Египетский бог сет. Древнеегипетский бог сет Богом чего был сет

История Сета , образ которого устойчиво ассоциировался со злом, во многом загадочна. Начнем с его зооморфного облика - голова напоминает то ли ослиную, то ли верблюжью с высоко стоящими прямоугольными длинными ушам, но не вполне соответствует обоим образам. На самых древних изображениях Сет изображен четырехногим животным, подобным собаке или шакалу, с высоко задранным хвостом, высоко стоящими ушами, с сильно вытянутой и клювообразно изогнутой пастью. Высоко стоящие торчком прямоугольные уши и клювообразная пасть сохранились и в последующих иконографических изображениях Сета, однако довольно трудно по этим признакам отождествить зооморфный образ Сета с образом осла. Столь максимальная стилизация, возможно, свидетельствует в пользу очень древнего происхождения, когда воспоминания о настоящем зверином прототипе по каким-то причинам стерлись из памяти, а божество, продолжающее «жить» и выполнять приписываемые ему функции, было необходимо идентифицировать с каким-либо известным животным образом.

До 2000 г. до н. э. египтяне называли это животное «sha » и верили, что его все еще можно найти в пустыне. Во всяком случае после 1600 г. до н. э. египтяне чаще сравнивали его с рыжим, т. е. диким ослом. Родословная Сета представляет его со своими братьями - Гором старшим и Осирисом, и двумя сестрами - Исидой и Нефтидой, детьми божественной пары Неба (Нут) и Земли (Геба). Сет был провозглашен богом-покровителем древнего города Омбоса в Верхнем Египте (современный Нагадах), и по этой причине его часто именовали «Господином Юга». Именем и символом Сета из Омбоса стало Нубти (Тот, кто из Омбоса), слово, имеющее корнем «нуб» - «золото», и сам город называли «Золотым городом». Почитание этого бога «похоже, датируется периодом даже более отдаленным, чем почитание любого члена триады Осириса», и первоначально Сет выступал противником Гора, а не Осириса.

Гор в образе воинственного сокола стал царем не только Нижнего, но и Верхнего Египта, и в титулатуре первой египетской династии - тинитской - имя Сета иногда стоит рядом с именем Гора. На памятниках первой династии отразилось равноправное положение обоих царей в те времена: изображение двух соколов означало царя как воплощение Гора-Сета. Так, царь Миебис из I династии часто ставил перед своим именем двух соколов вместо одного, то есть Гора и Сета. Это говорит о том, что, несмотря на присутствие Гора-сокола в Верхнем Египте, Сет продолжал все еще считаться могущественным, скрываясь под видом второго сокола. Одна из локальных ипостасей Сета - Немти сохранила представление о нем, как о боге-соколе. Два сокола - два царя.

Однако ситуация резко меняется со II -й династии. Начинает наблюдаться какое-то «качание» царских титулов то к Сету, то к Гору. Так, фараон Перибсен никогда не называл себя Гором, а именовался Сетом Перибсеном. Надпись на его печати гласила: «Нубти из Омбоса [то есть Сет] передал Две Земли своему сыну, царю Юга и Севера, Перибсену». Два преемника Перибсена возвращаются к Гору, а в конце II династии царь Хасехемуи помещает перед своим именем сокола и борзую, то есть Гора и Сета. Эти явления свидетельствуют о том, что верховная власть над Обеими Землями переходила то к представителю Верхнего Египта, то возвращалась к ставленнику Нижнего Египта. Постепенно имя Сета вообще исчезает из титулов, заменяясь именем Nub (ti ). Однако память о царе Верхнего Египта - Сете, царском предке, «воскресающем в династии фараонов» продолжала жить. Так, египетская царица в античные времена именовалась «Та, что видит Гора и Сета», а на стенах храмов той эпохи изображался Сет Nubti , ведущий пленных чужеземцев к царю и принимающий участие в его коронации. Символ V нома Верхнего Египта - Два Сокола напоминает о героической эпохе Двух Собратьев, а в Омбосе, расположенном у к югу от Эдфу, поклонялись одновременно Гору-соколу и Сету в образе крокодила.

Культ Сета процветал не только в верхнеегипетском Омбосе (Нагаде), но и в Среднем Египте в местности Су поблизости от Гераклеополя, и в северо-восточной части Дельты, начиная со времен II династии, и в оазисах Дахла и Харга. Считалось, что земля оазисов Ливийской пустыни впитала в себя кровь Сета, пролитую в борьбе с Гором.Именно поэтому в оазисе Дахла вплоть до эпохи XXV династии процветал Оракул Сета.Первоначально Сет вообще рассматривался как бог восточного рукава нильской дельты, позже он был признан богом восточной границы Египта и, наконец, богом иностранцев и восточной пустыни. Распространяя свою власть над восточными районами Египта, Сет впоследствии превратился в покровителя чужеземных завоевателей, вторгшихся в Египет из Азии. Поскольку к этому времени образ Сета устойчиво связывался с противостоянием, со злом и ущербом, наносимыми как мятежом, так и буйством природных явлений, в частности грозы, чужеземные захватчики с легкостью отождествили Сета со своим богом грозы и плодородия Баалом, и столица гиксосов Аварис стала местом его культа.

Хотя гроза в настоящее время и является редким явлением в Египте, но Гор, вооруженный своим копьем-лучом, постоянно настороже, чтобы отразить силы Сета. Считалось, что раздающийся гром - это крики боли страдающего от нанесенных ему ран Сета. По контрасту с Гором-копьеносцем оружием Сету служил лук, и солдаты признавали этого «сына Нут, великого силой», своим покровителем. Одно из подразделений войска Рамсеса III носило имя Сета. В Танисе (прежний Аварис, переименован в Танис во времена XXII ливийской династии) главными богами были Амон, Ра, Птах и Сет, которые в текстах названы богами Рамсеса II . На обнаруженной там же каменной стеле начертано, что отец Рамсеса II , бывший везирем до того как стать фараоном Сети I , прибыл в Танис в четырехсотый год бога Сета, чтобы воздать этому богу почести. Пока что не установлены дополнительные данные об эре Сета, но текст является свидетельством того, что такое летоисчисление существовало, что Танис был центром культа Сета и, что между этим богом и фараонами Сети I и Рамсесом II существовала некая связь. Даже сундук с телом Осириса, Сет с сообщниками отправил плыть по танисскому устью Нила. Когда Девятка присудила сан Осириса его сыну Гору, Ра-Хорахте, не желая обидеть этого могущественного бога, сказал: «Пусть будет дан мне Сет, сын Нут, да сядет он со мною, да будет он мне сыном, да грохочет он в небе и да боятся его!»

Само рождение этого бога связывали с нарушением порядка - он родился из бока своей матери Нут, и, поскольку его появление на свет падало на третий из пяти эпагоменальных дней, этот день считался особенно несчастливым. Фараон в этот день не вел практически никаких дел. Считалось, что присутствие Сета всюду и всегда вносило смуту и беспорядок. В сотрясении земли, в знойном ветре, несущем пыль пустыни и иссушающем растительность, в неожиданном падении со страшным грохотом камней с неба тоже был повинен Сет, и само имя его писалось иероглифом «камень». Наиболее емкая характеристика этому богу разрушения дается в греческом папирусе, в котором к Сету обращаются как к «сотрясающему холмы, громовержцу, создателю урагана, сотрясающему скалы, разрушителю, который баламутит само море».

В самых древних текстах не Ра, а Сет, стоя в ладье солнца, поражал змея Апопа. В памятниках времен XVII династии воин Сет все еще борется против змея вместе с другими богами. В Ватиканском магическом папирусе есть такие строки: «Встань, о Сет, любимец Ра! Займи свое место в ладье Ра! Он получил в оправдание твое сердце: Ты низвергал (врагов) твоего отца Ра Каждый день». О Сете, поражающем копьем змея Апопа, говорится, что «у него красные глаза и красные волосы». Однако со временем змей стал представляться таким же воплощением Сета, как крокодилы и гиппопотамы, и уже самого Сета называли «змеей, которая разрезана на куски, отвратительной змеей». Все, что было связано с красным цветом, получило негативную окраску, стало синонимом всего опасного. Луркер сообщает, что красный цвет у египтян «символизировал жизнь и победу. По случаю праздников жители страны Нила раскрашивали свое тело красными мелками и носили украшения из красного сердолика». Однако в египетских текстах красный цвет приписывался всем демонам. Выражение «сделать красным» было равнозначно понятию «убить». Плутарх пишет: «Жители Копта в связи с тем, что ослы имеют красноватую окраску, имеют обыкновение приносить их в жертву, сбрасывая в пропасть». Красный цвет был цветом пустыни, знойный ветер которой иссушал и «убивал» растительность, - Сет всегда был антиподом Осириса, воплощавшего идею плодородия, процветания растительной жизни, которую губил Сет. Поэтому у могилы Осириса в жертву приносили даже людей с красноватой кожей или рыжими волосами.

Использованные материалы:

  1. А. Морэ. Нил и египетская цивилизация;
  2. Макс Мюллер. Египетская мифология;
  3. М.Э.Матье. Древнеегипетская мифология;
  4. М. Луркер. Египетский символизм;
  5. Плутарх. Об Исиде и Осирисе.

Бог Египта Сет

Сет - брат и антагонист Осириса, олицетворение злого начала. Он был покровителем враждебно настроенных чужеземцев, богом грозы и испепеляющей все живое пустыни. Изображался с головой своего священного животного - осла.

Ряд мифов посвящен борьбе Сета с сыном погубленного им Осириса - Гором. В одном из поздних вариантов мифа рассказывается, что Гора и Сета примирил бог земли Геб, поделив между ними власть и сделав Сета царем Верхнего Египта, а Гора - Нижнего. Таким образом объяснялось существование двух исторически сложившихся областей.

Но в большинстве сказаний о Горе и Сете они ведут тяжелую и непримиримую борьбу, окончившуюся полной победой Гора. (Сюжеты см. Осирис и Гор).

Священными животными Сета считались свинья ("отвращение для богов"), антилопа, жираф, а главным был осел. Египтяне представляли его себе человеком с тонким длинным туловищем и ослиной головой. Некоторые мифы приписывали Сету спасение Ра от змея Апопа - Сет пронзил гигантского Апопа, олицетворяющего мрак и зло, гарпуном.

Как олицетворение войны, засухи, смерти, Сет также воплощал и злое начало - как божество беспощадной пустыни, бог чужеземцев: он рубил священные деревья, съел священную кошку богини Баст и т.п. В греческой мифологии Сета отождествляли с Тифоном, змеем с драконовыми головами, и считали сыном Геи и Тартара.

Сет двулик: он бывает и защитником, и разрушителем, и благодетельным, и коварным. Однако его изображения почти всегда одинаковы и не передают всю противоречивость его характера. Сет - очень сложный бог.

Жестокий к близким, защищающий свою власть, как на небесах, так и на земле, Сет был богом, к которому древние египтяне испытывали смешанные чувства. Разумеется, Сет - родич величайших богов пантеона. Но этому богу совершенно справедливо не доверяли из-за его отношений с братом Осирисом (которого он, в конце концов, убил) и племянником Гором (которому он будет завидовать вечно). От Сета не отреклись лишь потому, что именно он защищал Ра во время его ночного путешествия. Дошедшие до нас изображения часто передают именно эту его функцию. Ведь Сет, подобно любому человеку, не может быть только злым!

Изображения бога

Сет чаще всего изображается в виде антропоморфного существа. Его странная голова - это голова мифического животного, наполовину собаки, наполовину тапира. Оба его уха торчат вертикально.

На голове у Сета - тяжелый парик. Фантастические или самые обычные животные заменяют традиционное изображение бога в тех случаях, когда Сет защищает Ра от чудовищного змея Апопа, хаоса в обличье рептилии. И наконец, когда Сет отождествляется с Баалом, сирийско-палестинским божеством гроз и бурь, его изображают с головой, украшенной тиарой с рогами, и с луком и стрелами в руках.

Мифы о Сете

Мифы, рассказывающие о Сете, изображают его амбициозным заговорщиком и манипулятором, или же просто убийцей. Этот бог был не слишком-то добродетелен, однако Ра неустанно защищал его вопреки советам всей своей семьи. Это объясняется очень просто, ведь Сет был спасителем солнца.

Сет появляется в двух знаменитых мифах Древнего Египта: гелиопольском мифе, где он выступает вместе с Ра, и в мифе об Осирисе, где он становится убийцей собственного брата. Коварство, которое не раз демонстрирует этот бог, судебная тяжба, которую он пытается выиграть - вся история Сета делает его необычайно похожим на человека!

Сет-защитник солнечной ладьи

С самого первого дня Ра путешествовал по небу на ладье, которая везла его днем с востока на запад, а ночью - с запада на восток. И, если дневное путешествие проходило беспрепятственно, ночной путь через подземное царство был куда более опасным. Ведь за быстро рассекавшей мрак ладьей из глубокого мрака следил Апоп, змей хаоса. Внезапно это страшное чудовище появлялось из тьмы и преграждало путь солнцу. Змей казался огромным по сравнению с ладьей. Но на носу сидел Сет, который одним стремительным ударом отбрасывал ужасного змея прочь, и тот возвращался на край света. Однако сцена повторялась снова и снова, подобно тому, как день каждый раз сменяется ночью, а ночь сменяется днем. Эта бесконечная борьба символизировала в глазах египтян победу порядка над хаосом. Теперь мы понимаем, почему Ра питал к Сету уважение. И уважение это было столь велико, что бог всех богов поддержал убийцу Осириса даже тогда, когда его дело было заведомо проигрышным!

Притязания Сета

После убийства бога Осириса, царя Египта, Сет, терзаемый неутолимой завистью, обратил всю силу своей ненависти на племянника, Гора. Поскольку Осирис умер и сделался владыкой подземного мира, неизбежно встал вопрос о наследии египетского престола. В те времена боги еще имели политическую власть на земле. Фараон станет их наследником, когда появятся первые люди. История Сета была историей скорее человека, нежели бога, настолько его недостатки напоминали наши собственные.

Сет и Гор: бесконечная борьба!

Гор, сын Осириса, был его наследником: корона Египетского царства принадлежала ему по праву. Но завистник Сет завладел ею силой. Гор, которого поддержала его мать, Исида, созвал суд богов, чтобы любой ценой разрешить этот спор. Ра стал председателем, а Тот выступил в качестве секретаря. Прошло восемьдесят лет, прежде чем дело хоть как-то продвинулось! Боги разделились на сторонников законной власти (то есть Гора) и Ра, для которого Сет был вечным защитником от Апопа! Судебное разбирательство зашло в тупик, требовалось мнение постороннего. И Тот обратился к Нейт, богине города Саис, известной своей мудростью. Ее ответ был однозначен: корона принадлежит Гору. Однако, чтобы Сет не остался в обиде, Нейт посоветовала дать ему в супруги двух богинь, Анат и Астарту. Богам понравилось это решение, однако Ра сомневался. Не слишком ли Гор молод, чтобы достойно править царством? Исида, выведенная из себя бесконечными отсрочками, предложила перенести разбирательство в Гелиополь, где в суде могли бы принять участие Атум и Хепри. Ситуация накалилась! Разъяренный Сет отверг ее предложение и потребовал, чтобы заседания проходили без Исиды. Но богиня была слишком упорна! Она снова пробралась на суд, приняв обличье прекрасной женщины, которая тут же очаровала Сета. Они даже завели беседу. Смущенный такой красотой Сет повел компрометирующие его речи, и в конце концов даже признал законность притязаний Гора! Исида тут же раскрыла себя.

От неожиданности Сет лишился дара речи. Ра осудил неблагоразумие Сета, неосторожно доверившегося незнакомке. Так Гор получил корону Египта из рук самого Ра.

Реванш

Но Сет не желал смириться с решением верховного бога. Он предложил Гору устроить спортивные состязания. Одним из них было состязание в воде: два бога, превратившись в гиппопотамов, должны были одновременно погрузиться под воду, задержав дыхание. Кто продержится дольше, получит Египетское царство! Но Исида, пристально следившая за злоключениями своего сына, помешала соперникам, вызвав в конце концов недовольство обоих! Между тремя божествами завязался яростный спор. Бог солнца Ра, отчаявшийся дождаться примирения, предложил противникам встретиться на пиру. Но, как нетрудно догадаться, празднество продлилось недолго! Спор возобновился с новой силой. Наконец в бесконечную тяжбу вмешался Осирис, до сих пор хранивший молчание, и обвинил судей в бездействии. Будучи повелителем растительности, Осирис пригрозил, что оставит без продовольствия весь Египет! Боги склонились перед его властью и незамедлительно приняли благоприятное для Гора решение.

Однако и Сет не был забыт. Ра приблизил его к себе, и он стал «тем, кто кричит в небеса», чтобы все освобождали дорогу перед богом-создателем!

Каменные лодки

Среди многочисленных состязаний, которые Сет предложил Гору, были... каменные лодки! Странная идея - попытаться спустить на воду судно, высеченное из камня. Пока Сет смаковал свой план, Гор опередил события, изготовив деревянную лодку и покрыв ее похожим на камень гипсом. Победа явно должна была достаться ему. Но Сет не мог смириться с тем, что кто-то оказался хитрее него. Он превратился в гиппопотама и перевернул лодку своего врага!

Культ Сета

Несмотря на все нелестные мифы, Сет был почитаемым богом. И хотя в Древнем Египте ему посвятили немного храмов, в обрядах, которые проводил фараон, всегда находилось для Сета место. Сначала Сет играл значительную роль в религиозной жизни, однако распространение культа Осириса закономерно привело к упадку культа его убийцы.

Личность Сета очень многогранна: благодетель и защитник, он был в то же время коварным богом-разрушителем. Поэтому нет ничего удивительного в том, что ревностнее всех ему поклонялся фараон. Ведь в фараоне, в силу природы его могущества, столько же от Гора, сколько от Сета! Парадокс? Вовсе нет.

Сет, покровитель фараона

Фараоны не остались равнодушны к необузданному и устрашающему нраву Сета. Эти свойства натуры могли быть свойственны и могущественному царю-завоевателю.

К тому же Сет, как и Гор, был защитником первых «пяти имен» правителя. Сети I и сменившие его на троне Рамсесы (XVIII и XIX династии) питали к Сету особое благоговение.

Сет участвовал в церемонии коронации каждого фараона. По случаю этого великого события Сет и Гор совершали обряд сематауи («объединения Обеих Земель»), символизирующий объединение Верхнего и Нижнего Египта. Сета называли даже «владыкой Обеих Земель», хотя на самом деле ему подчинялся скорее один Верхний Египет, потому что Нижний Египет достался Гору. В засушливых и пустынных землях первого и плодородных полях второго заключалась самая суть противоборства Сета с племянником! И подобно тому, как ужасающее, неизведанное и неукротимое море было владением Сета, кормилец- Нил принадлежал его брату, Осирису!

Места культа Сета

В нескольких городах и оазисах существовал настоящий культ Сета. Су, город в оазисе Файюм, и Оксиринх в Верхнем Египте, вели спор о месте рождения бога. Его почитали в обличье рыбы, которую по этой причине не рекомендовалось употреблять в пищу! А в оазисах Каргех и Дахла, на юго-западе страны, жители внимательно выслушивали ответы оракулов Сета. 

Сет, воинственный бог

Сет считался «владыкой армий царя», и боевой крик фараона часто сравнивали со страшным рыком Сета. Правители Нового царства все более стремились к завоеваниям. Но не боевой крик решает исход сражения! Постепенно в Египте была создана настоящая профессиональная армия. Однако развитие постоянной армии не мешало фараону, когда обстоятельства его к тому вынуждали, прибегать к рекрутской повинности. Эти дивизии «призывников» оказывались под покровительством Ра, Амона, Птаха и, разумеется, Сета. Приравнивая его к важнейшим богам пантеона, египтяне подчеркивали значимость «повелителя гроз и бурь».

Знамя с изображением Сета, несомненно, вызывало трепет некоторых врагов... Так что за подчинение чуже-земных народов благодарить следовало этого бога. Но и некоторые вторжения (хеттов, гиксосов и др.) вменялись ему в вину. В такие моменты Сет становился зловредным божеством. Вот почему в истории Египта случались особенно тяжелые периоды!

Благоприятные и неблагоприятные дни и Сет

Египтяне древности не занимались астрологией. Тем не менее, они все же верили в существование благоприятных и неблагоприятных дней, которые отчасти определяют судьбы людей. Эти дни соответствовали самым выдающимся событиям в жизни египетских богов. Сета, разумеется, это поверье тоже коснулось. Так, двадцать седьмой день месяца атир (сентябрь-октябрь) благоприятен, потому что именно в этот день Гор и Сет заключили мир. И наоборот, второй из пяти эпагоменальных дней («лишних» дней в самом конце года) традиционно считался крайне неблагоприятным. Ведь именно тогда Сет родился в муках из бедра своей матери! Египтяне помнили об этом из-за сильного страха, который внушало им подобное событие. В такой день рекомендовалось по возможности ничего не делать, не выходить из дома и ждать лучшего дня, который не замедлит наступить.

Самец-гиппопотам- предмет издевательств врагов Сета

Самка гиппопотама отождествлялась с доброй богиней Таурт, покровительницей беременных женщин и матерей, тогда как на самца была обращена вся ненависть, которую люди могли питать к Сету - именно с ним ассоциировалось это животное. Надо сказать, что эта неприязнь во многом была оправдана, потому что гиппопотамы часто уничтожали драгоценные посевы и иногда даже отваживались нападать на скот, когда тот переходил через реку. Египтяне устраивали на них ритуальную охоту. Первым делом зверя загоняли в Нил, где его начинали преследовать несколько человек в лодке из папируса. В реке гиппопотам чувствовал себя куда увереннее, чем на суше, и быстро скрывался под водой. Но когда ему нужно было вдохнуть, он снова всплывал на поверхность, где его и забивали гарпунами охотники.

Как и Сет, гиппопотам славился необузданным нравом. Он нередко переворачивал надоедавшие ему утлые лодчонки. И тогда горе несчастному охотнику! «Сет» вполне мог им пообедать!

Молитва

«О! Мое сильное дитя, голова твоя подобна короне бога Ра, шея твоя - бога Осириса, лоб твой - богини Сатис, волосы твои - богини Нейт, одно плечо твое - бога Гора, другое - бога Сета...»

Молитва, защищающая ребенка от всех болезней.

Введение

Текст мифа написан на папирусе, находящемся в библиотеке Честер Бити в Дублине (Ирландия) и известном под названием «Папирус Честер Бити №1». Впервые опубликован А. Гардинером (Alan Gardiner) в 1931 г. в Лондоне. Текст занимает часть огромного (длиной 5,02 м.) папируса, содержащего ряд текстов, в том числе сборник прекрасных любовных стихотворений. Папирус написан в Фивах во времена XX династии около 1160 г. до н.э. К этому времени следует отнести литературную обработку мифа.

Самое же ядро мифа – спор Гора с Сетом и обоснование прав их обоих на наследие Осириса — относится к древнейшим временам, еще до объединения Египта, когда происходили межплеменные столкновения. В частности, этого мнения придерживается Гвен Гриффитс (John Gwyn Griffiths). Однако большинство историков видят в мифе уже литературное произведение, а не сакральное, и что оно было создано больше как «увеселительное чтиво». Такого мнения в частности придерживается Антонио Леприно (Antonio Loprieno).

Текст мифа в современной литературной обработке

Деталь фриза из углубления в гробнице фараона Хоремхеба (XVIII династия), показывающая богов Осириса, Анубиса и Гора.

Вырос Гор, стал сильным, храбрым юношей, могущественным богом.

Часто любил он расспрашивать мать об отце, о его жизни и смерти. И вот наступило время исполнить Гору свой сыновний долг - отомстить за отца. Никто не был страшен молодому сильному богу, и он отправился искать своего противника, убийцу отца - коварного Сета. Все любили Гора, и в этой любви была его сила.

Я иду искать Сета, - сказал он матери, - я могуч, потому что все люди любят меня, и сердце мое спокойно. Пусть же трепещет сердце Сета! Я иду искать тебя, злодей, и как только ты будешь найден мною, я убью тебя.

Поднялся Гор вверх по Нилу, дошел до Сиута, и там нашел он Сета. Встретились противники, и начался между ними жестокий бой. Десять дней шла борьба между дядей и племянником, не могли они одолеть друг друга.

Вот уже, кажется, Сет начинает побеждать, слабеет Гор, но Исида своим колдовством вливает в Гора новые силы:

Я говорю тебе, я - твоя мать Исида, ты победи свою слабость!

И с новым ожесточением вступает Гор в поединок. Падает духом Сет, но его помощники демоны поддерживают в нем бодрость.

Вот изловчился Сет, кинул острый камень и попал Гору прямо в глаз. Закачался Гор, и Сет вырвал глаз у юноши. С криком бросился Гор на Сета, нанес ему тяжкие раны и сломал ему бедро. Обессилел Сет от ран и от борьбы, и Гор крепко связал его толстыми веревками (прим. — По другой версии, первый бой с Сетом Гор проиграл. Сет убил его и разрезал на шестьдесят четыре кусочка. Только после того, как бог Тот срастил все части и оживил Гора, ему удалось взять верх над убийцей своего отца) .

Исида позвала бога-врачевателя Тота и с его помощью залечила Гору раны его, и он снова стал видеть, как прежде. Взял Гор свой вырванный глаз, чтобы отдать его отцу; пошел он к Осирису и повел с собой связанного Сета.

Пришел Гор к отцу со своим пленником. Взял он за руку Сета и подошел с ним к неподвижно лежащему Осирису.

Встань! Проснись! Взгляни на твоего сына, посмотри, что он сделал для тебя! Он поразил твоего убийцу, он привел к тебе связанного Сета.

Гор снял сандалию с ноги отца, поставил ее на голову Сета в знак того, что он отдает Сета в подчинение отцу. И задрожал Сет под сандалией брата, страшна была ему власть Осириса.

Потом Гор открыл Осирису рот и положил в него свой вырванный глаз, говоря:

Отец, вот я пришел к тебе! Я Гор, сын твой. Я отдаю тебе свой глаз, в нем твоя душа, твоя сила.

Осирис проглотил глаз и жизнь начала трепетать в нем. Он открыл глаза, вытянул руки, стер песок с лица своего. Потом приподнялся Осирис на левом боку, повернулся на правую сторону и овладел своим телом. Встал Осирис, проснулся, пробудился усопший бог. Ожил он и стал снова могучим и сильным, каким был прежде.

Ликуют все люди, радуются боги. Торжествуют Исида и Нефтида, обнимает Гор любимого отца.

Отдал Осирис свой трон Гору, своему сыну и наследнику, победившему врага его.

И стал Гор царем Египта. Радовалась вся земля. Зло исчезло, и правда утвердилась в стране.

А Осирис удалился в подземное царство и стал царем вечности, судьей над всеми умершими.

Но не сложил Сет своего оружия. Не сумел он погубить Гора в детстве, не одолел он юношу Гора в открытом бою, и задумал Сет обвинить Гора перед богами, сказать, что неправильно занял Гор отцовский престол. Ведь не сыну, а ему, брату, к тому же старшему возрастом, принадлежит наследство, и он, Сет, после Осириса должен править Египтом.

Обратился Сет к богам с просьбой рассудить его с Гором. «Незаконно занял Гор царский трон, - говорил он. - Я должен получить царский сан и править страной после Осириса».

Собрались боги на суд в Золотом Чертоге, чтобы решить спор Сета и Г ора. Пришли оба противника в зал суда и сели перед владыкой всего мира, перед богом Ра. Здесь же находились бог мудрости Тот, бог воздуха Шу, богиня влаги Тефнут и другие - вся Великая Девятка собралась, чтобы рассудить спор богов.

Владыка, - промолвил Тот, - мы должны решить, кто будет царем Севера и Юга.

Справедливость - великая сила! - произнес Шу. - Сотвори же справедливость, великий Ра! Отдай достойному жезл и корону фараона.

Юный Гор, еще совсем ребенок в сравнении с Сетом, смело обратился к богам и потребовал отдать ему наследство после отца - право быть царем Египта.

Это миллион раз истинно! - сказал Тот судьям. И решили боги, что Гор, верный сын, отомстивший за смерть отца и отдавший ему свой глаз, должен стать царем, и хотели одеть боги корону на голову Гора.

Обрадовалась Исида приговору богов и радостно воскликнула:

Северный ветер, лети на Запад и обрадуй сердце Осириса - да будет он жив, невредим, здрав!

Однако ее радость была преждевременна - поднялся вдруг солнечный бог Ра и произнес:

Почему это вы судите и выносите приговор, не спросив, что думаю я? Власть надо отдать Сету. Гор слишком молод, чтобы быть царем. Неверно отдавать царство сыну умершего царя, когда жив еще брат покойного.

Обрадовался Сет. Он даже не пытался скрыть свое торжество и начал восхвалять себя:

Я Сет - могучий, самый сильный среди богов. Каждый день я убиваю врагов Ра. Никто из богов не сможет сделать этого. И я возьму трон Осириса!

Но тут выступил Гор с гневной речью:

Нехорошо так поступать со мною. Нельзя отнимать у сына корону и царство отца!

Начался спор между богами. Одни боги считали, что надо сделать Сета царем, другие находили, что Гор прав. В волнении стояла Исида, ожидая решения суда, а Сет, чувствуя, что боги готовы уступить Гору, в злобе стал угрожать им:

Вот схвачу я свою тяжелую палицу и буду убивать каждый день по одному богу. Власть - это удел сильных! Чем сильнее царь, тем могущественней страна.

Нет! - возразил бог мудрости Тот. - Часто сила служит беззаконию. Перед судом прав не тот, кто сильней, а тот, на чьей стороне справедливость. А по справедливости, как издавна установлено в мире, имущество отца всегда наследует сын. Гор должен унаследовать трон Осириса, титул и корону царя.

Тогда решили боги устроить состязание между Гором и Сетом, пусть победителю достанется царство Осириса.

Но Сет боялся, что Исида своим колдовством поможет Гору, поэтому было решено переправится обоим противникам и девятерым богам на уединенный остров Срединный, и там решать спор. Анти - лодочнику на переправе - был дан строгий приказ не перевозить на остров ни одной женщины, похожей на Исиду.

Боги переправились на остров. Распря и спор всех утомили, поэтому они решили отдохнуть и устроили пир в пальмовой роще.

Но Исида перехитрила Сета и всех богов. Она обратилась в старуху и подошла, согнувшись, к перевозчику Анти, когда он сидел в своей лодке.

Доставь меня на остров Срединный, - попросила она, - я везу еду юноше пастуху; он караулит там стадо, и вот уже пять дней, как он голодает! (прим. — Здесь игра слов. Стадо по-древнеегипетски произносится как «иаут», и это слово означает одновременно «сан-титул». Поэтому Исиду нельзя обвинить во лжи, так как перед Анти она утверждает, что хочет проехать на остров, чтобы помочь юноше, защищающему свой сан)

Отказался Анти выполнить ее просьбу.

Велено мне: не перевози никакой женщины, похожей на Исиду.

То, что тебе велели, относится к Исиде. А я - старуха, разве похожа я на нее?

Ты права, - сказал лодочник, глядя на старую женщину. - А что ты дашь, если я перевезу тебя?

Возьми этот хлеб!

Вот еще, что мне в твоем хлебе? Стану я нарушать приказ ради него. Ведь мне сказано «не перевози никакой женщины»

Тогда Исида сняла золотое кольцо с пальца и протянула его перевозчику:

Вот возьми мое кольцо, оно золотое.

Жадно посмотрел Анти на золото и взял кольцо. После этого он усадил Исиду в лодку и перевез на остров.

И когда она, выйдя из лодки, шла по острову, увидела она издали пирующих богов и сидящего вместе с ними Сета. И вот захмелели боги. Тогда Исида произнесла заклинание и превратилась в молодую девушку, прекраснее которой не было на свете. В таком виде она приблизилась к богам.

Сет взглянул на нее со своего места и сразу же влюбился в нее, так она была прекрасна. Он встал из-за стола и пошел ей навстречу. Потом спрятался за дерево и подождал, когда она пройдет мимо. Когда Исида поравнялась с ним, он тихонько окликнул ее:

Я тут стою, прекрасная девушка!

Но девушка-Исида отшатнулась от него:

Не зови меня, великий господин! Я была женою пастуха, и у нас родился сын. Муж мой умер, и сын взял скот своего отца. Но вот пришел чужой человек, вошел в мой дом, прогнал сына и отнял у него скот. Я прошу тебя, вступись за моего сына, верни ему наследство.

Сет возмутился:

Неужели будет отдан скот чужому человеку, когда остался сын хозяина? Злодея, захватившего скот силой, (прим. — Сет, в свою очередь, не замечает двусмысленности фразы: он имеет в виду «скот», а получается, что вслух он произносит «сан») надо побить палкой и прогнать.

Тогда Исида превратилась в коршуна, взлетела на верхушку акации и сказала оттуда Сету:

Оплакивай себя! Твои собственные уста сказали, и твой разум осудил тебя!

Заплакал от злости Сет и пошел к великому Ра - жаловаться на Исиду, как она, приняв образ красавицы, коварно обманула его.

Что же ты ответил Исиде? - спросил Ра.

Я сказал ей - пусть чужого человека побьют палкой, прогонят его, а сына поставят на место отца.

Что же теперь делать, - вздохнул Ра, - ведь ты сам осудил себя!

Потом Ра велел привести перевозчика Анти и строго наказать его палочными ударами по подошвам за то, что он нарушил повеление богов и перевез на остров Исиду. С тех пор Анти проклял золото, на которое он польстился. Поэтому в городах и селениях Египта, где поклоняются Анти, на золото наложен запрет.

Но и тут не успокоился Сет. Он подошел к Гору и сказал ему:

Неужели ты боишься состязаться со мной? Давай превратимся в двух гиппопотамов и нырнем в глубину Великой Зелени. Кто вынырнет до истечения трех месяцев с этого дня, тот не получит сана.

И стали состязаться Сет и Гор. Обернулись они оба гиппопотамами и бросились в море. Но и тут Гор одолел Сета. Сет не выдержал трех месяцев под водой. Вынырнул он из воды и спрятался в тростнике от взоров подальше. По истечении трех месяцев вынырнул Гор и ненадолго прилег отдохнуть под тенистым деревом.

Увидел Сет, что Гор обессиленный отдыхает под деревом, тихо подкрался к спящему и вырвал ему оба глаза из глазниц. Вырванные глаза он закопал на горе. Глаза Гора в земле обернулись луковицами и проросли потом цветами лотоса.

Сет затем пришел к Ра и сказал:

Я вынырнул из моря и не нашел нигде Гора. Он не выдержал испытания и где-то прячется на берегу.

Тогда богиня Хатхор пошла на поиски, и нашла она под деревом ослепленного Гора. Хатхор поймала газель, подоила ее, и, велев Гору открыть незрячие глаза, влила в них свежее молоко, и зрение вернулось Гору, снова стал он здоровым.

Тогда Хатхор привела его к Ра и сказала:

Вот я привела к тебе Гора. Сет ослепил его, но я вернула ему зрение!

Разгневался Ра на Сета и повелел прекратить вражду.

И крикнул Сет:

Не будет сана царя Гору, пока ему не прикажут состязаться со мной. Мы построим каменные ладьи и оба поплывем наперегонки. Тому, кто одолеет соперника, будет дан сан Владыки, - да будет он жив, невредим и здрав!

Я согласен, - отвечал Гор. - Но это состязание будет последним!

Состязание было назначено на следующий день. Сет пошел в горы, отколол дубиной вершину скалы и вытесал из нее громадную ладью. Была она 138 локтей длины (прим. — Локоть - древнеегипетская мера длины, около 52,3 см.) .

А сын Исиды построил себе ладью из кедрового дерева и обмазал ее сверху гипсом. С виду его лодка тоже казалась сделанной из камня.
Наступил день состязания. Соперники уселись каждый в свою лодку и по команде взмахнули веслами. Лодка Гора легко заскользила по воде. Ладья же глупого Сета, едва отчалив от берега, сразу же с бульканьем ушла под воду.

Разъярился Сет, превратился он в гиппопотама и бросился за лодкой Гора.

Я убью тебя! - хрипел он. - Никогда, никогда не быть тебе царем! Я переверну твою лодку и утоплю тебя!

Боги, наблюдавшие за состязанием с берега, переполошились. Один только Гор не проявлял ни малейших признаков волнения. С невозмутимым лицом он стоял в ладье и поджидал подплывающего Сета. И вот Гор поднял руку, и все увидели у него в руке блестящий медный гарпун.

В ужас пришел гиппопотам-Сет, и глаза его округлились от страха.

Пощади меня. Гор!- закричал он.- Великий Ра, спаси меня! Я проиграл состязание, я сдаюсь и больше никогда не буду оспаривать у Гора власть!

Но никто на берегу не двинулся с места. Все смотрели на Ра, что скажет он.

Пощади его, не бросай гарпун, - сказал Ра. - Пощади своего соперника, Гор. Ты - царь Египта! Ликуйте же, боги! - добавил он. - Ликуйте и падите ниц перед новым властелином!

Признал Сет свое поражение и сказал:

Ты, могучий Гор, достоин быть царем Обеих Земель!

Связал Гор Сета веревками и привел к матери своей Исиде.

Вот, Исида, враг твой. Исполнилось предсказание, я победил Сета и отомстил за смерть отца. Скажи слово, и я убью его.

Исида посмотрела на связанного Сета, и стало ей его жалко, ведь он ее брат. Не велела Исида убивать Сета и отпустила его с миром.

Узнал об этом Гор и рассердился на Исиду. Возмущенный, он схватил мать и сорвал с ее головы царский венец - недостойна быть царицей та, кто дает пощаду своим врагам. Однако Тот надел на нее вместо венца корону в виде коровьих рогов. С тех пор Исиду часто изображают в головном уборе с коровьими рогами, между которыми Солнечный диск.

Надели на Гора царскую корону и сказали ему боги:

Ты - великий царь Египта, царь всей земли!

Так Гор одержал окончательную победу в споре и получил трон отца своего Осириса.

Обрадовался Ра, что окончилась тяжба. Сета, чтобы утешить его, взял Ра к себе, посадил рядом и велел ему грохотать с небес, чтобы люди боялись и поклонялись могуществу богов, обитающих на небе.

Все боги были рады, земля ликовала, когда увидели они юного Гора, сына Осириса, царем Египта.

Сын Исиды был последним из богов, царствовавших на земле. Процарствовав много лет, он вознесся на небо, присоединился к свите Ра в его Небесной Ладье и вместе с другими богами стал защищать солнце от демонов и гигантского змея Апопа.

С уходом Гора на небо кончился золотой век. Земная власть перешла к фараонам. И с тех пор каждый фараон Та-Кемет считался «земным воплощением Гора».

Он изображается человеком с головой загадочного животного. Этот «зверь Сета» имеет суженную морду, стоящие, но укороченные, как бы «обрезанные» уши. Некоторые учёные считают данный образ плодом фантастического воображения египтян. Другие стараются угадать в нём одного из действительных представителей африканской фауны. «Зверя Сета» в разное время связывали с африканской лисицей фенеком, окапи, тапиром или (самая вероятная гипотеза) – с трубкозубом.

В мифах Сет олицетворяет собой хаос, беспорядок и потрясения. Эти его качества подчёркивались и древнеегипетской иероглификой, где знак «зверя Сета» входил в написание слов «буря», «болезнь», «жестокость», «ярость», «деспотия» и т. п.

Трубкозуб – «животное Сета»?

Сет более всего известен как герой мифа об Осирисе . Согласно этой легенде, Осирис и Сет были богами-братьями, сыновьями богини неба Нут и бога земли Геба . Осирис стал царствовать в Египте. Он прославил своё правление многими благодеяниями, распространением знаний и цивилизации. Завидовавший брату Сет коварным образом склонил его лечь в роскошный ящик и погубил, бросив в Нил. Однако жена Осириса, Исида , разыскала тело мужа и посредством магических заклинаний сумела зачать от мертвеца сына, Хора (Гора). Родив младенца, Исида должна была скрываться с ним в папирусе нильских болот, ибо Сет хотел убить и наследника своей жертвы. Хор счастливо избежал страшных опасностей, а когда вырос – вступил с Сетом в долгую и жестокую битву. В этом бою Сет вырвал у Хора глаз, превратившийся в магический амулет уаджет , а Хор кастрировал Сета и наконец одержал победу над ним. Он низверг Сета с египетского престола, который тот захватил после убийства Осириса, и заставил его удалиться с плодородных земель вокруг Нила в окружающую пустыню. Сет остался властвовать над этими чуждыми, враждебными Египту территориями. Его кастрация Хором объясняла бесплодие этих земель, лишённых живой растительности.

Исида и младенец Хор прячутся от Сета в болотном папирусе

Существует целый ряд объяснений мифа о схватке Хора и Сета. По некоторым предположениями в этом сказании отразились события политического объединения Египта на рубеже IV-III тысячелетий до н. э. В эту эпоху друг с другом боролись две части страны – южная (Верхний Египет) и северная (Нижний Египет, вокруг нильской Дельты). Результатом, однако, стало завоевание Югом Севера – и это противоречит смыслу мифа, где Хор, напротив, олицетворял собой Север, а Сет – Юг.

Согласно другому толкованию, миф был связан с ещё более древними историческими происшествиями – объединением одного только Юга Египта, ранее раздробленного на ряд княжеств (номов). Хронологически оно предшествовало завоеванию Югом Севера. По этой гипотезе, бог Хор почитался в верхнеегипетском городе Нехен, а Сет – в находившейся ниже по Нилу Нагаде. В борьбе за гегемонию над Югом Египта Нехен покорил Нагаду, что и было выражено в легендарном сказании.

Исследователи отмечают, что в представлении древних египтян Хор и Сет выступали вечными соперниками – но и неразделимыми до взаимообусловенности. Их невозможно было мыслить друг без друга, они как бы представляли собой две стороны одной сущности – царской власти. В образе Хора воплощались её созидательные, упорядочивающие, милостивые стороны, а в Сете – разрушительные, суровые, карающие. Противоположность этих двух богов воскрешает в памяти рассуждения Ф. Ницще об аполлонийском и дионисийском началах как двух первоосновах жизни.

Образ Сета был демонизирован лишь в конце истории Древнего Египта, тогда как в начале её этот культ этого бога нёс в себе немало положительного. Сохранились сказания о том, как благодаря своей отчаянной храбрости Сет защищал небесную барку солнечного бога Ра от нападений злого змея Апопа . Египтяне, видимо, полагали, что без разрушения и насилия невозможно и само созидание, невозможна ни государственность, ни миропорядок вообще.

Вероятно, в древнейшей египетской мифологии Сет и Хор представлялись противоположными, но равно необходимыми началами, чей постоянный конфликт и создаёт вселенское равновесие. Если считать Сета чисто отрицательным божеством, то невозможно объяснить, почему его культ сохранялся в Египте много веков и пользовался большим почитанием. Есть туманные сведения о том, что в первое время после создания единой египетской монархии (начало III тысячелетия до Р. Х.) Сет продолжал оспаривать у Хора ранг главного государственного бога. При I-й династии фараонов поклонение Хору преобладало, однако один из представителей II-й династии, Перибсен, в своей царской титулатуре поставил Сета на первое место. Эта религиозная борьба окончилась при фараоне Хасехемуи, который включил в свой титул Хора и Сета одновременно – видимо, в качестве какого-то вероисповедного компромисса.

Сет

Сет (Сетх, Сутех, Сута, Сети) — в древнеегипетской мифологии бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти. Первоначально почитался как «защитник солнца- », покровитель царской власти, его имя входило в титулы и имена ряда фараонов. Позже был демонизирован, стал антагонистом в дуалистичной борьбе и Сета, персонификацией мирового зла, сатаной. Также Хор и Сет могут сливаться в единое двухголовое божество Херуифи. Был покровителем далеких стран и чужеземцев.

В период Древнего царства Сет наряду с Гором считался богом — покровителем царской власти, что отражено в «Текстах пирамид» и в титулах фараонов II династии (сочетание имён Сета и Гора означает «царь»). При гиксосах Сет был отождествлён с их богом Ваалом, местом его культа как главного бога стала столица Египта Аварис. В начале периода Нового царства имена «Сети» встречаются ещё достаточно часто; эти имена носили фараоны XIX династии: Сети, Сетнахт; Сету давался эпитет «могучий». В договоре Рамсеса II с хеттами Сет упоминается наряду с хеттскими богами.

Планета Меркурий считалась небесным образом Сета — «Сет в вечерних сумерках, Бог в утренних сумерках». Цвет Сета — рыже-красный, подвластная сторона света — юг.

Предметы с изображением животного, символизирующего Сета, появились в Додинастический период, в эпоху Негада 1 (3800-3600 гг. до н. э.). Они были найдены в районе Накады. В те времена Сет был божеством металлов и покровителем Верхнего Египта, и в его характере ещё не проявлялись негативные черты. В эпоху до объединения Египта фараоном Нармером за власть боролись сторонники Сета и Гора. Победа досталась Гору, и его имя стало составной частью титалатуры монарха; когда Гор и Сет изображаются вместе, то Гор непременно стоит впереди Сета.

Культ Сета процветал в Омбосе (вблизи Накада), Ком-Омбосе, Гипселе, оазисах Дахла и Харга, а особенно в северо-восточной Дельте Нила. В оазисе Дахла вплоть до XXII династии существовал оракул Сета. Хотя уже во времена 26 династии стал явным олицетворением зла.

Сет был младшим сыном богини неба и бога земли . Являлся братом , и , для последней он так же был мужем. Согласно Гелиопольской космогонии, Сет родился, выскочив из бока матери-Нут. День его рождения — третий предновогодний — считался несчастливым для всего Египта, в этот день старались не делать практически никаких важных дел.

Изображение

Сет изображается, как правило, с длинными ушами, красной гривой и красными глазами (цвет смерти, то есть пустынного песка, хотя изображение его можно встретить и совсем иное).

Существуют изображения в виде различных животных: крокодила (рельеф юго-западного зала храма в Дендере), самца гиппопотама (папирус Жумиляк), змея (рельеф в храме Рамсеса II в Асуане), а также в сборном облике: гиппопотам в шкуре крокодила (фреска на стене гробницы Ментухотепа). Но нет точных подтверждений, что это именно Сет.

Известен миф о Сете, плюнувшем в глаза Хору, приняв облик чёрной свиньи. Из-за этого свиньи считались нечистыми (несмотря на то, что в глубокой древности встречались изображения Нут в виде свиньи с поросятами-звёздами).

Изображения Сета достаточно зооморфны, нет единого мнения по поводу того, какое же животное было отображением Сета.

Сет и Гор

По легенде Сет, позавидовав своему брату , убил его, а тело сбросил в Нил и законно занял его трон. Но сын Осириса Гор, долгие годы скрывавшийся, хотел отомстить Сету и занять свой трон. Восемьдесят лет бились Гор и Сет. Во время одного из сражений Сет вырвал у Гора его око, ставшее затем великим амулетом уджат; Гор же кастрировал Сета, лишив его основной части его сущности. По одной из легенд отрезанная в битве передняя нога Сета была заброшена в северную часть неба, где боги приковали её золотыми цепями к извечным опорам небес и поставили охранять её грозного гиппопотама — Исиду Хесамут. Согласно мифу, после того, как Гор выиграл спор у Сета, он основал город Эдфу, где расположен храм, построенный в его честь. Стены храма украшены рельефами времён правления фараона Цезариона, представляющими собой борьбу двух божеств.

С концом Древнего царства его культ постепенно демонизировался из великого защитника Ра в злое могущественное божество, не утратившее при этом своих первоначальных функций («Тяжба Хора и Сета»). После такой трансформации Сет отнюдь не воспринимался египтянами как нечто злое и враждебное (например как змей или крокодил Мага). Несмотря на проигранный спор и многочисленные преступления, в том числе убийство Осириса, Сет остаётся повелителем южных областей Египта, повелителем подвластной ему силы — плохой погоды и песчаных бурь. Особенно почитался он Рамсессидами как владыка воинской доблести и смелости. Основная функция Сета состояла в том, чтобы сражаться в одиночку со змеем Апопом, защищая Солнечную ладью (папирус Жумиляк). Однако начиная с 3-го переходного периода, особенно в эпоху Птолемеев, когда культ Хора был вознесён особо высоко, Сет превращается сугубо в символ зла и становится ненавистным злодеем, источником вселенского зла.



Статьи по теме