Изобретения финикийцев. Древние финикийцы, мореплаватели и торговцы Что первыми сделали финикийцы

Финикийцы внесли огромный вклад в развитие человечества, до сих пор большая часть людей использует разработанную ими фонетическую систему алфавитного письма. Однако это не то, чем славилась Финикия во времена своего существования. О них знали как о талантливых мореплавателях и самых бойких торговцах в древние времена. Финикийцы продвинули торговлю древних времен на качественно новый уровень. Их торговые пути простирались по всему Средиземноморью, и благодаря ним товары из Иберийского полуострова (Испания). По некоторым сведениям им даже удалось обойти Африку.

Финикийцы плавали на самых совершенных судах своего времени. Их судна пянтады на пяти сотнях весел были самыми быстрыми в свое время, хотя из-за малой маневренности были неудобными в боях. Торговля даже помогала финикийцам вести войны - сами они сражались чрезвычайно редко, однако нанятые ими армии сумели в период расцвета государства прибрать к рукам значительную часть развалившегося Египта. При этом Финикия оставалась рабовладельческим государством, торговля рабами занимала солидную долю в их товарообороте.

Достижения древней Финикии связаны и с колонизацией. Ее можно назвать торговой империей древности, так как им были подчинены множественные колонии, разбросанные почти по всем берегам Средиземного моря. Крупнейшей из их колонией, ставшей самостоятельным государством после падения метрополии, стал Карфаген.

Многие достижения Финикии впоследствии были переняты греками. Сами эллины в своих исторических трудах признавали, что они многое переняли у древневосточной культуры. К примеру, первый математик древней Греции Фалес из Милета, являлся финикийцем по рождению.

Самым великим изобретением Финикии считают алфавит. Достижения древней Финикии в плане развития письменной системы используются и в наше время. Развитию алфавита способствовала оживленная торговля, которая была основой экономики финикийских городов-государств, поэтому они остро нуждались в быстром способе вести записи. Клинопись была в этом отношении очень неудобной из-за обилия знаков, поэтому они создали систему, овладеть которой из-за ее простоты мог любой желающий. Сначала они использовали значки, обозначавшие слоги, а потом появились фонетические буквы. В их алфавите было всего 30 (для сравнения в клинописи больше 800) знаков, согласных букв. Ими можно было записать любое слово в их языке. Гласные буквы употреблялись по желанию читающего. Их система оказалась настолько успешной, что она быстро была перенята некоторыми соседними народами, греками, а позже и древними римлянами. Сегодня на ее основе построена большая часть действующих языковых систем.

Достижения Финикии связаны и с ремеслами. Кроме того, что через их города проходили товары со всех концов света, они и сами стали искусными ремесленниками. Они научились выдувать стекло, и изобрели пурпурную краску, которая очень высоко ценилась во многих странах. Не зря знаком отличия в древнем Риме были пурпурные плащи. Также именно здесь зародился монотеизм, прообраз Христианства. Во времена расцвета Финикии жители местных городов-государств поклонялись многим богам, некоторые из которых были не чужды и соседним народам. Однако в начале 1 тысячелетия до н.э. здесь зародился иудаизм, первая монотеистическая религия.
После утраты независимости культура финикийцев смешалась с культурой протоеврейских народов Израиля. Созданная этими людьми Библия стала одним из первейших сводов, содержащих не материальные, но моральные законы. Единобожие, образовавшееся здесь, стало основой для возникновения Христианства и Ислама.

Ученый мир познакомился с финикийской цивилизацией только в XIX веке, но с тех пор не проходит и десятилетия, чтобы он не открыл в ней какую-нибудь очередную тайну. Оказывается, древние жители восточного побережья Средиземного моря изобрели алфавит, радикально усовершенствовали кораблестроение, проложили маршруты до самых пределов известного в их эпоху мира даже существенно раздвинули эти пределы. В определенном смысле они стали первыми «глобализаторами» — связали Европу, Азию и Африку всепроникающей паутиной торговых путей. Но в награду за все это финикийцы прослыли бессердечными, лживыми, бессовестными людьми и к тому же изуверами, приносящими своим богам человеческие жертвы. Последнее, впрочем, было правдой.

В 1860 году вместе с французским экспедиционным корпусом в Ливане высадился известный историк Эрнест Ренан, будущий автор знаменитой «Жизни Иисуса». Он знал, что когда-то здесь находились города таинственного народа финикийцев, о котором часто упоминается в Библии и в трудах античных авторов. И вскоре нашел их - на побережье. Руины стояли, заросшие густой травой, и никого особенно не интересовали. Один из этих городов, рядом с которым примостилось теперь небольшое арабское селение Джубайль, француз идентифицировал как легендарный Библ , или Гебал. Там ему даже удалось найти несколько древнеегипетских надписей на табличках и статую рогатой богини.

Впрочем, находки эти были не слишком впечатляющими, так что на много лет о Финикии снова забыли. Только в 1923 году известный египтолог Пьер Монтэ продолжил раскопки в Библе и открыл четыре нетронутые царские гробницы с золотыми и медными украшениями. Там же обнаружились тексты, записанные уже не египетскими иероглифами, а неизвестным буквенным письмом. Вскоре лингвистам - по аналогии с более поздним древнееврейским, а также некоторыми другими видами письма - удалось расшифровать его. Так началось изучение древней Финикии .

Финикийские города-государства существовали на узком отрезке (всего около двухсот километров) ливанского и сирийского побережий - с небольшими перерывами почти сорок столетий подряд, начиная с IV тысячелетия до н. э. Естественно, что их архаические названия дают представление в основном об окружающей природе. Тир , к примеру, - это «скала», Сидон (нынешняя Сайда) - «рыбное место». Впрочем, встречаются и позднейшие этимологии, связанные с деятельностью самих жителей: Библ происходит от греческого названия египетского папируса (его отсюда вывозили), Берит (современный Бейрут), - вероятно, от слова «союз», и так далее. Всего археологи насчитывают полтора десятка поселений, и больших, и совсем незначительных, похожих, скорее, на деревни.

Их прославленные обитатели принадлежали к западным семитам (впрочем, историки не вполне уверены в таком этногенезе: возможно, это была и гремучая смесь из шумеров с эламитами, жителями юго-западной части Иранского плоскогорья) и называли себя ханаанеями, а свою родину - Ханааном, «страной пурпура». Такое название, скорее всего, было связано с цветом местных тканей, окрашенных пурпуром морских ракушек-иглянок. Однако главным предметом ханаанского экспорта стали не они, а знаменитый ливанский кедр, которым на Ближнем Востоке отделывали дворцы и храмы.

Греки дали своим торговым партнерам и соперникам другое имя - финикийцы (фойникес), что значит «красноватые» или «смуглые». От него произошло и латинское «пуны», из-за которых войны Рима с финикийским Карфагеном называют Пуническими.

Хребты Ливанских гор не только защищали приморские города от захватчиков, но и отделяли их друг от друга. Вероятно, поэтому за всю историю они так и не создали полноценного единого государства. Каждый город, большой или маленький, был независимым, управлялся собственным царем и поклонялся своим богам . В целом же политическая история Финикии известна мало - хоть ее жители и создали первый алфавит, их свитки до нас не дошли. Во влажном климате Леванта папирус, на котором они писали, хранился недолго. До нас дошли только краткие тексты на каменных плитах и скупые сведения античных писателей. Имеется, правда, и еще один важный источник - переписка финикийских государей с владыками Египта, сохранившаяся в стране фараона благодаря более засушливому климату. Эти обрывки сведений в сочетании с данными раскопок и позволили восстановить судьбы древних рыбацких поселков, которые постепенно обрастали крепостными стенами и обзаводились признаками цивилизации. Первым эту эволюцию претерпел Библ, куда уже в начале III тысячелетия до н. э. фараоны снаряжали экспедиции за древесиной. Еще во времена Снофру, правившего в середине III тысячелетия до н. э., к берегам Нила прибыли из Ливана «сорок кораблей, наполненных кедрами». Кедр использовали не только для строительства, но и как источник душистой смолы. Ею окуривали помещения и для лучшей сохранности пропитывали бинты мумий.

Финикийские корабли
Большинство историков связывают радикальный переворот в кораблестроении с появлением в Средиземноморье «народов моря» в XII веке до н. э. Именно после этого финикийцы начали строить корабли нового типа, способные совершать дальние плавания и нести на себе большой груз. Превосходным материалом для них стал ливанский кедр, а связи с другими странами дали финикийским корабелам возможность заимствовать технические новинки. Их корабли были не плоскодонными, а килевыми, как у «народов моря», что сильно увеличивало их скорость. Мачта по египетскому образцу несла прямой парус на двух реях. Вдоль бортов в один ряд располагались гребцы, а на корме были укреплены два мощных весла, которые использовались для поворота судна. Во вместительный трюм загружали амфоры или кожаные бурдюки с зерном, вином, маслом. Иногда для сохранности трюм заливали водой. Более ценные товары размещали на палубе, которая ограждалась деревянными решетками. На носу корабля закрепляли громадный сосуд для питьевой воды. Длина такого судна достигала 30 метров, экипаж состоял из 20-30 человек. После Х века до н. э. у финикийцев появились специальные боевые суда. Они были легче торговых, но длиннее и выше - гребцы располагались на двух палубах для большей скорости. Над ними возвышалась узкая площадка, защищенная щитами, с которой воины во время битвы обстреливали врага из луков и забрасывали дротиками. Но главным оружием был грозный таран, обитый медью и поднятый над водой. Корма корабля вздымалась вверх, как хвост скорпиона. Большие поворотные весла размещались не только на корме, но и на носу, что позволяло почти мгновенно совершить поворот. Корабль мог перевозить до сотни человек - воинов, команду и гребцов, которыми часто были рабы. Финикийские корабли были лучшими на Древнем Востоке, из них состоял флот Ассирии, Вавилона, Персидской империи. К IV веку значительная часть ливанских кедров была вырублена, что привело к упадку кораблестроения. В результате финикийцы были вытеснены с торговых путей греками, чьи корабли оказались более совершенными.

Схема финикийской триремы:
1. Гребцы верхнего ряда - траниты. Все гребцы должны были работать крайне слаженно: расстояние между концами весел составляло всего 30 см
2. Мачта и парус. При патрульном плавании паруса поднимали, а перед сражением - опускали
3. Сдвоенные кормовые весла для управления судном
4. Капитан триремы - триерарх
5. Малый парус «артемон» располагался на наклонной мачте
6. Рулевой
7. «Всевидящее око» - древний морской символ-оберег
8. Таран
9. Гребцы среднего ряда - зигиты
10. Гребцы нижнего ряда - таламиты

Греко-финикийская трирема, или триера (ок.VI века до н. э.), созданная коринфянами, позже стала основным боевым кораблем Средиземноморья во время Пунических войн (264-146 годы до н. э.). Главным «встроенным» оружием триремы был таран, продолжавший килевой брус. Характеристики корабля: водоизмещение - до 230 т, длина:- 38-45 м, ширина корпуса - 3-4 м, длина весел - 4,25-4,5 м, осадка-0,9-1,2 м

«Пурпурные» паруса

Благодаря торговле с Египтом жители Финикии получили доступ к новейшим достижениям этой древнейшей державы. Их правители накопили немалые богатства, которые, конечно, притягивали алчные взоры соседей. Около 2300 года до н. э. страну захватили родственные семитские народы, принесшие с собой слова «ханаанеи» и «Ханаан». Заселили они тогда и соседнюю Палестину, где стали заниматься привычным сельским хозяйством, а в Финикии, напротив, привыкли к городской жизни и слились с прежним населением. В результате связи с «великим южным соседом» не только не прервались, но и укрепились. Во II тысячелетии до н. э. в Библе и других городах начали производить множество ремесленных изделий - золотые и серебряные фигурки, керамику, а также стекло. Технология его изготовления была «вывезена» из Междуречья , но именно финикийцы довели ее до совершенства. Они первыми научились делать из стекла украшения, посуду и даже зеркала.

Многие из этих маленьких шедевров подражали египетским образцам и производились с явным расчетом на экспорт. Неудивительно, что финикийские товары заполнили весь тогдашний мир - их можно было встретить от Британии до Индии. (Кстати, лакомые плоды финики тоже имеют отношение к финикийцам. Как и название их исторической родины, это слово от греков перешло к русским. А вот в остальных языках утвердилось другое название фиников, происходящее от арабского «датт». Например, английское - «date».)

Причиной подобной товарной экспансии послужило одно ценнейшее приобретение ханаанеев, непосредственно связанное с торговлей. У «народов моря», осевших в Восточном Средиземноморье в XIII веке до н. э., они переняли искусство строить быстроходные килевые суда, способные идти как под парусом, так и на веслах. В результате ливанские мореходы стали истинными владыками средиземных вод и, кстати, изменили расклад сил в самой Финикии. Кедровый Библ уступил теперь первенство Сидону, разбогатевшему на торговле стеклом (оно и дороже древесины, и перевезти его за один рейс можно в большем количестве). А еще чуть позже вперед вырвался Тир, который специализировался на производстве пурпурных тканей. Тирский пурпур ценился на вес золота, что объяснялось большой трудностью его производства - для изготовления одного фунта ярко-красной, не блекнущей с годами краски требовались десятки тысяч раковин.

Судьба Карт-Хадашта
Карфаген , основанный беженцами из Тира в 825 году до н. э., год от года богател благодаря контролю над морскими путями. Карфагенские корабли стерегли пролив между Тунисом и Сицилией, ходили по всему Средиземноморью и даже в Атлантику, привозя оттуда ценные товары. Постепенно карфагеняне подчинили финикийские колонии в Испании и Северной Африке, захватили острова Сардиния и Корсика. Покоренное население платило городу дань и поставляло рабов, которые работали на полях и в ремесленных мастерских. Городом управлял совет знатных купеческих родов, избиравший на год двух «судей» - суффетов. Иногда одно из семейств захватывало власть, но потом соперники свергали его и восстанавливали олигархию. Главным богом Карфагена был врачеватель Эшмун, но не меньшим почетом пользовался грозный Баал-Хаммон - «господин огня». Его супругой считалась богиня Тиннит; в жертву этой паре горожане приносили пленников, а в самых ответственных случаях - собственных детей. К V веку до н. э. население города достигло 100 тысяч человек. Из-за скученности здесь приходилось возводить многоэтажные дома, и позже этот опыт заимствовали римляне.

В своей экспансии Карфаген столкнулся с греками, также основавшими колонии на берегах Средиземного моря. Борьба шла с переменным успехом, пока на стороне греков не выступил крепнущий Рим. В Первой Пунической войне (264-241 годы до н. э.) карфагеняне потерпели поражение и лишились Сицилии и Сардинии. На море они по-прежнему были сильны, но на суше их армия, состоявшая из наемников, легко обращалась в бегство. В 241 году до н. э. наемники восстали в самом Карфагене, соединившись с местными жителями - ливийцами.

Город спас полководец Гамилькар Барка, который создал новую армию из карфагенян и захватил Испанию, превратив ее в плацдарм борьбы против Рима. В 218 году до н. э. сын Гамилькара Ганнибал вторгся с большим войском в Италию, уничтожив римские легионы в нескольких сражениях. Битва при Каннах (216 год до н. э.) стала хрестоматийным примером окружения и уничтожения вражеских сил - в ней погибли 30 тысяч римлян. Но Ганнибалу не хватило сил для взятия Рима, и он был вынужден покинуть Италию. Создав мощный флот, римляне высадились в Африке и в 202 году до н. э. разгромили карфагенян при Заме. По мирному договору Карфаген терял все свои владения и сокращал армию. Он также обязался выдать врагам Ганнибала, однако непобедимый полководец успел бежать из страны. Карфаген постепенно пришел в упадок, но продолжал страшить римлян. В 149 году до н. э. они объявили городу новую войну и через три года взяли его штурмом. Почти все карфагеняне были уничтожены, здания разрушены, а развалины засыпаны солью в знак вечного проклятия. Позже здесь существовал римский город, уничтоженный варварами в VI веке. Сегодня раскопанный археологами Карфаген превращен в музей, который ежегодно посещают сотни тысяч туристов.

Карфаген должен быть…построен

Однако за процветанием наступил (в XIV веке до н. э.) иной период. С востока на Финикию обрушились кочевые племена амореев, а с юга - древние евреи (хабиру), которые огнем и мечом прошли по Палестине, изгнав оттуда ханаанеев. Египет, ослабленный внутренней смутой, которую вызвал религиозный переворот Эхнатона, не смог помочь своим союзникам. Тщетно правитель Библа Риб-Адди взывал к фараоновым вельможам: «Пришлите скорее войска, чтобы спасти меня!» Брошенный на произвол судьбы, он был убит, а остальные финикийские цари поспешили признать власть пришельцев. Вскоре, правда, страна на некоторое время вернулась в орбиту египетской политики, но теперь ей постоянно угрожали новые и новые завоеватели - хетты, «народы моря», ассирийцы. Это не могло не повлиять на ухудшение нравов горожан. В начале XI века до н. э. чиновник Унамон из Фив описал свои злоключения в финикийских землях: царь Библа Чекер-Баал не только отказался дать ему кедровое дерево, но и пытался продать гостя в рабство.

Перенаселение и постоянная угроза вторжений заставляли финикийцев сниматься с родных мест и искать лучшей доли за морем. Весьма кстати тут пришлось появление еще одного нового типа судов, способных совершать дальние плавания. К IХ веку до н. э. в Испании, Италии, Северной Африке насчитывалось около 300 постоянных финикийских колоний. Самой известной из них стал Карфаген - по-финикийски Карт-Хадашт, «новый город». Его основала некая царевна Элисса, фигурирующая в «Энеиде» Вергилия как Дидона, возлюбленная Энея. Она бежала из Тира в 825 году до н. э. после очередного дворцового переворота и, приплыв со своими людьми в Тунис, попросила у местного ливийского вождя дать ей столько земли, сколько займет бычья шкура. Тот с готовностью согласился, и тогда хитроумные ханаанеи разрезали шкуру на тонкие полоски, огородив ими весьма солидный участок.

После смерти легендарной Дидоны Карфаген стал олигархической республикой, могущество которой смогли подорвать лишь римляне в III веке до н. э. Было это, скорее, исключением - прочие финикийские колонии (в отличие, кстати, от греческих), как правило, оставались в подчинении своих левантийских метрополий. Впрочем, это не помешало прославиться на весь античный мир таким городам, как Гадес (нынешний Кадис), сицилийский Панорм (Палермо), Утика в Тунисе. Вдобавок финикийцы заселили Алалию (Корсика), Мальту и другие острова Средиземного моря.

Понятно, что из-за пиратства для успешных плаваний требовались не только мирные, но и военные корабли. Уступая по размеру боевым судам других народов, финикийские превосходили их по маневренности и потому долго не знали поражений в морских баталиях. И это позволяло их командам вполне безнаказанно грабить и похищать людей во всех пределах. Так, согласно Геродоту, они захватили дочь аргосского царя Ио, возлюбленную Зевса. Когда она с другими девушками разглядывала диковинные ткани, разложенные на палубе, финикийские купцы втолкнули ее в трюм и быстро отчалили. Без сомнения, таких случаев было немало. Еще в самую раннюю эпоху классической Греции у Гомера встречаются нелестные прозвища применительно к ханаанеям - «коварные обманщики», «злые кознодеи». Да и в первом веке уже нашей эры Цицерон все еще называет их genus fallacissimus (наиковарнейшим народом). Дурная слава оказалась устойчивой, но большинство финикийцев, видимо, все же торговали честно. Иначе, что заставило бы народы Средиземноморья по своей воле вести с ними дела даже после крушения безраздельного морского могущества Тира и Сидона - в течение многих веков?

Ханаанеи и «народы моря»
Около 1250 года до н. э. на Восточное Средиземноморье обрушились неведомые пришельцы, получившие название «народы моря». На своих легких кораблях они вторгались на побережье, грабя и сжигая все на своем пути. Под их натиском пали богатый Угарит и могущественная Хеттская держава, а Египет едва смог устоять, напрягая все силы. Примерно тогда же мир узнал о финикийских мореходах, и у историков не раз возникал соблазн связать их с «народами моря». Однако среди перечисленных в древних надписях пиратских племен финикийцев нет. Зато упоминаются шардана (сардинцы), турша (этруски), акайваша (греки-ахейцы), дануна (данайцы), пуласти (филистимляне) и другие. Очевидно, все они жили в Греции и Малой Азии, пока перенаселение или вторжение врагов не вынудили их сдвинуться с места. Часть из них - например, те же ахейцы, - ограничивалась грабительскими набегами, другие переселялись целиком, захватывая новые районы. При этом филистимляне и чекеры разместились в Палестине и Сирии, в непосредственной близости от финикийцев. Вероятно, именно они научили жителей Ханаана строить корабли нового килевого типа, позволив им достичь больших успехов в мореплавании и торговле. Однако этнического родства между ними не было. «Народы моря», или большая их часть, принадлежали к индоевропейской семье, а финикийцы, как известно, были семитами.

Другие берега

Вначале продавцы и покупатели обменивали товары «на глаз», по взаимному согласию. Потом в употребление вошли ценовые эквиваленты - слитки серебра, золота или меди. А после появления в Лидии в VII веке до н. э. первых монет финикийские города, видимо, очень скоро переняли обычай их чеканки, хотя самые древние дошедшие до нас сидонские деньги относятся только к IV веку до н. э. Они получили название «сиклей», или «шекелей», заимствованное позже евреями.

Постепенно характер финикийской торговли изменился- финикийцы стали продавать не только отечественные товары. Так, они перепродавали медь с Кипра, серебро из Испании, олово с далеких Британских островов. Даже из Индии купцы - вероятно, через посредников - привозили слоновую кость. В поисках новых рынков сбыта и пополнения запасов они смело устремлялись в неизвестность. В VI веке до н. э. карфагенянин Ганнон с флотилией из 60 кораблей проплыл вдоль западного берега Африки до самой Гвинеи, замечая по пути бегемотов, «диких волосатых людей» (горилл), огненную «колесницу богов» (очевидно, вулкан на нынешнем острове Фернандо-По) и прочие невиданные чудеса. Его земляк Гимилькон, в свою очередь, совершил вояж к северу от Европы, до самого «застывшего моря». Он оставил известия о странном водоеме, где царит вечный мрак и водоросли препятствуют движению кораблей, - приходится предположить, что речь идет о Саргассовом море, а раз так, то финикийцы вполне могли побывать и в Америке. В Новом Свете действительно неоднократно находили финикийские надписи, но они всякий раз оказывались подделками любителей сенсаций. Вообще, вопрос о конкретных маршрутах ханаанеев остается туманным. Во многом эта неясность объясняется тем, что свои навигационные карты они считали секретнейшими документами государственного значения.

Между Соломоном и Навуходоносором

В Х веке до н. э. первенство в Финикии окончательно перешло к Тиру. Правитель этого города Хирам вступил в союз с иудейским царем Соломоном и помог ему возвести дворец и величественный храм в Иерусалиме. Финикийцы не только отправили к своему новому другу мастеров, но и снабдили материалами - кедровыми бревнами, медью, золотом, а в уплату взяли зерно и скот, которых им всегда не хватало. Кроме того, царь Соломон позволил им участвовать в торговле с легендарной страной Офир, которая находилась то ли в Африке, то ли в Южной Аравии. Первая экспедиция, вышедшая из Эцион-Гавера (Акабы), привезла обратно 420 талантов золота, то есть больше тонны. В том же порту финикийцы и израильтяне создали «совместное предприятие» по выплавке меди, которая частью отправлялась в Офир для обмена на другие металлы. В этот период между двумя великими народами древности возникли династические связи. Среди жен любвеобильного Соломона были и финикиянки, а один из его преемников Ахав женился на Иезавели, дочери тирского жреца. Эту решительную даму Библия ославила за жестокость, а также за то, что она пыталась внедрить в Израиле культ своего бога Баала. «Злобную Иезавель» ждал весьма печальный конец: ее выбросили из окна дворца и затоптали лошадьми.


Обе страны тесно сотрудничали до VII века до н. э., когда левантийские приморские города вместе с Израилем и Иудеей стали жертвами новых завоевателей - ассирийцев. Еще в 877 году до н. э. их царь Ашшурнасирпал II с большим войском явился в Финикию и вынудил ее жителей выплатить ему дань золотом, слоновой костью и, конечно, кедром. С каждым годом этот «налоговый» гнет все усиливался, что побуждало ханаанеев к частым восстаниям. После одного из них в 680 году до н. э. новый повелитель захватчиков, Асархаддон, разрушил древний Сидон и угнал всех его жителей в плен. Валерий Брюсов так пересказал русскими стихами его хвастливую надпись: «Едва я принял власть, на нас восстал Сидон. // Сидон я ниспроверг и камни бросил в море». Однако уже через несколько лет порт возродился. Ассирийские цари остро нуждались в финикийских кораблях для морских экспедиций и доставки товаров, например меди и железа, из которых они ковали оружие. Однако Ханаан был обложен тяжелой податью и обязывался регулярно отсылать в Ниневию самых умелых мастеров и зодчих.

Впрочем, это продлилось недолго. К 610 году до н. э. Ассирия была уничтожена, а Финикии пришлось противостоять новому захватчику - вавилонянину Навуходоносору II. Он дважды осаждал Тир, но так и не смог взять город. Грозному воителю пришлось смириться с независимостью Тира и даже предоставить его купцам немалые привилегии. Но время было упущено - утерянные за время «ассирийского плена» и прочих напастей позиции в морской торговле прочно заняли греки и карфагеняне.

Наследники вавилонских банкиров

Пришлось искать новую сферу деятельности, в которой финикийцы пока еще не имели соперников. Ею стало посредничество - обмен валют и кредит. Тир и Сидон сделались важнейшими финансовыми центрами Древнего мира - во многом благодаря покровительству персидских царей, которые захватили тогда владения Вавилона. В 525 году до н. э. Камбиз при помощи финикийского флота захватил Египет и в благодарность объявил ханаанеев «царскими друзьями», передав им в залог этой дружбы несколько городов Палестины. Персидская администрация надежно охраняла купцов из Леванта в любом уголке царских владений. Те платили верной службой - помогали Дарию и Ксерксу в их знаменитых походах на Грецию (как всегда, предоставляли суда). При этом убивали двух зайцев - задабривали покровителей и ослабляли главных конкурентов на морях.

…Войдя в состав Персидского царства, Финикия к тому же смогла лучше изучить традиции банковского дела, возникшего в Вавилоне еще во II тысячелетии до н. э. Ассиро-вавилонские банкиры вначале были обычными ростовщиками, которые выдавали ссуды на определенный срок под проценты. Потом они перешли к более сложным операциям - давали купцам кредиты на отдельные коммерческие операции, принимали и выдавали вклады и проводили безналичные расчеты между разными городами (для этого использовались кожаные чеки с печатями того или иного финансового учреждения).

Ту же практику переняли финикийцы - чеки, правда, до нас не дошли, но их описания встречаются в античных сочинениях. И если вавилонские и ассирийские дельцы обслуживали в основном своих соплеменников, то финикийцы - впервые вывели «бизнес» на международную арену. Их услугами пользовались практически все негоцианты Восточного Средиземноморья, цари, народные собрания греческих полисов. На рубеже VI и V веков до н. э. Тир и Сидон играли ту же роль «всемирного банка», что в наши дни - Швейцария.

Вначале были буквы

Для упрощения учета товаров финикийцы, наверное, и изобрели алфавит, название которого произошло от его первых букв - «алеф» (бык) и «бет» (дом). Впрочем, изобретение это состоялось задолго до персидского периода - примерно в середине II тысячелетия до н. э. Постепенно алфавит вытеснил другие текстовые системы, так как был не в пример им удобен, несмотря на то, что среди 22 его знаков не нашлось места гласным, которые только потом догадались обозначать особыми символами или заменять похожими по звучанию согласными.

Как бы то ни было, значение этого алфавита переоценить невозможно - замена сотен иероглифов двумя десятками букв намного облегчила усвоение грамоты. Параллельно финикийцы распространили по Средиземноморью удобный материал для письма - папирус. Не случайно по-гречески книга стала называться «библион» - по финикийскому названию этого материала и ханаанского города одновременно.

Финикийский алфавит положил начало грамоте подавляющего большинства народов мира. С одной стороны, от него произошли еврейская, арамейская и арабская письменности, так и не обзаведшиеся гласными и направленные по древнему обычаю справа налево. С другой - его уже в IX веке до н. э. усвоили греки, которые изменили направление чтения и добавили гласные, как этого настоятельно «требовал» их язык. От греческого алфавита произошли, в свою очередь, латинский, славянский, грузинский и армянский. Все они обязаны своим существованием какому-то неведомому жрецу или торговцу из Библа или Сидона. Кто знает - возможно, не будь его, школьники Москвы и Еревана до сих пор заучивали бы вместо букв сотни сложных иероглифов.

Потребности торговли вынуждали финикийцев овладевать научными знаниями. Мореплавателям требовалось умение находить путь по звездам, что предполагало знание астрономии. Торговцу нужно было иметь представление о способах производства товаров, которые он покупал, о разных ремеслах, ориентироваться на местности, знать обычаи и желательно - языки других народов. По этой причине купцы стремились дать своим детям разностороннее образование, обучая их математике, чтению и письму, а также военному искусству. Географ Страбон писал, что финикийцы «занимались научными исследованиями в области астрономии и арифметики, начав со счетного искусства и ночных плаваний. Ведь каждая из этих отраслей знания необходима купцу и кораблевладельцу».

Вероятно, в финикийских городах имелось много школ, хотя до нас не дошли ни сведения о них, ни сочинения местных писателей и ученых. Мы знаем имя мудреца Санхуньятона из Берита (Бейрута), который «еще до Троянской войны» написал историю Финикии. В 1836 году немецкий пастор Фридрих Вагенфельд издал якобы обнаруженный им труд этого Санхуньятона, но он оказался подделкой. Ученым приходится довольствоваться фрагментами труда, дошедшими до нас в пересказе греческого автора Филона Библского.

Известны были также историк Исократ и философ Мох, который будто бы задолго до Демокрита догадался о существовании атомов. В эллинистическую эпоху прославились уроженцы Финикии - мыслитель Зенон из Китиона на Кипре (не путать с Зеноном из Элеи, автором известных парадоксов-апорий) и поэт Антипатр Сидонский, писавшие по-гречески. Наконец, в сочинении Иосифа Флавия «О древности иудейского народа» сохранились отрывки тирских летописей. Вся остальная богатая литература Финикии погибла. Труды историков и писателей Карфагена, от которых не осталось даже имен, были сожжены римлянами после взятия города в 146 году до н. э.

Адонис и Астарта
Самый знаменитый из финикийских мифов повествует о пастухе Адонисе, чье имя в переводе означает «господин». Он был так прекрасен, что в него влюбилась богиня Астарта (в греческом варианте Афродита). Из ревности ее супруг, бог войны Решеф, наслал на юношу дикого кабана, который смертельно ранил его на охоте. Из крови Адониса выросли розы, а из слез оплакивающей его Афродиты - анемоны. Любовь богини была так велика, что она сделала юного красавца бессмертным, позволив ему раз в году, весной, возвращаться на землю. Эту легенду передают греческие авторы, добавляя, что Адонису поклонялись на всем Ближнем Востоке. В его образе отразилась фигура умирающего и воскресающего бога плодородия, подобного аккадскому Таммузу, египетскому Осирису, фригийскому Аттису. В Тире его знали под именем Мелькарта, в Сидоне - Эшмуна. Писатель Лукиан сообщал, что в Библе каждую весну проходили шумные празднества в честь Адониса. В первый их день жители плакали и раздирали одежды в знак скорби по мертвому богу. На другой день все радовались его воскрешению, плясали и пили вино, а жены и дочери горожан считали своим благочестивым долгом отдаваться первому встречному. В память об Адонисе финикийцы завели обычай выращивать в горшках всякую зелень, став, таким образом, основателями комнатного цветоводства. Тот же Лукиан сообщает, что река, протекающая через Библ, весной окрашивалась в красный цвет, и финикийцы считали, что в ней течет кровь Адониса. Уже в то время ученые догадались, что истинная причина этого явления - красноватая почва, смытая в реку во время половодья.

Меднорукий Молох

Очень мало известно и о финикийской религии. Отчасти в этом виновны сами жители Ханаана, которые из страха перед богами не желали произносить священных имен. Их заменяли почтительными прозваниями Эл (собственно, «бог»), Баал («господин»), Баалат («госпожа»). Позже точно так же табуировали имя Сущего и евреи, заменявшие слово Яхве «прозвищами» наподобие Адоная или Саваофа.

По немногочисленным мифам и находкам археологов можно заключить, что в каждом финикийском городе имелся, как уже говорилось выше, свой собственный пантеон, в который входили обычно главный бог, его жена, богиня плодородия, и их сын. Правда, встречались и другие триады - например, в Тире в VII веке до н. э. «царили» повелитель небес Баал-Шамем, морской владыка Баал-Малаки и воитель Баал-Цафон. Небесный «царь», обычно носивший имя Эл, не особенно интересовался земными делами, и жертв ему почти не приносили. Зато море, кормилец и защитник торгового народа, нуждалось в постоянном внимании и почтении. Бога плодородия - знаменитого Мелькарта стали считать главным покровителем Тира, хотя иногда эта роль переходила к «богу алтаря благовоний» Баал-Хаммону. Оба бога соперничали за любовь прекрасной Астарты - единственной богини, которой поклонялись все финикийцы. Она воплощала жизнь и любовь, хотя часто ее поступки были непредсказуемы и коварны. В Библе ее супругом считали юного красавца Адониса, в Сидоне - бога-врачевателя Эшмуна.

Финикийские храмы представляли собой огороженную площадку со зданием внутри - «домом бога» (бетиль). Так назывались и священные камни, в которые воплощались высшие силы. Такие камни помещались в «доме бога» вместе со статуями и священными книгами - отрывки из них зачитывали по большим праздникам. Часто при храмах имелись деревья и источники, тоже почитавшиеся неприкосновенными. А порой ханаанеи обходились вообще без храмов, принося жертвы в рощах или на вершинах гор. Закалывали во славу богов крупный и мелкий скот, резали птиц, «дарили» им зерно, вино, молочные продукты. Затем все это сжигалось на каменном алтаре под пение гимнов и воскурение благовоний.

Стилизованные бронзовые фигурки (XVIII-XIV века до н. э.) - дар божествам, приносимый в благодарность или по обету. Из храма Обелисков в Библе

Но самой ценной жертвой были люди. Под башнями и воротами вновь возводимых городов закапывали младенцев. После военных побед закалывали пленных. А когда приходила беда, не щадили даже собственных детей. В отрывке из Санхуньятона говорится: «Во время великих бедствий финикийцы приносили в жертву кого-нибудь из самых дорогих людей». Диодор Сицилийский, со своей стороны, оставил сообщение о медной статуе божества, из рук которого обреченное дитя падало в огонь. Эту статую прозвали Молохом - то есть, по-ханаанейски, просто «царем», - что и породило легенду о жестоком боге с таким именем. На самом деле никакого Молоха не было, а жертва посвящалась высшим покровителям города. Отчего ей, разумеется, было не легче.

Мечты о независимости

В период персидского владычества финикийские города впервые объединились в союз. Это случилось в IV веке до н. э., когда жители Тира, Сидона и Арвада выбрали своим центром старое поселение, назвав его Триполи (по-гречески «трехградье»). Там собирался обще-финикийский совет - своего рода парламент из 300 человек. К тому времени городами формально по-прежнему правили цари, но на деле власть перешла к богатейшим торговцам и банкирам. Иногда они свергали формального государя и передавали его полномочия судьям-суффетам, избираемым на год.

В громадной Персидской державе финикийцы чуть ли не впервые за свою историю изведали выгоды мира и законности, смогли пользоваться хорошо налаженной системой дорог и почтовых сообщений. И в итоге случилось неизбежное - они забыли о прежних лишениях, «зазнались» и начали выходить из повиновения монарха. Например, когда он повелел Тиру и Сидону готовить флот для похода на Карфаген, те решительно отказались выступать против сородичей.

Дальше - больше: в финикийских головах зародилась мысль о независимости. В 350 году до н. э. они подняли восстание под руководством некоего Теннеса, но силы оказались неравными. Семь лет спустя царь Артаксеркс III дотла разорил Сидон, истребив 40 тысяч его жителей. А затем пришел последний завоеватель - Александр Македонский, который в 332 году до н. э. подверг не меньшим разрушениям Тир. Островной город сопротивлялся непобедимому полководцу целых семь месяцев. Тогда царь велел насыпать к нему дамбу от материка, таким образом превратив его в полуостров. В конце концов стены рухнули под ударами греческих таранов и ядрами катапульт. Почти 10 тысяч тирцев погибли в бою или были распяты победителем на крестах, а остальные жители были обращены в рабство. И хотя после этой жестокой расправы город все-таки возродился, он уже не вернул себе прежнего значения.

После смерти Александра Финикия стала «яблоком раздора» для его преемников - египетских Птолемеев и сирийских Селевкидов, в конце концов доставшись последним. Первенство на торговых путях тем временем окончательно перешло к грекам, и даже в гаванях Ливана греческий язык вытеснил ханаанейский. Последние остатки самостоятельности Тир и Сидон утратили при римлянах. На месте «варварских» строений были возведены храмы, дворцы и ипподромы греко-римского образца.

В 218 году свершился кратковременный реванш - императором стал юный сириец Гелиогабал (Марк Аврелий Антонин Бассиан), объявивший Баала верховным божеством в Риме. Но уже через четыре года его убили, и вскоре Баала с облегчением забыли не только в Риме, но и в самом Леванте, принявшем учение Христа. А с приходом ислама финикийская культура окончательно прекратила существование. Но, как мы могли убедиться, ее великие достижения отнюдь не утрачены человечеством.

Природа страны давала все возможности для благодатной жизни. Земли было мало, но те участки, что имелись, оказались очень плодородны. Влажные морские ветры приносили дожди и делали ненужным искусственное орошение. С глубокой древности местные жители выращивали оливки, финики, виноград, разводили коров и овец. Следы земледелия археологи находят уже в X тысячелетии до н. э.

К середине III тысячелетия до н. э. на месте посёлков земледельцев и рыбаков выросли города. Самыми крупными из них стали Угарит и Арвад на севере, Библ в центре, Тир и Сидон на юге.

Раскопки археологов позволили восстановить их облик. Города укреплялись стенами, в центре их находились святилища и резиденции местных правителей, окружённые лепившимися друг к другу глинобитными и кирпичными домами. В маленькой стране земля была огромной ценностью, потому города застраивались очень плотно. Недостаток места особенно сильно ощущался в Тире и Арваде. Эти два города располагались на небольших островах недалеко от берега. Дошло даже до того, что в IX в. до н. э. царь Тира Хирам насыпал дамбу и расширил островок, на котором раскинулся город.

Дома в Финикии строили обычно двухэтажные, с открытой или зарешеченной галереей на верхнем этаже, где обитали хозяева. В нижнем, часто каменном, этаже хранились различные запасы и жили рабы.

Ещё более тесно застраивался Карфаген - крупнейшая финикийская колония в Северной Африке. По словам древнеримских историков, в Карфагене было много шестиэтажных зданий с плоскими крышами. Они стояли так плотно, что римские солдаты во время штурма города в 146 г. до н. э. перебрасывали с крыши на крышу доски и так перебирались на другой дом.

Судя по раскопкам в Угарите, в древней Финикии возводились и многоэтажные круглые дома башни. Модель такого дома в три этажа найдена и в Карфагене.

Снаружи дома украшались расписной штукатуркой. Роспись являла собой расположенные друг под другом фризы, состоявшие из цветных треугольников, кругов и овалов, сплошных лент и зубчиков. Внутри через весь дом шёл коридор. В его середине открывался двор. По обе стороны от двора размещались жилые помещения.

Раскопки позволили получить и некоторое представление о мебели и обиходных предметах, окружавших финикийцев. Правда, о мебели можно судить главным образом по маленьким копиям из металла и глины, сохранившимся в могилах. Скорее всего, финикийцы использовали невысокие столы, стулья, табуреты, плоские ложа. Почётное место в доме занимал большой деревянный сундук, в котором хранились основные богатства дома. Те, кто был побогаче, покрывали его ковром, а бедняки - циновкой.

В центре улиц выкапывались специальные дренажные канавы, позволявшие содержать город в относительной чистоте.

Каждый город с ближней округой был маленьким государством. Ни один из них не смог объединить всю страну в единое целое. На протяжении веков борьба между ними шла с переменным успехом. В середине II тысячелетия до н. э. на севере господствовал Угарит, а в центре - Библ. В первой половине XV в. до н. э. ведущая роль перешла к Си-дону (современный город Сайда в Ливане), который возник, по-видимому, в IV тысячелетии до н. э. Но около 1200 г. до н. э. его разрушили «народы моря» (группа средиземноморских народов, двинувшаяся в XIII веке до н. э. к границам древнего Египта и государства хеттов, предположительно из региона ). На смену Сидону вскоре пришёл Тир. Он сумел даже объединить большую часть Финикии, но тоже ненадолго.

Понять устройство и жизнь финикийского города-государства помогает огромный архив глиняных табличек середины II тысячелетия до н. э. с текстами, выполненными клинописью из 29 букв. Он был обнаружен археологами в Угарите.

Угаритское общество состояло из «людей царя», в число которых входили чиновники и воины, пахари и ремесленники - все свободные граждане, «сыновья Угарита», и рабов. По документам известно о сборе коллективных налогов и вызове членов общин на общегосударственные повинности. Важнейшими из них были воинская, гребцовая и трудовая на государственных работах. Отбывавшие их содержались казной.

Во главе государства стоял царь, но его власть была слабой. Её ограничивали советы городских старейшин. Выборы должностных лиц в городах производились на основании имущественного ценза. Такой порядок действовал, например, в Карфагене, государственное устройство которого описал древнегреческий философ ГУв. до н. э. Аристотель.

Архивные записи и находки археологов свидетельствуют о богатстве финикийских городов и мастерстве их ремесленников и ювелиров. Что же было основой их процветания?

Плоды сельского хозяйства обеспечивали достаток, но из-за нехватки земли не могли дать богатства. Его источником стала торговля. В этом древнем госудастве сходились торговые пути со всей Передней Азии. Караваны шли на юг, в древний Египет и Палестину, на север - в Малую Азию и Междуречье, корабли везли товары в дельту Нила, на острова Эгейского моря и дальше на запад.

Главным товаром финикийцев являлась древесина, в которой остро . Города, в первую очередь Библ, торговали кедром, дубом и кипарисом, растущими по склонам Ливанских гор. Из дерева изготовляли корабли и саркофаги, в них помещали мумии египетских вельмож. Большую роль в торговле играло высоко-качественное вино. Важным продуктом было также оливковое масло.

Финикийцы первыми начали производство пурпурной краски из особого вида моллюсков. Ею окрашивали шерстяные и льняные ткани. Эти ткани сразу же вошли в моду и пользовались огромным спросом во всех соседних странах. Во время раскопок древних финикийских городов найдены груды пустых раковин, оставшихся после получения краски.

Размах производства был очень велик. Своей ткани не хватало, и дешёвую некрашеную шерсть ввозили в Финикию из скотоводческих районов Сирии, с Крита, а позже из всей Передней Азии. Высоко ценились в древности и прекрасные изделия финикийских ремесленников из бронзы и серебра, а также знаменитое стекло из Сидона, секреты изготовления которого открыли в XVII в. до н. э. Кроме товаров местного производства финикийцы торговали и тем, что вывозили из Малой Азии, с Кипра, Крита, . Их города являлись крупнейшими центрами транзитной торговли. Из Малой Азии поступали серебро и свинец, позднее - железо. С острова Кипр финикийцы вывозили медь. С Крита они получали предметы художественного ремесла, продукцию других стран Средиземноморья. Главным центром торговых связей с Западом был Угарит, а после его разрушения - Тир.

Тема урока: Важнейшие открытия и достижения Финикийцев.

Учитель МОУ: СОШ п. Бобровский, Ханты-Мансийского района, Тюменской области РОЩИНА ЛИЛИЯ НИКОЛАЕВНА

Цель урока:

  • Образовательная: познакомить учащихся с важнейшими открытиями и достижениями Финикийцев в области культуры; формировать умения работы с услышанной и прочитанной информацией; записать в тетради достижения и открытия финикийцев; выяснить основные занятия финикийских мореплавателей.
  • Воспитательная: познакомить с эстетическими представлениями финикийцев.

Тип урока: объяснение нового материала.

Ход урока

1. Повторение порных знаний.

Задание №1. Решите кроссворд.

По вертикали:

  1. Небольшая пластина из мягкой глины, предназначенная для письма.
  2. Горная порода, образующая в соединении с водой тестообразную массу; использовалась в строительстве, в писцовых школах, для изготовления посуды.
  3. Одна из двух главных рек Двуречья.
  4. Высеченные на каменном столбе правила, по которым вавилонские судьи разбирали споры между людьми.
  5. Самый известный в Древнем Двуречье город.
  6. Вавилонский царь-законодатель.
  7. Брусок из глины, обожженный в печи или высушенный на солнце, употребляемый для построек.
  8. Мера веса в Вавилонии (8,4 г).
  9. Одно из названий страны в Западной Азии, где, как и в Египте, более 5 тысяч лет назад возникли государства и было изобретено письмо.

Задание 2. Ответьте на вопросы.

Кто из жителей Двуречья или героев сказаний мог бы произнести такие слова, по какому поводу они могли быть сказаны?

Я начертал мои драгоценные слова на камне, чтобы сильный не притеснял слабого! Я дал сиять справедливости в стране!

2. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня на уроке мы будем изучать историю новой для вас страны Финикии, познакомимся с важнейшими открытиями и достижениями финикийцев в области культуры, которые будем записывать в тетрадь; выясним основные занятия финикийских мореплавателей. Познакомитесь с эстетическими представлениями (представлениями о прекрасном) финикийцев.

3. Изучение нового материала.

(Запись темы урока в тетрадь)

Торговые пути из Двуречья выходили к государству с красивым названием Финикия. Жители его были замечательными мастерами, мореплаватели бороздили просторы морей и океанов. В конце урока вы должны будете ответить на следующий вопрос: Какие открытия были сделаны финикийцами?

Запись в тетрадь.

Финикия - в древности - узкая полоска суши, зажатая между Ливанскими горами, покрытыми могучими зелеными кедрами и побережьем Средиземного моря.

Сейчас эту территорию занимает страна, которая называется Ливан (обращение к политической карте).

Финикия располагалась на восточном побережье Средиземного моря. На узкой полоске земли между морем и цепью Ливанских гор не было крупных рек и долин с плодородными почвами. Да и места здесь мало для полей и пастбищ. Проходили века, жизнь шла вперед. Маленькие долины покрылись полями и садами. Финикийцы сажали виноградники и рощи оливковых деревьев. Когда поспевал виноград, спелые ягоды сваливались в огромные каменные ящики, и тогда десятки юношей и девушек с радостным смехом и веселыми песнями топтали их босыми ногами, выдавливали темно-красную “виноградную кровь”, чтобы она, перебродив, превратилась в сладкое вино. В песнях восхвалялась богиня плодородия Астарта (показать слайд), впервые научившая людей возделывать виноград и приготовлять из него напиток, веселящий людей и богов.

Покончив со сбором винограда, финикийцы отправлялись в оливковые рощи. Палками сбивали созревшие маслины и выжимали из них душистое масло.

- О каком из достижений финикийцев идет речь? (Запись в тетрадь виноградное вино и оливковое масло)

Прошло еще несколько веков, и страна преобразилась. Маленькие рыбачьи поселки превратились в крупные города, такие как Библ, Сидон, Тир. В финикийских городах было много искусных ремесленников.

(Сообщение ученика) Пурпурная краска

Некоторые финикийцы, взяв в руки два тяжёлых камня, ныряли на дно моря и добывали оттуда маленькие чудесные раковины. На вид раковины были невзрачны. Но из каждой можно было выдавить несколько капель густой жидкости. Это была замечательная пурпурная краска. Владельцы ткацких мастерских давали за маленький сосудик, наполненный такой краской, слиток серебра весом в два сикля.(8, 4 грамма) Одежды, окрашенные в пурпур, сверкали на солнце. Если краску замешивали погуще, ткань становилась лиловой, если пожиже - она алела, как будто обрызганная кровью. Можно было стирать пурпурную одежду каждый день в речной и морской воде, в холодном, как лёд, горном ручье и в котле с бурлящим кипятком, а она не линяла; казалось, что её только вчера покрасили. Такую одежду охотно покупали цари и князья, жрецы и военачальники.

Что именно было изобретено финикийцами (Запись в тетрадь пурпурная краска)

(Сообщение ученика) Зеркала и стекло.

Был и ещё один выгодный промысел. На юге страны, у подножия горы Кармил, весь морской берег был покрыт белым, чистым песком. Изобретательные люди смешивали его с селитрой и плавили, как медную руду, терпеливо очищая от всяких примесей. Получалось прозрачное стекло, из которого выдували маленькие, изящные сосудики для душистых благовоний или отливали круглые зеркала, в которых лица людей отражались яснее, чем в старых, желтоватых бронзовых зеркалах.

Изготовление стекла приносило большой доход, и соседи, проходя мимо мастерских, где дымились печи стекольщиков, с завистью говорили: “Они сосут богатства морей, из песка добывают сокровища!” Но не только песок шёл в ход. Блестящие камешки, раковины и даже битый хрусталь, привезённый из Индии, бросался в печи и давал новые, более тонкие и прозрачные сорта стекла.

Какой вид промысла также приносил доход финикийцам?(Запись в тетрадь зеркала и стекло)

(Сообщение ученика) ТОРГОВЛЯ И МОРЕПЛАВАНИЕ

Финикийские купцы торговали по всему Средиземному морю. Из своей страны они везли ткани, выкрашенные пурпурной краской, сосуды и бусы из стекла, бревна из ливанского кедра, оливковое масло и виноградное вино. Из Египта вывозили зерно, полотно, тонкие желтоватые листы папируса, с острова Кипр медь, из Испании серебро. Жажда наживы гнала финикийских купцов все дальше и дальше. Возвращались домой через много лет, нагруженные новыми невиданными изделиями, пригоняя скот и закованных в цепи рабов. Пригнав рабов домой, можно было продать их в десять раз дороже.

Но если предоставлялся удобный случай, не стеснялись финикийцы и разбойничать: иногда высаживались на берег и грабили беззащитные поселения. Людей, застигнутых врасплох, похищали и продавали в рабство.

Чем торговали финикийцы?

Что ввозили в страну финикийцы?

Финикийские колонии. В тех краях, где постоянно бывали финикийцы, они стали основывать поселения (мы называем их колониями). Торговля сразу пошла живее. Корабли из Финикии приходили в благоустроенную гавань, и обмен шел уже с соплеменниками, даже с родственниками. В свою очередь жители колоний завязывали отношения с населением окружающих земель и добывали нужные товары. В IX-м веке до н. э. жители Тира основали в Северной Африке Карфаген, который впоследствии стал главным городом крупного государства.

Что именно создавали финикийцы в тех краях, где они бывали? (запись в тетрадь основывали колонии)

КОЛОНИЯ – поселение финикийцами в чужих землях.(запись в тетрадь)

Древнейший алфавит. Финикийским торговцам необходимо было знать грамоту, чтобы вести свои счетные записи. Но им вовсе не требовалось овладеть всей премудростью иероглифов или клинописи. В Финикии около трех тысяч лет назад придумали более простое письмо. В нем не было таких значков, которые выражали бы целое слово. Каждый значок соответствовал отдельному звуку и был буквой. Поэтому и запомнить все значки было легче, чем сотни иероглифов, - букв было всего двадцать две. Но для гласных звуков финикийцы букв не изобрели. Нам пришлось бы не просто, если бы мы попытались писать по финикийски, без гласных. Попробуйте-ка догадаться - чтздснпсн! (запись на доске)

Финикийский алфавит еще в древности заимствовали греки. Но они изменили его и впервые стали обозначать буквами не только согласные, но и гласные звуки. Некоторыми буквами, у финикийцев выражавшими согласные, в греческой письменности стали передавать гласные. От финикийского и греческого алфавитов произошли все алфавиты в мире, в том числе и наша азбука.

Каким из изобретений финикийцев люди пользуются и по сей день? (запись в тетрадь финикийский алфавит)

4. Обобщение и систематизация знаний.

Давайте поиграем, я говорю фразу, а вы её заканчиваете. Что продавали Финикийские купцы.

Ткани выкрашенные (пурпурной краской).

Сосуды и бусы из (стекла)

Бревна из ливанского (кедра)

Оливковое (масло)

Виноградное (вино)

В глубокой древности Финикия и соседние с ней области носили название Ханаан. Название же Финикия этой стране дали греки. “Финикийцы” по-гречески означает “красноватые”, или, точнее, “красящие в багряный цвет”.

Почему именно так называли греки финикийцев?

Ответьте на вопрос.

Более трех тысяч лет назад в Египте и Двуречье ученики писцовых школ тратили на овладение письмом и чтением долгие-долгие годы. Напротив, в древних городах Тире, Библе и Сидоне школьники, едва только начав учиться - проходило каких-нибудь несколько недель,- могли записать и прочитать несложный текст. Чем объяснить различие в сроках обучения грамоте в разных странах древности?

Перечислите открытия сделанные финикийцами?

5. Самостоятельная работа.

Проверочный тест.

1. Древняя страна, расположенная между морем и цепью Ливанских гор:

а) Междуречье
б) Египет
в) Финикия

2. Где был придуман первый алфавит?

а) в Финикии
б) в Нубии
в) в Египте

3. Что обозначает понятие “колония”?

а) поселение финикийцев в других странах
б) свободная территория
в) город-порт

4. Что вывозили торговцы из Финикии?

а) бумагу и чай
б) сахар и хлопок
в) ткани, изделия из стекла.

5. Как называлась страна, где находились города Библ, Сидон, Тир?

а) Израиль
б) Ассирия
в) Финикия

6. Итог урока.

Важнейшие открытия и достижения Финикийцев помогли людям в освоении письма, позволили пользоваться изделиями из стекла, любоваться пурпурной краской. Оценивание учащихся.

7. Д/3 переписать в тетрадь с карточки значение терминов “Финикия” и “колония”, выучить параграф, ответить на вопросы в конце параграфа

Список использованной литературы:

  1. Арасланова О.В. История Древнего мира.5 класс: Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина, Г.И.Годера., И.С.Свенцицкой. - М.:ВАКО, 2005.
  2. Атлас древних цивилизаций мира.-М.:ОЛМА-ПРЕСС,2000
  3. Большая историческая энциклопедия школьника: ранние цивилизации. - М.: РОСМЭН, 1996.
  4. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира.: пособие для учащихся общеобразоват.уч.-М.:Просвещение,2000.
  5. Древний Восток:книга для чтения под.ред.В.В.Струве.-М.:Просвещение,1958.
  6. Петрович В.Г., Петрович Н.М. Уроки истории. 5 класс.- М.:ТЦ Сфера, 2003.
  7. Энциклопедия для детей: Всемирная история. Том 1.-М.: “Аванта +”,1993.

Финикийцы были не только купцами или мореплавателями, но еще и мастерами на все руки. Достаточно лишь назвать «пурпур» и «стекло» — два прославленных товара древности, которыми была знаменита Финикия. Пусть в их изобретении участвовали умельцы других городов и стран, для античного человека оба эти товара были финикийскими. Действительно, в городах Финикии было налажено широкое производство того и другого, а местные мастера внесли в технологию важные новшества.

По легенде, финикийцы первыми открыли пурпур — чудесную краску, напоминавшую пламя. Не обошлось тут без помощи богов. Сам бог Мелькарт в сопровождении нимфы прогуливался по берегу моря. Его пес случайно разгрыз валявшуюся на берегу раковину, и тут же шерсть пса окрасилась в необычный цвет. Тогда нимфа попросила бога подарить ей ту же краску для платья. Мелькарт не мог отказать нимфе и начал собирать для нее раковины. С тех пор, говорит предание, и люди добывают со дна моря эти чудесные раковины и раскладывают их на берегу. В каждой из них остается капелька сока — всего одна капля очень дорогой краски.

На самом деле, промышленный способ получения пурпура был сложен. Его описание можно найти в «Естественной истории» Плиния Старшего. Пурпур — это краситель, добываемый из трех видов морских улиток. Сперва требовалось наловить достаточное количество улиток. Ловили их на мясную приманку с помощью снастей, напоминавших верши. Из желез улиток выдавливали особый секрет; в течение двух недель из него приготавливали краситель, вываривая его на медленном огне в чане. Наконец, краситель был готов; он выглядел желтоватым, но ткани, окрашенные им, после сушки на солнце приобретали характерную пурпурную окраску. Цвет менялся под воздействием солнечных лучей.

Искусные финикийские мастера, меняя способы обработки красителя и его состав, а также повторно окрашивая ткани, получали самые разные оттенки. Цвет пурпура, по словам римского архитектора и инженера Витрувия, зависел от того, в какой части Средиземного моря была поймана пурпурная раковина. Так, у берегов Галлии пурпур — темный, в северо-западной части моря — синеватый, на востоке и западе — фиолетовый, на юге — красный.

В Финикии производство пурпура процветало. Особой популярностью во всем Средиземноморье пользовались ткани из Тира. «Тирийский пурпур считается безусловно самым красивым из всех, — писал Страбон. — Ловля раковин багрянки производится поблизости, и все прочее, что необходимо для крашения, легко доступно».

По некоторым находкам мы можем судить о размахе древнего производства. Так; в окрестностях Сайды (Сидона) в 1864 году была обнаружена огромная груда раковин, оставшихся от пурпуроносных моллюсков. Эта рукотворная стена простиралась на 120 метров; ее высота достигала восьми метров! По оценкам исследователей, здесь содержится свыше 200 тысяч кубических метров раковин.

Популярность финикийского пурпура объяснялась также его качеством. Одежды, окрашенные в пурпур, можно было стирать и подолгу носить — краска не линяла и не выгорала на солнце. Особым спросом пользовались тонкие шерстяные ткани, окрашенные в пурпурный цвет.

По преданию, Александр Македонский нашел в Сузах, во дворце персидского царя, десять тонн пурпурных тканей, вытканных почти два столетия назад и ничуть не вылинявших с тех пор. Ткани эти были куплены за 130 талантов (один талант равнялся тогда примерно 34 килограммам золота).

Такая цена на пурпурную ткань объяснялась дефицитом красителя. Для получения одного фунта красителя добывали около 60 тысяч улиток. Вот почему эти ткани всегда оставались предметами роскоши. Одежда из пурпура была привилегией царей и императоров, жрецов и сановников.

Тирский пурпур был буквально на вес золота. Цена его со временем лишь росла. Так, в начале нашей эры, но время правления императора Августа1, килограмм шерсти, дважды окрашенной в пурпурный цвет, стоил примерно 2 тысячи денариев, да и самая дешевая ткань стоила 200 денариев. При императоре Диоклетиане в 301 году нашей эры тирская пурпурная шерсть высшего качества поднялась в цене до 50 тысяч денариев, а цена за фунт пурпурного шелка достигала 150 тысяч денариев.

Производство же пурпура оставалось каторжным трудом. Ныряльщики, рискуя жизнью, собирали раковины на морском дне. А какой тяжелый, удушливый смрад стоял в мастерских! Античные авторы не раз жаловались на надоедливое зловоние, исходившее от мастерских, где ткани красили в пурпур. «Многочисленные красильные заведения делают город неприятным для жизни в нем», — сетовал Страбон. Из-за отвратительного запаха приходилось красить ткани на улице. Красильни располагались неподалеку от берега моря, в стороне от жилых кварталов.

В наши дни добыча пурпурных раковин давно прекратилась. Пурпур научились изготавливать искусственным путем. Получается даже лучше, чем у финикийцев, но это никак не умаляет их заслуг. Ведь они сумели изготовить краситель, не имея понятия ни о каких химических формулах.

Стекло научились делать первыми не финикийцы, но на их родине это ремесло достигло совершенства. Стеклянные изделия местных мастеров пользовались огромным спросом. Античные авторы были даже убеждены, что стекло изобрели финикийцы, и эта ошибка является весьма показательной.

На самом деле, все начиналось в Месопотамии и Египте. Стеклянные сосуды — маленькие чаши — изве-1тиы здесь примерно с 1500 года до нашей эры. С этого времени началось широкое производство стекла. Готовое стекло сверкало различными оттенками, но не было прозрачным.

Финикийцы использовали опыт, накопленный мастерами Месопотамии и Египта, и вскоре стали играть ведущую роль в стеклоделии. Временный упадок, переживаемый ведущими державами Древнего Востока в начале I тысячелетия до нашей эры, помог финикийцам завоевать рынок.

Начиналось же все от бедности. Финикия была обделена полезными ископаемыми. Немного глинозема — и все. Только лес, камень, песок и морская вода. Казалось бы, нет никакой возможности развивать свою промышленность. Можно лишь перепродавать купленное у соседей. Однако финикийцы сумели наладить производство товаров, которые пользовались необычайным спросом повсюду. Из ракушек они добывали ценную краску; из песка стали делать... стекло.

Итак, финикийцы брали обычный песок, которым была богата их страна, и смешивали его с содой. Добавляли к смеси известняк, мрамор или мел, а затем нагревали ее примерно до 700 — 800 градусов. Так возникала пузыристая, вязкая, быстро застывавшая масса, из которой изготавливали стеклянный бисер или, например, выдували изящные прозрачные сосуды.

Плиний Старший приписывает изобретение стекла команде одного финикийского судна. Оно якобы шло из Египта с грузом соды. В районе Акко моряки причалили к берегу, чтобы пообедать. Однако рядом не удалось найти ни одного камня, на которьгй можно было бы поставить котел. Тогда кто-то взял с корабля несколько кусков соды. Когда же они «расплавились от огня, смешавшись с песком на берегу», то «потекли прозрачные ручьи новой жидкости, — таким было происхождение стекла». Многие считают эту историю выдумкой. Однако, по мнению ряда исследователей, в ней мет ничего невероятного.

Поначалу финикийцы изготавливали из стекла покрытые орнаментом сосуды, украшения и безделушки. Со временем, проявив невероятную выдумку и упорство, они научились изготавливать прозрачную стекловидную массу. Можно только гадать, сколько времени и труда им это стоило. Финикийцы умели придавать прозрачному стеклу любой цвет; оно не мутнело от этого. По своему составу это стекло было близко современному, но отличалось соотношением компонентов. Это снижало температуру плавления, но ухудшало качество. В некоторых стёклах, особенно непрозрачных красных, обнаружено много свинца.

Спрос рождал предложение. В крупнейших городах Финикии — Тире и Сидоне — выросли стекольные заводы. Со временем цены на стекло снизились, и оно превратилось из предмета роскоши в античный ширпотреб. Финикийцы наводнили все Средиземноморье стеклянными сосудами и бутылками, бисером и плиткой. Наивысший расцвет это ремесло пережило уже в римскую эпоху, когда, вероятно, в Сидоне открыли способ выдувания стекла.

В Риме и Галлии это ремесло тоже получило широкое распространение, поскольку туда переселилось немало специалистов из Сидона.

По словам Плиния Старшего, в Сидоне придумали даже зеркала. Они были в основном круглыми, выпуклыми (их изготавливали из дутого стекла), с тонкой металлической подкладкой из олова или свинца. Вставляли их в металлическую рамку. Подобные зеркала изготавливали вплоть до XVI века, когда венецианцы изобрели оловянно-ртутную амальгаму.

Именно знаменитая венецианская мануфактура продолжила традиции сидонских мастеров. В Средние века ее успехи привели к упадку спроса на ливанское стекло. И все же даже в эпоху крестовых походов стекло, произведенное в Тире или Сидоне, пользовалось большим спросом.

В наши дни остатки стекловаренных печей, построенных в римскую или византийскую эпоху, еще можно встретить на побережье между современными городами Сур (Тир) и Сайда. В Сарепте море, отступив от берега, обнажило остатки древних печей. Среди развалин древнего Тира археологи отыскали руины печей. Стекло, оставшееся в печах, приятного зеленоватого цвета, довольно чистое, но не прозрачное.

Скажем несколько слов и о других финикийских мастерах. Они изготавливали весьма реалистичные фигурки из слоновой кости, искусные сосуды из золота, бронзы или серебра, резную деревянную мебель, темно-красные керамические вазы, чаши, ожерелья, браслеты, оружие.

Еще Гомер славил искусные безделицы из металла, изготовленные в Финикии. Чаши из драгоценных металлов, нередко украшенные финикийскими надписями, обнаруживают в различных уголках Средиземноморья. Их вид примечателен. Они демонстрируют популярные мотивы самых разных культур того времени, причудливо смешивая их. Так, на финикийской серебряной чаше VII века до нашей эры, найденной на Кипре, — ее диаметр всего 20 сантиметров — изображено множество человеческих фигурок. Это — ассирийские, греческие и египетские солдаты, штурмующие стены города; египтяне, срубающие деревья эгейскими двойными топорами. Рядом виднеются египетские боги, крылатые скарабеи, стилизованная финикийская пальма. Такие

Изображения на финикийской серебряной чаше с Кипра. Начало I тысячелетия до н. э. же красивые, многофигурные финикийские чаши найдены в Италии. Их художественные достоинства точно оценил Дональд Харден: «Во всех этих чашах проявляется удивительное чувство композиции финикийских художников. Хотя на бордюрах изображено множество деталей, они совершенно не теснят друг друга».

Обращает на себя внимание обилие египетских мотивов в произведениях финикийских художников. Еще в Бронзовом веке финикийские мастера вырезали из слоновой кости изделия, напоминающие египетские. На пластинках из этого материала изображали сфинксов, цветы лотоса, женщин в египетских париках, атрибуты египетских божеств.

Финикийские штемпельные печати часто изготовлены в форме жуков-скарабеев. Их вырезали из сердолика и других камней и вставляли в кольца, подвешивали к ожерельям или браслетам. Штемпельные печати к началу I тысячелетия до нашей эры постепенно вытеснили цилиндрические печати, поскольку оставлять с их помощью оттиск можно было не только на глине — самом распространенном когда-то письменном материале Передней Азии, — но и на других материалах. В Финикии эти печати напоминали произведения египетского искусства не только своей формой, но и сюжетами изображений.

В этом нет ничего случайного. Само положение Финикии и особенно успехи местных купцов делали эту страну посредником между культурами Египта, Месопотамии, Малой Азии, Эгейского региона и Западного Средиземноморья. Финикия соединяла Восток и Запад, Север и Юг, заимствовала у них все лучшее и синтезировала свое оригинальное искусство, в котором составляли одно целое египетские, ассирийские, греческие черты.



Статьи по теме