг. Циолковский разработал теорию многоступенчатых ракет. Он рассмотрел (приближённо) влияние атмосферы на полёт ракеты, а также вычислил необходимые запасы топлива для преодоления сил сопротивления воздушной оболочки Земли.

Циолковский — основоположник теории межпланетных сообщений. Его исследования впервые показали возможность достижения космических скоростей, доказав осуществимость межпланетных полётов. Он первым изучил вопрос о ракете — искусственном спутнике Земли и высказал идею создания околоземных станций как искусственных поселений, использующих энергию Солнца, и промежуточных баз для межпланетных сообщений; рассмотрел медико-биологические проблемы, возникающие при длительных космических полетах. Циолковский написал ряд работ, в которых уделил внимание использованию ИСЗ в народном хозяйстве.

Циолковский выдвинул ряд идей, которые нашли применение в ракетостроении. Им предложены: газовые рули (из графита) для управления полётом ракеты и изменения траектории движения её центра масс; использование компонентов топлива для охлаждения внешней оболочки КА (во время входа в атмосферу Земли), стенок камеры сгорания и сопла ЖРД; насосная система подачи компонентов топлива (для уменьшения массы ДУ); оптимальные траектории спуска КА при возвращении из космоса и др. В области ракетных топлив Циолковский исследовал большое число различных окислителей и горючих для ЖРД; рекомендовал топливные пары: жидкие кислород с водородом, кислород с углеводородами и др.

Циолковский явился первым идеологом и теоретиком освоения человеком космического пространства, конечная цель которого представлялась ему в виде полной перестройки биохимической природы порожденных Землей мыслящих существ. В связи с этим он выдвигал проекты новой организации человечества, в которых своеобразно переплетаются идеи социальных утопий различных исторических эпох.

При Советской власти условия жизни и работы Циолковского радикально изменились. Циолковскому была назначена персональная пенсия и обеспечена возможность плодотворной деятельности. Его труды в значительной степени способствовали развитию ракетной и космической техники в СССР и других странах. За «Особые заслуги в области изобретений, имеющих огромное значение для экономической мощи и обороны Союза ССР» Циолковский в 1932 награжден орденом Трудового Красного Знамени. Накануне 100-летия со дня рождения Циолковского в 1954 АН СССР учредила золотую медаль им. К. Э. Циолковского «3а выдающиеся работы в области межпланетных сообщений». В Калуге и Москве сооружены памятники учёному; создан мемориальный дом-музей в Калуге; его имя носят Государственный музей истории космонавтики и педагогический институт, школа в Калуге, Московский авиационно-технологический институт . Именем Циолковского назван кратер на Луне.



Статьи по теме