Конспект фэмп в подготовительной по фгос. Конспект нод по фэмп в подготовительной группе с презентацией. Примерное распределение программного материала на год

Цель: Обобщить математические представления детей подготовительной группы.

Воспитательные:

Воспитывать личностные качества у каждого ребенка; устойчивость, интерес к математическим знаниям и умениям; целеустремлённость, сосредоточенность, любознательность.

Развивающие:

1. Развивать психологические процессы: зрительное и слуховое внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.

2. Развивать социальные навыки: умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра.

Образовательные:

  1. Совершенствовать навыки счёта у детей в пределах 20.
  2. Закреплять порядковый и количественный счёт, продолжать учить называть последующее и предыдущее число.
  3. Называть соседей числа
  4. Закрепить знания об арифметических знаках =, +, -,<,>.
  5. Закреплять пространственные представления, умение обозначать словами «между», «справа», «слева» местоположение предметов на листе бумаги.
  1. Совершенствовать умение детей ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  2. Продолжать учить составлять и решать простые арифметические задачи на

Сложение и вычитание.

Методы и приёмы:

Словесный: вопросы, беседа, пояснения.

Игровой: «По порядку становись», «Поручения»

Практический: решение задач и примеров, измерение линейкой.

Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: игровая ситуация.

Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД: задачи на логическое мышление.

Приёмы организации практической деятельности детей: беседа, показ, объяснение, моделирование.

Приёмы поддержания интереса у детей: игра, показ.

Создание среды и проведения НОД: шарик с запиской, карточки с цифрами от 1 до 20,

Карточки с заданиями на каждого ребёнка, модель часов с вращающимися стрелками,

Линейки и карандаши на каждого ребёнка, карточки с буквами для решения ребуса (портфель), портфель с подарками для детей.

Ребята, у нас сегодня необычный день. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся!

(Появляется воздушный шарик.)

Ой, ребята, откуда у нас взялся воздушный шарик? Посмотрите, кажется там что то есть. Записка, от кого же?

Здравствуйте дети! Пишет вам Царица Математики.Я долгое время за вами наблюдала.

Радовалась вашим успехам. Ребята, к вам сегодня на занятие пришли не только взрослые,

но и ещё один гость. А что это за гость вы узнаете, если справитесь со всеми заданиями. Вас ждут интересные задания. А я буду наблюдать за вами с помощью волшебного зеркала. За каждое правильно выполненное задание вы получите букву. Затем из всех букв вы сложите слово, и узнаете гостя, Желаю вам удачи!

Итак. Мы отправляемся в замечательную страну цифр, примеров, задач. Поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо выполнять все задания Королевы.

Для того, чтобы попасть на своё место, каждый должен правильно ответить на вопрос.

«Не зевай, быстро на вопросы отвечай»

  1. Назови времена года.
  2. Если стол выше стула, то стул…
  3. Сосчитай до 20 быстро.
  4. Если линейка длиннее карандаша, то карандаш…
  5. Сосчитай от 10 обратно.
  6. Если верёвка толще нитки, то нитка…
  7. Назови все дни недели.
  8. У стула 4 ножки,сколько ножек у двух стульев.
  9. Назови соседей числа 19.
  10. Сколько концов у одной палки.
  11. Назови какое число больше 3 но меньше 5.
  12. Сколько рогов у трёх коров.
  13. Назови весенние месяцы.
  14. Какие арифметические знаки ты знаешь.
  15. Сколько месяцев в году.
  16. Если дорога шире чем тропинка, то тропинка…
  17. Сколько ушей у трёх мышей.
  18. Назови, какое сейчас время суток.
  19. В каких геометрических фигурах нет углов.
  20. Соседи числа 29.
  21. На берёзе росло 2 груши, затем выросло ещё 2. Сколько всего груш выросло.

Молодцы! Все справились! Теперь мы можем приступать к заданиям.

Найдите первую карточку. Надо в пустые клеточки вписать состав числа.

Молодцы! Заслужили первую букву (Л ).

Второе задание. Выходите все ко мне. Игра называется «По порядку становись»

Каждый берёт цифру, и пока играет музыка, танцует, музыка кончилась, вы должны быстро встать по порядку.

….ты какой стоишь по порядку

…назови соседа справа

…назови соседей числа…

Молодцы! Получаете следующую букву ).

Теперь возвращаемся к столам. Следующее задание на карточке №2. Ребята, какие

Знаки сравнения вы знаете? В следующем задании нам надо сравнить цифры.

Знаки спорят, где чьё место,

Где здесь больше, где равно.

Нужно им помочь ребята,

Знаю вам не всё равно.

Сосчитай все цифры так,

Чтоб поставить нужный знак.

Отлично справились! Получайте следующую букву ).

Выходите ко мне. Мы с вами попали в «Царство времени» Расскажите мне:

Какой прибор показывает время?

Как называются часы, которые будят по утрам?

Как называются часы, которые стоят на полу?

Как называются часы.которые висят на стене?

Как называются часы, которые мы носим на руке?

Как называются часы с песком?

Давайте вспомним, что на часах показывает маленькая стрелка на часах, а большая?

Садитесь за столы, возьмите карточку № 3. Запишите в пустые клеточки время которое показывают часы. Все справились, получайте букву (Е).

Сейчас немного отдохнём, выходите ко мне, садитесь на ковёр, порешаем задачи.

Слушайте внимательно….(задачи на отдельной карточке)

Вот какие вы у меня молодцы! Все задачи решили! Получайте букву (Ь).

Теперь возвращаемся к столам. Карточка №4. Берём линейки, измеряем отрезки.

Находим самый короткий, самый длинный отрезки. Умнички! Получайте букву (П).

Теперь берём чистый белый листочек, и внимательно, внимательно меня слушаем.

С заданием справятся только самые внимательные.

  1. Нарисуйте круг и прямоугольник так, чтобы прямоугольник находился внутри
  1. Нарисуйте треугольник, внутри треугольника знак +.
  2. Нарисуйте треугольник и квадрат так, чтобы треугольник находился внутри квадрата.
  3. Нарисуйте две вертикальные и две горизонтальные линии.
  4. Нарисуйте квадрат и разделите на четыре части.

Замечательно! Получайте букву (Р).

И последнее задание. Графический диктант. Берём листочек в клеточку.

Слушаем меня очень внимательно, не перебивая, если кто сбился, молча кладёт карандаш, и ждёт остальных ребят. От точки.

Хорошо! Все справились, что у вас получилось?

(5) На эти оценки я надеюсь, вы будете учиться в школе. Получайте последнюю букву (Т) .

Выходите ко мне. А теперь давайте попробуем составить слово из найденных букв,

И узнать, что же за гость притаился среди гостей. Какое слово получилось?

ПОРТФЕЛЬ. Давайте посмотрим, что он нам принёс.

Записка от Царицы Математики.

Вижу дети не напрасно

Вы ходили в детский сад.

Делали всё чётко, ясно

И порадовали нас.

За отличное старанье,

За полученные знанья

Я подарки вам вручаю.

Итог: Вот и подошло к концу наше занятие. Вам оно понравилось? Давайте вспомним чем мы сегодня занимались.

Библиотека программы «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ»
под общей редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Помораева Ирина Александровна - Методист Учебно-методического центра по профессиональному образованию г. Москвы, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа № 15, заслуженный учитель России

Позина Вера Арнольдовна - Методист, преподаватель методики математического развития Педагогического колледжа № 4, отличник народного просвещения

Предисловие

Данное пособие адресовано воспитателям, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, для организации работы по математике в подготовительной к школе группе.
В пособии рассматриваются вопросы организации работы по развитию элементарных математических представлений у детей 6–7 лет с учетом закономерностей становления и развития их познавательной деятельности и возрастных возможностей.
В книге представлено примерное планирование работы по математике на год. Структура занятий позволяет сочетать и успешно решать задачи из разных разделов программы. Предложенная система работы, включающая комплекс заданий и упражнений, разнообразных методов и приемов работы с детьми (наглядно-практические, игровые, словесные), помогает дошкольникам овладеть способами и приемами познания, применять полученные знания в самостоятельной деятельности. Это создает предпосылки для формирования правильного миропонимания, позволяет обеспечить общую развивающую направленность обучения, связь с умственным, речевым развитием и различными видами деятельности.
Игровые ситуации с элементами соревнований, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач. Методика работы не предполагает прямого обучения, способного отрицательно повлиять на осмысление и самостоятельное выполнение ребенком математических заданий, а подразумевает создание ситуаций содружества, содеятельности, обеспечивает всем детям равный старт, который позволит им успешно учиться в школе.
Предлагаемая система работы позволяет педагогам учитывать специфику деятельности образовательного учреждения и его приоритеты. Объем материала дает воспитателям возможность реализовать свой творческий потенциал и учитывать особенности конкретной группы детей.
Знания, полученные в ходе организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений, необходимо закреплять в повседневной жизни. С этой целью особое внимание следует уделять обогащению сюжетно-ролевых игр с математическим содержанием и созданию предметно-развивающей среды, что стимулирует развитие самостоятельной познавательной активности каждого ребенка.
В работе с детьми как в дошкольном учреждении, так и дома можно использовать рабочую тетрадь «Математика для дошкольников: Подготовительная к школе группа» (М.: Мозаика-Синтез, 2012).
В пособие включены: перечень дидактических игр, дополнительный материал, рекомендации по организации развивающей среды. В них отражены современные позиции психологов, педагогов и методистов, позволяющие расширить содержание работы с детьми седьмого года жизни.
Далее в пособии для удобства изложения вместо термина «непосредственно образовательная деятельность» мы будем часто использовать привычный для педагогов термин «занятие». Однако термин «занятие» не должен вводить педагогов в заблуждение: он не предполагает проведения занятий урочного типа. Задача педагога – не превращать занятие математикой в урок, а использовать формы работы с детьми, соответствующие их возрасту, указанные в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Программное содержание

Количество
Развитие общих представлений о множестве: умения формировать множества по заданным основаниям, видеть составные части множеств, в которых предметы отличаются определенными признаками.
Упражнения в объединении, дополнении множеств, удалении из множества части или отдельных его частей.
Закрепление умения устанавливать отношения между отдельными частями множества, а также целым множеством и каждой его частью на основе счета, составления пар предметов или соединения предметов стрелками.
Совершенствование навыков количественного и порядкового счета в пределах 10. Знакомство со счетом в пределах 20.
Знакомство с числами второго десятка.
Закрепление понимания отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умения увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Закрепление умения называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет), последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Знакомство с составом чисел от 0 до 10.
Формирование умения раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее (в пределах 10, на наглядной основе).
Знакомство с монетами достоинством 1, 5, 10 копеек, 1, 2, 5, 10 рублей (различение, набор и размен монет).
Формирование умения на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина
Закрепление умения считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Закрепление умения делить предмет на 2–8 и более равных частей путем сгибания предмета (бумаги, ткани и др.), а также используя условную меру; правильно обозначать части целого (половина, одна часть из двух (одна вторая), две части из четырех (две четвертых) и т. д.); устанавливать соотношение целого и части, размера частей; находить части целого и целое по известным частям.
Формирование первоначальных измерительных умений. Закрепление умения измерять длину, ширину, высоту предметов (отрезки прямых линий) с помощью условной меры (бумаги в клетку).
Закрепление умения детей измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.
Формирование представлений о весе предметов и способах его измерения. Закрепление умения сравнивать вес предметов (тяжелее – легче) путем взвешивания их на ладонях. Знакомство с весами.
Развитие представлений о том, что результат измерения (длины, веса, объема предметов) зависит от величины условной меры.
Форма
Уточнение знаний о геометрических фигурах, их элементах (вершины, углы, стороны) и некоторых их свойствах.
Формирование представлений о многоугольнике (на примере треугольника и четырехугольника), о прямой линии, отрезке прямой .
Закрепление умения распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.
Закрепление умения моделировать геометрические фигуры; составлять из нескольких треугольников один многоугольник, из нескольких маленьких квадратов – один большой прямоугольник; из частей круга – круг, из четырех отрезков – четырехугольник, из двух коротких отрезков – один длинный и т. д.; конструировать фигуры по словесному описанию и перечислению их характерных свойств; составлять тематические композиции из фигур по собственному замыслу.
Закрепление умения анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.
Ориентировка в пространстве
Формирование умения ориентироваться на ограниченной поверхности (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т. д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение (вверху, внизу, выше, ниже, слева, справа, левее, правее, в левом верхнем (правом нижнем) углу, перед, за, между, рядом и др.).
Знакомство с планом, схемой, маршрутом, картой. Развитие способности к моделированию пространственных отношений между объектами в виде рисунка, плана, схемы.
Формирование умения «читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; самостоятельно передвигаться в пространстве, ориентируясь на условные обозначения (знаки и символы).
Ориентировка во времени
Формирование элементарных представлений о времени: его текучести, периодичности, необратимости, последовательности дней недели, месяцев, времен года.
Закрепление умения пользоваться в речи словами-понятиями: сначала, потом, до, после, раньше, позже, водноитожевремя.
Развитие «чувства времени», умения беречь время, регулировать свою деятельность в соответствии со временем; различать длительность отдельных временных интервалов (1 минута, 10 минут, 1 час).
Формирование умения определять время по часам с точностью до 1 часа.

Примерное распределение программного материала на год

I квартал

Сентябрь
Занятие 1
Упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью.
навыки порядкового счета в пределах 10, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
представления о взаимном расположении предметов в пространстве (в ряду): слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.
умение последовательно определять и называть дни недели.

Занятие 2
Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью.
Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5.
умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать и называть их.
умение различать и называть знакомые геометрические фигуры.

Занятие 3
Познакомить с цифрами 1 и 2 и учить обозначать числа цифрами.
Упражнять в навыках количественного счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны и углы листа.
Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках.

Занятие 4
Познакомить с цифрой 3.
Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10.
Совершенствовать умение сравнивать 10 предметов (по длине, ширине, высоте), располагать их в возрастающем и убывающем порядке, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.
Упражнять в умении двигаться в заданном направлении.

Занятие 5
Познакомить с цифрой 4.
Закреплять представления о количественном составе числа 5 из единиц.
Закреплять умение сравнивать два предмета по величине (длине, ширине) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов.
Развивать умение обозначать в речи свое местоположение относительно другого лица.

Занятие 6
Познакомить с количественным составом числа 6 из единиц.
Познакомить с цифрой 5.
Закреплять умение последовательно называть дни недели.
Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур.

Октябрь
Занятие 1
Продолжать учить составлять число 6 из единиц.
Познакомить с цифрой 6.
Уточнить приемы деления круга на 2–4 и 8 равных частей, учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
Развивать умение двигаться в пространстве в соответствии с условными обозначениями.

Занятие 2
Познакомить с составом чисел 7 и 8 из единиц.
Познакомить с цифрой 7.
Уточнить приемы деления квадрата на 2, 4 и 8 равных частей; учить понимать соотношение целого и частей, называть и показывать их (половина, одна вторая, одна четвертая, одна восьмая и т. д.).
Закреплять представления о треугольниках и четырехугольниках.

Занятие 3
Продолжать учить составлять числа 7 и 8 из единиц.
Познакомить с цифрой 8.
Закреплять последовательное называние дней недели.
Развивать умение составлять тематическую композицию по образцу.

Занятие 4
с составом числа 9 из единиц.
с цифрой 9.
Совершенствовать умение называть числа в прямом и обратном порядке от любого числа.
Развивать глазомер.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, определять и называть его стороны и углы.

Занятие 5
Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц.
Развивать понимание независимости результата счета от его направления.
Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладонях; учить обозначать результаты сравнения словами тяжелый, легкий, тяжелее, легче.
Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.

Занятие 6
с составом числа 10 из единиц.
с цифрой 0.
Продолжать учить находить предыдущее число к названному, последующее число к названному .
Уточнить представления о весе предметов и относительности веса при их сравнении.
Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше, позж е.

Занятие 7
Продолжать учить составлять число 10 из единиц.
Познакомить с обозначением числа 10.
Закрепить навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника.
Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.

Занятие 8
Учить составлять число 3 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9.
Уточнить представления о многоугольнике, развивать умение находить его стороны, углы и вершины.
Закреплять представления о временах года и месяцах осени.

Ноябрь
Занятие 1
Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Закреплять навыки порядкового счета в пределах 10.
Развивать умение анализировать форму предметов и их отдельных частей.
Совершенствовать представления о весе предметов и умение определять независимо от их внешнего вида одинаково весят предметы или нет.
Закреплять умение последовательно определять и называть дни недели.

Занятие 2
Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
Совершенствовать умение строить сериационный ряд по весу предметов.
Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа .

Занятие 3
Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15.
Познакомить с измерением величин с помощью условной меры.
Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Занятие 4
Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20.
Совершенствовать умение измерять длину предметов с помощью условной меры.

Занятие 5
Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Закреплять навыки счета в прямом и обратном порядке в пределах 15.
Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Занятие 6
Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Совершенствовать навыки счета в пределах 20.
Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры.
Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Занятие 7
Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два меньших числа.
Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному цифрой в пределах 10.
Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.

Занятие 8
Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа в пределах 10.
Закреплять умение составлять число 10 из единиц.
навыки измерения величины предметов; познакомить с зависимостью результатов измерения от величины условной меры.
Развивать умение двигаться в пространстве в заданном направлении.
умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.

II квартал

Декабрь
Занятие 1
Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек.
Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку.
Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по виду и размеру.

Занятие 2
Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей.
Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов.
Формировать представления о времени, познакомить с песочными часами.

Занятие 3
Продолжать знакомить с монетами достоинством 1, 5, 10 рублей, их набором и разменом.
Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом.
Продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20.
Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам.

Занятие 4
Продолжать уточнять представления о монетах достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их наборе и размене.
Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
Познакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.
Продолжать учить определять форму предметов и их частей.

Занятие 5
Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры.
Продолжать знакомить с часами, учить устанавливать время на макете часов.
Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Закреплять представления о многоугольнике; познакомить с его частными случаями: пятиугольником и шестиугольником.

Занятие 6
Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 в пределах 10.
Развивать чувство времени; учить различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут.
Развивать умение моделировать геометрические фигуры.

Занятие 7
Совершенствовать умение раскладывать число на два меньших и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
Закреплять представления о последовательности времен и месяцев года.
Развивать умение конструировать геометрические фигуры по словесному описанию и перечислению характерных свойств.
Упражнять в умении объединять части в целое множество, сравнивать целое и часть множества.

Занятие 8
Закреплять умение раскладывать число на два меньших числа и составлять из двух меньших большее число в пределах 10.
Развивать умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число к названному.
Закреплять представления о последовательности дней недели.
Развивать умение видоизменять геометрические фигуры.

Январь
Занятие 1
Учить составлять арифметические задачи на сложение.
Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах.

Занятие 2
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивать внимание, память, логическое мышление.

Занятие 3
умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры.
умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
внимание, память, логическое мышление.

Занятие 4
учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
знакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей, их набором и разменом.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.
Развивать внимание, логическое мышление.

Занятие 5
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Продолжать знакомить с часами и устанавливать время на макете часов.
Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

Занятие 6
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20.
Развивать умение делить целое на 8 равных частей и сравнивать целое и его части.
Развивать умение определять местоположение предметов относительно друг друга.

Занятие 7
Развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на листе бумаги.
Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число, обозначенное цифрой.

Занятие 8
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание.
Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности.
Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала, потом, до, после.
Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.
Развивать внимание, воображение.

Февраль
Занятие 1
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение.
Упражнять в счете предметов по образцу.
Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам.
Развивать внимание, память, логическое мышление.

Занятие 2
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Закреплять умение называть зимние месяцы.
Совершенствовать умение составлять число из единиц.
Упражнять в составлении тематических композиций из геометрических фигур.

Занятие 3
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Закреплять умение последовательно называть дни недели и правильно использовать в речи слова: раньше, позже, сначала, потом .
Продолжать формировать умение определять отрезок прямой линии и измерять его длину по клеткам.
Развивать представления о величине предметов.

Занятие 4
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Расширять представления о весе предметов.
Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры.
Совершенствовать умение ориентироваться в тетради в клетку, выполнять задания по словесной инструкции.

Занятие 5
Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание.
Совершенствовать навыки измерения высоты предметов с помощью условной меры.

Подробности

Мишина Галина Анатольевна , старший воспитатель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад комбинированного вида №14 «Светлячок» г.о. Химки Московской области

Тип занятия: интеллектуально-развивающее.

Тема: « Игра – путешествие в страну Математика».

Возраст: 6 – 7 лет.

Место проведения: музыкальный зал.

Продолжительность занятия: 30 минут.

Предварительная работа: Занятия по ФЭМП, изготовление атрибутов, пособий для дидактических игр, дидактические игры с математическим содержанием, разучивание динамических пауз, гимнастики для глаз.

Цель: Закрепить представления детей об элементарных математических представлениях.

Задачи:

Обучающие

  • Закрепить умение выкладывать числовой ряд.
  • Совершенствовать навыки прямого и обратного счета в пределах 10.
  • Упражнять в порядковом счёте.
  • Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаков решение и ответ загадок.
  • Закреплять знания о днях недели, временах года.
  • Закрепить представление о геометрических фигурах, навык группировки фигур по определенным признакам.
  • Закрепить пространственные представления: слева, справа, центр, под над.

Развивающие

  • Развивать логическое мышление, умственные операции анализа и обобщения.
  • Развивать смекалку, зрительную память, воображение.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные

  • Воспитывать культуру общения, эмоциональную отзывчивость, умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно или в парах, действовать по инструкции педагога.
  • Воспитывать интерес к математическим занятиям.

Здоровье сберегающие

  • Учить детей следить за своей осанкой.
  • Продолжать развивать координацию движения.

Приоритетная образовательная область: «Познание».

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Социализация», «Труд».

Социализация:

  • воспитывать у детей любознательность, взаимопомощь, навыки самооценки.

Коммуникация:

  • развивать у детей свободное общение, речь, память, внимание, мышление
  • активизировать словарь детей.

Труд:

Убирать рабочее место, поддерживать его в порядке

Методические приёмы:

Игровой.

Наглядный.

Словес ный.

Практический.

Материал: Демонстрационный: Магнитная доска, карточки с числами и знаками, мультимедийная презентация, указка, сундук с раскрасками. Раздаточный: Геометрические фигуры, карточки с числами от 1 до 10, ламинированные листы картона белого цвета.

Ход НОД:

I. Организационный момент (5 мин.)

II. Основная часть (22 мин.)

III. Итог (обобщение воспитателя) (3 мин.)

СЛАЙД 1.

Организационный момент.

Ребята, к нам сегодня на занятие пришли гости посмотреть, чему вы научились, и как много знаете. Поздоровайтесь с гостями.

Давайте встанем в круг, возьмёмся за руки и улыбнёмся друг другу.

Дети вместе с воспитателем становятся в круг.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо 1, 2. 3.

А теперь пойдем налево 1, 2. 3.

В центре круга соберемся 1, 2. 3.

И на место все вернемся 1, 2. 3.

Улыбнемся, подмигнем,

И занятие начнём.

Дети совместно с воспитателем выполняют упражнения в соответствии с текстом1 раз.

Занимайте свои места за столами. (дети занимают свои места)

У нас сейчас занятие математика. Математика очень нужная наука, Татьяна нам расскажет об этом стихотворение.

Без математики, друзья, никак нам не прожить.

Нам математика дана уж много сотен лет,

Ведь даже мамонтов считал древнейший человек.

Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние. Если бы человек не знал математику, он бы не смог изобрести самолёт, автомобиль, стиральную машину, холодильник, телевизор и другу технику. Во всем мире детей учат математике.

Но прежде чем мы начнем заниматься математикой, давайте вспомним правила поведения во время занятия:

Во время занятия ты, сиди спокойно и веди себя....(достойно)

Стул и стол - это не кровать и на них нельзя ……(лежать)

Ответить хочешь – не шуми, а только руку …. (подними)

Я вас попрошу на протяжении всего занятия не забывать про эти правила.

А прежде чем поднимите руку, хорошо подумайте над ответом, не спешите. Помните, что говорят про тех людей, которые всегда спешат? («Поспешишь людей насмешишь»)

Ребята, вы любите сказки? (ответ детей) Тогда слушайте… В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь.

СЛАЙД 2.

И правил он страной, которая называлась - Математика. И решил он объехать свои города в царстве, посмотреть всё ли у него ладно, всё ли у него складно. Посмотрел он по сторонам, а помощников-то у него нет. Что же делать?

(дети высказывают свои предположения)

Царь-батюшка, а наши дети тебе могут помочь, они хоть и малы, но очень умны. (воспитатель обращается к царю).

Ребята, а что нужно путешественникам во время путешествия чтобы не заблудиться? (ответы детей)

Правильно, карта!

СЛАЙД 3.

А вот и она, странная какая-то карта, и один вопросительный знак. Ребята, а царь мне подсказал, для того чтобы начать путешествие и узнать название первого города, в который мы попадём, надо провести математическую разминку под названием «Не зевай, быстро на вопросы отвечай!»

1. Какой сегодня день недели?

2. Сколько всего дней в неделе?

3. Какой день идёт после вторника?

5. Как называется пятый день недели?

6. Как называются выходные дни?

7. Сколько времён года?

8. Какое время года наступает за зимой?

9. Какое время года наступает за летом?

10. Назовите лишнее слово в ряду слов:

а) зима, среда, весна, лето, осень;

б) один, два, три, круг , четыре, пять;

в) плюс, минус, пятница, равно;

г) круг, квадрат, декабрь, многоугольник.

СЛАЙД 4.

Молодцы, справились с разминкой! И на карте появился первый город, в который мы отправимся. Этот город называется Числоград, в этом городе живут числа, они так долго готовились к встрече с вами, что совсем перепутали свои места в числовом ряду. Помогите им ребята найти своё место.

Дидактическая игра «Найди место в ряду».

Цель: закреплять умение детей составлять числовой ряд, упражнять в прямом и обратном счёте .

У вас на столах в конвертах лежат карточки с числами от одного до десяти. Разложите пожалуйста эти карточки по порядку, начиная с карточки с числом один, только не забывайте, что числовой ряд необходимо раскладывать слева на право. (дети выполняют задание)

Давайте хором посчитаем от одного до десяти, а теперь хором от десяти до одного.

Дидактическая игра «Соседи числа».

Цель: упражнять в определении последующего и предыдущего числа к названному числу.

У каждого числа есть соседи, предыдущее и последующее число.

Маша назови соседей числа 5.

Леонид назови соседей числа 8.

Настя назови соседей числа 3.

Дидактическая игра «Разноцветные деревья».

Цель: упражнять детей в порядковом счете, в умении соотносить число с местом предмета в заданном ряду.

Ребята в Числограде есть парк где растут разноцветные деревья. Посчитайте и покажите карточкой с числом сколько всего деревьев растут в парке.

Покажите карточкой с числом какое по счёту в парке жёлтое дерево, если считать слева на право.

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что дерево с жёлтой кроной пятое по счёту если считать слева на право).

Покажите карточкой с числом какое по счету голубое дерево, если считать с право на лево?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что голубое дерево седьмое по счёту если считать с право на лево).

Покажите карточкой с числом какое по счёту серое дерево если считать слева на право?

Карточку с каким числом подняли? Почему? (потому что серое дерево девятое по счёту если считать слева на право).

Молодцы! Задание выполнено! Уберите карточки с числами в конверт.

(дети убирают карточки, воспитатель убирает мольберт)

СЛАЙД 5.

СЛАЙД 6.

Динамическая пауза «Как приятно в речке плавать!»

Как приятно в речке плавать!

Берег слева, берег справа.

(Наклоны влево и вправо.)

Речка лентой впереди.

(Потягивания - руки вперёд.)

Сверху мостик - погляди.

(Потягивания - руки вверх.)

Чтобы плыть ещё скорей,

Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами?

(Плавательные движения.)

А теперь пора нам, братцы,

(Руки в замок за шеей)

На песочке поваляться.

Мы из речки вылезаем

(Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем.

СЛАЙД 7.

Вот мы и добрались до города «Весёлые задачи»!

– Здесь в мире и согласии живут все животные.

СЛАЙД 8.

Они приготовили для вас математические загадки, если вы правильно отгадаете все загадки, карта покажет в какой город мы попадём дальше. -----Попробуем отгадать эти загадки?

Дидактическая игра «Весёлые задачи».

Цель: Закрепить умение отгадывать математические загадки, записывать при помощи карточек с числами и знаками решение и ответ задачи. 1. Четыре гусёнка и двое утят

В озере плавают, громко кричат.

А ну, посчитай поскорей -

Сколько всего в воде малышей?

Как получилось число 6? Максим, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки. (2+4=6)

2. Семь малюсеньких котят

Что дают им, всё едят,

А один - добавки просит

Сколько всех котяток? (8)

Как получилось число 8? Паша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки (7+1=8)

3. Ёжик по лесу шёл,

На обед грибы нашёл.

Два – под берёзой, три – под осиной,

Сколько их будет в плетёной корзине? (5)

Как получилось число 5? Маша, выложи при помощи карточек с числами и знаков на мольберте, решение и ответ загадки

СЛАЙД9.

- Молодцы, вы отгадали все загадки, и посмотрите, на карте появился следующий город, в который мы сейчас отправимся, называется он «Геометрические фигуры». Вход в город закрыт на замок. Чтобы замок открылся мы должны провести гимнастику для глаз.

Мы так долго занимались. Н аши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

И ладошками глаза (дети трут ладони, разогревают их) Мы закроем не спеша, (закрывают ладонями глаза, далее выполняют по тексту) Посидим в темноте.

Краска чёрная везде.

А теперь их открываем

И немного поморгаем: раз, два, три, четыре, пять.

Головою не верти, Влево посмотри,

Вправо погляди.

Глазки вверх, глазки вниз,

Поработай, не ленись!

СЛАЙД 10.

Замок открылся, и нас встречают жители этого города, геометрические фигуры, посмотрите какие они все разные!

По каким признакам можно их разделить на группы? - Сколько фигур войдут в группу больших геометрических фигур? (6) - Настя назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу маленьких геометрических фигур (9)

Сколько фигур войдут в группу треугольников? (3) - Ярослав, назови эти фигуры.

Сколько фигур войдут в группу трапеций? (2)

Максим, назови эти фигуры. - Сколько фигур войдут в группу красных фигур?

Маша, назови их.

Дидактическая игра «Собери узор».

Цель: учить овладевать пространственными представлениями: слева, справа, вверху, внизу.

Ребята, геометрические фигуры, преподнесли царю подарок, ковёр с их изображением, чтобы царь никогда не забывал о них. На этом ковре геометрические фигуры расположились в определённом порядке, если вы правильно расположите имеющиеся у вас в подносах фигуры на листе, который вы найдёте под подносами, то вы тоже сможете полюбоваться красотой этого ковра. - Попробуем? -Тогда поставьте листочки перед собой, и слушайте внимательно.

Круг расположите в центре листа.

Квадрат - в левом верхнем углу листа.

Овал - в правом верхнем углу листа.

Прямоугольник - в правом нижнем углу листа.

Треугольник – в левом нижнем углу ковра.

Ромб посередине над кругом.

Трапецию посередине под кругом.

СЛАЙД 11. - Молодцы, и с этим заданием справились! И посмотрите на карте появилась конечная остановка, «Резиденция царя», на этом наше сегодняшнее путешествие заканчивается, но мы с вами ещё не один раз отправимся путешествовать по городам волшебной страны МАТЕМАТИКА где встретим старых друзей и заведём новых.

СЛАЙД 12.

Итог занятия.

А теперь давайте вспомним в какие города мы заезжали, путешествуя по волшебной стране, где всё связанно с математикой? (ответы детей) - Что вам понравилось? Какие задания для вас были лёгкими, а какие - трудными? (ответы детей)

А сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Тот, кто считает, что полностью справился с заданиями – пусть поднимет жёлтую звездочку, а кто считает, что не все у него сегодня получалось – пусть поднимет красную звёздочку.

Дети делают свой выбор.

За службу добрую решил Вас царь отблагодарить и дарит вам целый сундук с математическими раскрасками, сейчас мы вернёмся в группу, и вы сможете рассмотреть и раскрасить по желанию свои картинки.

Список литературы :

  1. Помораева И.А., Позина В.А. Занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной к школе группе детского сада. Планы занятий. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.

Алсу Хананова

Программное содержание :

Образовательная область : «Познавательное развитие» .

Интеграция с областями : «Социально-коммуникативное развитие» , «Художественно-эстетическое развитие» , «Физическое развитие» , «Речевое развитие» .

Цели :

Систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной группы ;

Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднений под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля;

Задачи НОД :

Воспитательные :

Воспитывать личностные качества у каждого ребенка : любознательность,целеустремленность, устойчивость интереса к знаниям и умениям,самостоятельность;

Развивающие :

Развивать психологические процессы : слуховое и зрительное внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук, воображение, сообразительность;

Развивать социальные навыки : умение работать индивидуально и в коллективе, договариваться,учитывать мнение партнера.

Образовательные :

Тренировать умение находить числа (закрепление активных слов перед,после,между,соседи) ;

Закреплять знания о геометрических фигурах;

Закреплять умения измерять длину отрезка с помощью линейки;

Закрепить знания о последовательности дней недели,времен года,месяцев;

Закрепить навыки ориентировки в окружающем пространстве и на листе бумаги;

Ход занятия

I. Организационный момент.

В круг широкий, вижу я,

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдем направо,

А теперь пойдем налево,

В центре круга соберемся.

Улыбнемся,подмигнем

И работать мы начнем.

II. Основная часть

Ребята,на чём можно путешествовать ?

На автобусе,самолете,пароходе,поезде,велосипеде.

А мы сегодня с вами отправимся в путешествие на поезде .

Чтобы сесть в поезд нужно знать прямой и обратный счёт до 10.(игра с мячом)

Молодцы,справились. Теперь мы можем сесть на свои места в поезде. (звучит музыка,дети рассаживаются)

Чтобы в пути не скучать мы с вами поиграем. А игра называется «Будь внимателен » .Я называю задание . а вы показываете мне правильный ответ.

а)покажите,пожалуйста,цифру,которая стоит после цифры 5,2,7;

б)покажите,пожалуйста,цифру,которая стоит перед цифрой 3,8,10;

в)стоит между цифрами 2и4,7и9,3и5;

г)покажите,пожалуйста,соседей числа 2;(числа4) ;

Здорово!Мы справились с этим заданием ,давайте похлопаем себе!

Ребята,а вот и остановка «Знайки» .Пока поезд стоит,отдохнем на полянке?

(находят в полянке записку с вопросами)

Какое сейчас время года?

Сколько всего времен года?

Какой сейчас месяц?

Сколько всего дней в неделе?

Сколько рабочих дней в неделе?

Сколько выходных дней в неделе?

Какой цветок исполнял все желания девочки Жени?

Бывает круг с тремя углами?

Бывает круглый квадрат? Почему?


Так здорово!Мы справились с этим заданием !

Ребята,поезд отправляется (под музыку рассаживаются)

Чтобы не скучать по дороге,давайте мы с вами закрепим работу с линейками. На линейке написаны (цифры,которые обозначают (сантиметры) .

С помощью линейки измерьте,пожалуйста,длину отрезков. (после этого дети меняются работами и проверяют работу своего соседа,оценивают)



III. Физкультминутка. (под ритмичную музыку,с массажными дорожками)


Следующая остановка «Поручения» .Ребята,при выполнении этих заданий будьте очень внимательны !

1)нарисуйте круг и прямоугольник так,чтобы прямоугольник находился внутри круга;

2)нарисуйте треугольник,внутри треугольника знак +,рядом цифру 8;

3)соедините правый верхний угол и левый нижний угол;

4)нарисуйте две вертикальные и две горизонтальные линии;

5)зачеркните первую букву слова и обведите в круг последнюю букву (игрушка) ;

6)разделите квадрат на 4 части;


IV. Итог. Обобщающие вопросы по теме. Самоконтроль.

Молодцы,ребята!Ну как вам наше путешествие (ответы детей)

А теперь последнее задание . Перед вами лежат 3 кубика (красный,желтый,зеленый)

(дети оценивают себя,поднимают квадраты) .Красный цвет-ребенок ничего не понял. Желтый цвет-понял,но не все. Зеленый цвет-все понял.

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия в соответствии с ФГОС «В гости к хозяйке Медной горы!» в подготовительной группе Конспект интегрированного занятия Возрастная группа: подготовительная (6-7 лет) Количество детей: 15-17 человек Тема: «В гости к Хозяйке.

Конспект итогового занятия по ФЭМП в подготовительной группе в соответствии с ФГОС Цель: закрепление элементарных математических представлений. Задачи: 1. Обучающие: Закреплять умение ориентироваться в окружающем.

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе в соответствии с ФГОС Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема «Олимпийские кольца»

Конспект НОД по ФЭМП в подготовительной группе с учетом ФГОС «Путешествие Белоснежки» Цель: активизировать мыслительную деятельностью. Задачи: Образовательные: 1. Закрепить умение составлять числа первого десятка из двух.

Конспект организованной деятельности в старшей-подготовительной группе «Что означают наши имена» в соответствии с ФГОС Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края }

Статьи по теме