Британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки Sea Harrier FA Mk.2. "Харриер" - самолёт вертикального взлёта и посадки: характеристики, годы эксплуатации Вооружение и оборудование

    British Aerospace Sea Harrier - Sea Harrier Dos Sea Harrier FRS.Mk 1 aproximándose a la cubierta del USS Dwight D. Eisenhower (CVN 69). Tipo Cazabombardero V/STOL Fabrica … Wikipedia Español

    FA2 Назначение: истребитель бомбардировщик Принят на вооружение: 1980 год … Википедия

    British Aerospace Harrier II - Harrier II (GR.5, GR.7 y GR.9) Un Harrier GR.9 durante una patrulla de combate sobre Afganistán en diciembre de 2008. Tipo Cazabombardero V/STOL … Wikipedia Español

    British Aerospace - (BAe) war ein britischer Rüstungs und Luftfahrtkonzern mit Sitz in Farnborough. Inhaltsverzeichnis 1 Geschichte 2 Fusion 3 Produkte (Auswahl) 4 Webli … Deutsch Wikipedia

    British Aerospace 125 - BAe 125/Dominie Hawker 1000 A Dominie navigation trainer of the Royal Air Force Role Mid size … Wikipedia

    British Aerospace - Infobox Defunct Company company name = British Aerospace plc company fate = Merged with Marconi Electronic Systems foundation = 29 April, 1977 defunct = 30 November, 1999 subsid = Rover Group (1988 1994) location = Farnborough, England, UK… … Wikipedia

    British Aerospace industry - General statistics: According to the SBAC (Society of British Aerospace Companies) the UK aerospace industry is the largest in Europe and the second largest in the world . It encompasses many British… … Wikipedia

    British Aerospace 146 - BAe 146 / Avro RJ Buzz BAe 146 300 Role Airliner First flight … Wikipedia

    Эта статья о несуществующей ныне компании British Aerospace. О её преемнике см. BAE Systems. British Aerospace plc Тип публичная компания Год основания 1977 Упразднена … Википедия

    BAE Sea Harrier - Infobox Aircraft name= Sea Harrier caption= A Sea Harrier FA2 of 801 NAS in flight at the Royal International Air Tattoo. type= V/STOL attack aircraft national origin = United Kingdom manufacturers= Hawker Siddeley British Aerospace BAE Systems… … Wikipedia

Британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлета и посадки British Aerospace «Sea Harrier» создан на основе самолета «Harrier» сухопутного базирования. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1980-2006 годах.
В целях повышения боевого потенциала самолета «Sea Harrier» специалисты «British Aerospace» внесли ряд изменений в конструкцию машины - в результате появился Sea Harrier FA Mk.2, один из лучших истребителей корабельного базирования.


В январе 1985 года фирма «British Aerospace» получила контракт на модернизацию Sea Harrier, в рамках которого намечалось переоборудовать два самолета Sea Harrier FRS Mk.1 по стандарту FRS Mk.2 (затем FA Mk.2). Изначально в 1984 году было объявлено, что Министерство обороны намерено выдать 200 млн. фунтов стерлингов компаниям «ВАе» и «Ferranti» на модернизацию всего парка Sea Harrier, но уже в 1985 году количество модернизируемых машин было сокращено до 30.

Самолет FA Mk.2 внешне отличается от FRS Mk.1 менее заостренным носовым обтекателем антенны, более длинной задней частью фюзеляжа, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.
Модернизация предусматривала установку импульсно-доплеровской РЛС Blue Vixen, объединенной системы распределения тактической информации, усовершенствованной системы предупреждения о радиолокационном облучении и обеспечение возможности применения УР AIM-120 AMRAAM. Вначале «ВАе» предлагала также обеспечить возможность подвески УР Sidewinder на законцовках крыла, но затем это и ряд других усовершенствований были исключены из проекта, но аэродинамический гребень и увеличенные предкрылки оставили.
Первый из переоборудованных самолетов (ZA195) поднялся в воздух 19 сентября 1988 года, а 8 марта 1989 года за ним последовала вторая машина (XZ439). На самолете оборудовали дополнительный отсек для БРЭО и перепроектировали носовую часть - из-за установки РЛС Blue Vixen носовой обтекатель стал менее заостренным, но в целом новый FА Mk.2 оказался на 0,61 м короче предшественника - за счет того, что убрали носовую штангу ПВД.

Размах крыла остался прежним, но подкрыльевые узлы подвески переделали - на модернизированной машине можно было теперь подвешивать пару 864-литровых ПТБ, а также по одной УР Hughes AIM-120 AMRAAM (или ВАе ALARM) на внешних пилонах. Всего на самолет были установлены пять систем подвески вооружения, реализованных на основе многоцелевых авиационных пусковых установок LAU-106A и LAU-7. При выполнении ударных миссий самолет может нести ПКР Sea Eagle (дальность - более 50 миль, скорость – 0,3 км в секунду) и противорадарными ракетами ALARM.


Электронное оборудование включает систему оповещения о РЛ облучении Sky Guardian 200 от Marconi Electronic Systems, системой постановки помех - AN/ALE-40 , систему коммуникации- AD120 VHF Marconi Electronic Systems и AN/ARC-164, систему опознавания «свой-чужой»AN/APX-100 MK12 или PTR 446 IFF, систему тактической авианавигации AD 2770 Tacan Marconi Electronic Systems и MADGE Microwave Airborne Digital Guidance Equipment от Thomson Thorn. Для наблюдения используется камера F.95 установленная в носовой части.

В состав приборного оборудования кабины FA Mk.2 включили новые многофункциональные дисплеи на электронно-лучевых трубках, а органы управления самолетом скомпонованы по принципу HOTAS, что позволяет пилотировать самолет, не снимая рук с ручки управления и РУД. FA Mk.2 получил более мощные двигатели Pegasus Mk 106 - так называемый, «оморяченный» вариант двигателя Mk 105, установленного на AV-8B, без применения магния в его конструкции.
7 декабря 1988 года был выдан контракт на переоборудование 31 самолета FRS Mk.1 по стандарту Мк.2, а 6 марта 1990 года был выдан контракт на постройку 10 новых FA Mk.2.
В январе 1994 года был подписан новый контракт на 18 новых FA Mk 2 и переоборудование еще пяти FRS Mk.1. Переоборудование самолетов выполнялось в Дансфолде и Броу - окончательная сборка модернизированных машин выполнялась в Дансфолде.

Морские испытания модернизированного истребителя проводились на борту авианосца «Арк Ройял» в ноябре 1990 года и подтвердили все расчетные данные и возможность безопасного взлета с носового трамплина с углом схода 12 градусов. В испытаниях участвовали два предсерийных самолета, но РЛС имелась только на одном из них.
Для более эффективной подготовки летчиков был создан двухместный вариант T Mk 8N - в 1996 году четыре такие машины поступили на смену Harrier T Mk 4N. Машина имела почти полный набор БРЭО варианта FA Mk.2, за исключением РЛС.
Основной управляемой ракетой класса «воздух-воздух» для Sea Harrier FA Mk.2 стала the Hughes AIM-120, а новая РЛС Blue Vixen (модель «А») проходила испытания на самолетах ВАС 1 - 11 и ВАе 125 до августа 1988 года.


Еще один ВАе 125 был оборудован полным комплектом приборного оборудования самолета FA Mk.2 - устанавливался на правом месте, а в 1989 году на нем установили для испытаний РЛС Blue Vixen (модель «В»). В ходе испытаний УР AIM-120 были выполнены 10 пусков, в качестве целей использовались беспилотные мишени MQM-107 и QF-106. Испытания едва не были сорваны, когда 5 января 1994 года во время аварии был потерян один из двух оснащенных новой РЛС самолетов.
В июне 1993 года в Боскомб-Дауне сформировали первое, опытное, подразделение, а на базе 899-й эскадрильи авиации ВМС создали группу для проведения оценочных испытаний Sea Harrier FA Mk.2 - четыре ее самолета совершили поход на борту авианосца «Инвинсибл» в 1994 году. В январе 1995 года 801-я эскадрилья ушла на авианосце «Илластриес» на первую полноценную боевую службу. Самолеты поступили также в 800-ю эскадрилью, принявшую затем участие в операции против Югославии.
В целом было признано, что самолет хорошо зарекомендовал себя во время операций «Deny Flight» и «Allied Force», но одна машина была потеряна от огня с земли 16 апреля 1994 года. Пилот спасся.

Летно-технические характеристики Sea Harrier FA Mk.2:
Экипаж: 1 (пилот);
Длина, м: 14,17;
Размах крыла, м: 7,7;
Высота, м: 3,71;
Площадь крыла, м2: 18,68;
Масса пустого, кг: 6097;
Масса снаряженного, кг: 6374 (без боевой нагрузки);
Нормальная взлетная масса, кг: при вертикальном взлете – 8620, при взлете с разбегом – 10210;
Максимальная взлетная масса, кг: 11880;
Масса топлива во внутренних баках, кг: 2295 (+ 2404 кг в ПТБ);
Силовая установка: 1 х ТРДД Rolls-Royce Pegasus Mk.104;
Тяга, кН: 1 х 95,6 (9750 кгс);
Максимальная скорость, км/ч: 1190;
Боевой радиус, км: при вертикальном взлете – 135, при взлете с разбегом - 795 (при взлетной массе 9700 кг);
Продолжительность патрулирования, мин: при вертикальном взлете – 24, при взлете с разбегом – 94;
Практический потолок, м: 15300;
Вооружение: 2 х 30-мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол (съемные)
Управляемые ракеты: ракеты «воздух-воздух» - AIM-9, AIM-120 (FRS.2), R550 Magic (FRS.51); ракеты «воздух-поверхность» - ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle; ракеты - 4 х 18 х 68-мм неуправляемые ракеты SNEB

Командование Корпуса морской пехоты США переосмысливает свою потребность в самолетах вертикального взлета и посадки Harrier и самолётах F-35B . Этому есть несколько причин. Во-первых, их стоимость. Замена Harrier и F-35B обойдется в более чем 100 миллионов долларов за каждый.

Более того, самолеты вертикального взлета, как правило, имеют более высокий уровень аварийности, чем обычные самолеты, что увеличивает стоимость их содержания. Эти самолеты больше не используются с передовых аэродромов, потому что подвоз топлива и других материалов здесь гораздо сложнее и дороже, а наличие «умных» бомб избавляет от необходимости размещать истребители-бомбардировщики так близко к линии фронта.

По сути, «умные» бомбы, особенно наводимые по GPS, нивелировали большую часть преимуществ самолетов с вертикальным взлетом. Современные боевые самолеты должны иметь сейчас большую продолжительность полета (которого самолетам с вертикальным взлетом не хватает), чтобы оставаться как можно дольше над полем боя пока там необходимы «умные» бомбы. Более дешевые самолеты, такие как F-18E могут выполнить эти задачи дешевле и эффективнее.

Главной проблемой являются затраты и объявление о значительном сокращении оборонного бюджета США. В результате чего морские пехотинцы не могут себе позволить купить новые , а также модернизировать свой стареющий вертолетный флот. Кроме того, поставка F-35B откладывалась несколько раз, и морским пехотинцам пришлось предпринять крайние меры для поддержания в боеготовом состоянии флота своих Harrier.

Например, три месяца назад морская пехота закупила все британские истребители Harrier, запасные части к ним и вспомогательное оборудование. Американские морские пехотинцы в настоящее время являются крупнейшим эксплуатантом самолетов Harrier, в эксплуатации находятся 140 AV-8B и уже ведутся разговоры об их скором списании.

Самолеты Harrier имеют самый высокий уровень аварийности среди нынешних истребителей. Это происходит в значительной степени из-за его возможности вертикального взлета, что приближает уровень его аварийности к вертолетному. В результате аварий за 32 года эксплуатации корпус морской пехоты США потерял треть из своих 397 «Харриеров» . Это примерно в три раза больше, чем F-18C.

Более того, уровень аварийности боевых самолетов снижается на протяжении последнего столетия. Нынешний уровень аварийности Harrier аналогичен тому, который был у многих самолетов в 1970-х годах. Пилоты Harrier просто приняли тот факт, что поскольку самолет может летать по-вертолетному, то и уровень его небоевых потерь соответствующий.

Самолет Harrier является первым в мировой практике авиастроения серийным боевым самолетом, способным совершать вертикальный или укороченный взлет и посадку. Созданию Харриера предшествовали длительные испытания созданного фирмой Hawker Siddeley самолета вертикального взлета и посадки Р-1127 "Кестрел", опытный образец которого совершил свой первый полет 24 ноября 1960 г. Серийное производство истребителей Harrier было начато в 1967 году, а в 1969 году была сформирована первая боевая эскадрилья (12 машин), вошедшая в состав ВВС Великобритании.

Особенностью самолета является его силовая установка, состоящая из одного турбореактивного двухконтурного двигателя с изменяемым направлением вектора тяги. Изменение направления вектора тяги осуществляется двумя парами поворотных сопел, расположенных по бокам фюзеляжа. Они поворачиваются синхронно на 98,5╟, позволяя использовать тягу двигателя для вертикального взлета и посадки. Боковые воздухозаборники имеют створки, которые открываются внутрь канала на режимах вертикального взлета и полета с малой скоростью и обеспечивают увеличение расхода воздуха. Имеется система отбора воздуха к соплам реактивного управления. Для вертикального взлета двигатель разгоняется до взлетного числа оборотов, самолет при этом сдерживается тормозами, сопла двигателя направлены назад. Затем они поворачиваются полностью вниз, и самолет отрывается от земли. Взлет с небольшим разбегом осуществляется при установке сопел в некоторое промежуточное положение. Посадку можно осуществлять вертикально, с малым или обычным пробегом.

Самолет имеет выполненный в основном из алюминиевых сплавов фюзеляж, в передней части которого Находится герметизированная кабина пилота, оборудованная катапультируемым креслом. Двигатель и топливный баки расположены в средней части фюзеляжа, а реактивные сопла продольного и путевого управления - в хвостовой (в обтекателе). Шасси велосипедной схемы в полете убираются внутрь фюзеляжа, а поддерживающие стойки на концах крыльев поворачиваются назад.

Основой радиоэлектронного оборудования британских самолетов Harrier является инерциальная прицельно-навигационная система FE541 фирмы "Ферранти", обеспечивающая автономный выход самолета к цели, прицеливание, бомбометание, пуск ракет и стрельбу из пушек. Кроме того, самолеты оснащаются KB и УКВ радиостанциями, аппаратурой ближней навигации "ТАКАН" и радиолокационного опознавания.

В состав вооружения самолета входят две подвесные пушечные установки с 30-мм пушками "Аден", размещаемые под фюзеляжем. Кроме того, имеются пять узлов для подвески разнообразного вооружения и топливных баков общим весом 2300 кг.

Mодификации самолета:

Harrier GR.Mk I, 1A и 3 - одноместный штурмовик и разведчик.

Harrier T.Mk 2, 2А, 4, 4А и 4RN - двухместные всепогодные и учебно-тренировочные самолеты с более длинным фюзеляжем.

Harrier Мк 50 - модификация для корпуса морской пехоты США, конструктивно аналогична GR.Mk 1.

Harrier Mk 54 - двухместная модификация с другим двигателем.

Sea Harrier FRS.1 - морской вариант для использования в качестве истребителя, штурмовика и разведчика.

Sea Harrier PRS.2 - модернизированный на основании опыта боев на Фолклендских (Мальвинских) островах вариант самолета Sea Harrier FRS.1.

Harrier GR.Mk 5 - тактический истребитель для ВВС Великобритании, созданный совместно фирмами "Бритиш аэроспейс" и "Макдоннел Дуглас".

Harrier GR.Mk 7 - дальнейшее развитие Harrier GR.Mk 5, самолет способен вести боевые действия ночью, для чего оснащен ИК станцией переднего обзора с высокой разрешающей способностью и другой аппаратурой.

Тактико-технические характеристики самолёта Harrier GR .3:

Год принятия на вооружение - 1970

Размах крыла, м – 7,7

Длина самолета, м – 13,87

Высота самолета, м – 3,45

Площадь крыла, кв.м – 18,68

Пустого самолета – 6140

Максимальная взлетная – 11430.

Масса боевой нагрузки:

При взлёте с коротким разбегом – 3600

при вертикальном взлёте – 2300

Топливо, кг

Внутренние топливо - 2295

ПТБ – 2400

Тип двигателя и тяга - 1 ТРДД Pegasus Mk. 103 (1 х 8750 кгс)

Максимальная скорость на высоте, км/ч – 1350

Максимальная скорость у земли, км/ч – 1180

Практическая дальность, км - 3425

Боевой радиус действия, км – 520

Практический потолок, м - 15200

Максимальные эксплуатационные перегрузки – 7,8

Экипаж, чел – 1

Вооружение:

2 30-мм пушки Aden c 200 патронами на пушку. Боевая нагрузка - 2300 кг на девяти узлах подвески: четыре под каждой консолью крыла и один под фюзеляжем между пушечными установками. На двух подкрыльевых узлах, расположенных впереди подкрыльевых стоек шасси, устанавливаются пусковые установки для УР AIM-9L “Сайдвиндер” класса “воздух-воздух” малой дальности стрельбы. На остальных узлах могут подвешиваться бомбы различного назначения, пусковые установки неуправляемых авиационых ракет и топливные баки.


Sea Harrier FA2 из 801 NAS в полете на Royal International Air Tattoo

Разработка и производство

История эксплуатации

Общие проектные данные

Двигатель

Лётно-тактические характеристики

Вооружение

Стрелково-пушечное

  • 2 × 30 мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол (съёмные).

Управляемые ракеты

  • ракеты «воздух-воздух»: AIM-9, AIM-120 (FRS.2), R550 Magic (FRS.51);
  • ракеты «воздух-поверхность»: ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle.

Неуправляемые ракеты

  • 4 × 18 × 68 мм ракет SNEB.

Бомбы

  • свободнопадающие калибром до 454 кг.

Бритиш Аэроспейс «Си Харриер» (англ. British Aerospace Sea Harrier ) - британский палубный истребитель-бомбардировщик вертикального взлёта и посадки. Создан на основе самолёта «Харриер» сухопутного базирования. Состоял на вооружении Королевских ВМС Великобритании в 1980-2006 годах..

История создания

В послевоенный период, Королевский флот начал заражения параллельно с распадом в Британской империи за рубежом и появлением Содружества Наций, уменьшая потребность в большем флота. К 1960 году последний корабль, HMS Vanguard , был отправлен в отставку из ВМС, побывав в эксплуатации менее пятнадцати лет. Возможно, самый большой знак новой тенденции к военно-морской строгости пришла в 1966 году, когда планируется CVA-01 класса крупных авианосцев, предназначенные для Королевского военно-морского флота был отменен; по-видимому заканчивая участие военно-морского флота в с неподвижным крылом палубной авиации в качестве носителей эпохи Второй мировой войны были медленно удалился по одному. В это время требований в Королевском флоте начали формироваться для вертикальной и / или короткого взлета и посадки (В / короткого взлета и посадки) палубная перехватчик заменить Де Хэвилленд моря Vixen . После первый V / короткого взлета и посадки испытания на корабле начался с P.1127 Hawker Siddeley посадки на HMS Ark Royal в 1963 году.

После их ключевой роли в 1982 Фолклендской войны, было извлечено несколько уроков от выполнения самолета, что привело к утверждению для обновления флота к FRS.2 (позже известный как FA2) Стандартный должна быть представлена ​​в 1984 году Первый полет опытного самолета состоялся в сентябре 1988 года и был подписан контракт на 29 модернизированного самолета в декабре того же года. В 1990 Военно-морской флот заказал 18 новой постройки FA2s, на единицу стоимости около 12 миллионов фунтов стерлингов четыре дальнейшая модернизация самолетов были заказаны в 1994 году первый самолет был доставлен 2 апреля в 1993 году.

Производство

Вторая концепция для будущего военно-морской авиации, появились в начале 1970-х годов, как первый из нового класса "через палубы крейсера" было запланировано. Они были очень тщательно и политически назначен крейсеров сознательно избегают термина «авианосец», для того, чтобы повысить шансы на финансирование от враждебного политического климата от дорогих столичных судов, они были значительно меньше, чем ранее искать CVA-01. Эти корабли были заказаны как Invincible класса в 1973 году, и в настоящее время широко признается в качестве авианосцев. Почти сразу же после их строительства, трамплина был добавлен в конце 170-метрового палубе, позволяя операторам эффективно работать небольшое количество V / STOL струй. Royal Air Force "с Hawker Siddeley Harrier GR1s был введен в эксплуатацию в апреле 1969 года navalised вариант Harrier был разработан Hawker Сиддели служить на предстоящих судов, это стало Sea Harrier. В 1975 Военно-морской флот заказал 24 Sea Harrier FRS.1 (стоит за «Fighter, разведкой, забастовка») самолета, первого из которых был введен в эксплуатацию в 1978 году. В течение этого времени Hawker Siddeley стал частью из British Aerospace путем национализации в 1977 году. К тому времени, прототип Sea Harrier был доставлен в Dunsfold 20 августа 1978 года приказ был увеличен до 34. Sea Harrier был объявлен в эксплуатацию в 1981 году на борту первого Непобедимый корабль класса HMS Invincible , а дальше самолет присоединился к старению HMS Hermes авианосец позже в этом году.

Описание конструкции

Самолёт вертикального взлёта и посадки, одноместный цельнометаллический высокоплан.

Фюзеляж

По сравнению с FRS. Mk 1, F/A. Mk 2 внешне отличается менее заостренным носовым обтекателем антенны, задняя часть фюзеляжа была длиннее, переделанными антеннами и внешними подвесками и увеличенными предкрылками.

Крыло и оперение

Крепление крыл осуществляется с помощью 6 узлов, попарно установленных на трех шпангоутах. При замене двигателя крыло придётся демонтировать. Оперение вертикальное и горизонтальное было съемное.

Шасси

При работе двигателя на земле сопла отклонена в положение, соответствующее вертикальному взлету или взлету с коротким разбегом. Главная стойка расположена центрально под фюзеляжем, 2 стойки шасси на концах крыла. Такая конструкция позволила не принимать никаких специальных мер для обеспечения нормальной работы шасси с учетом нагрева пространства под фюзеляжем выхлопными газами из сопел двигателя. Стойки оборудованы гидравлической системой управления, обеспечивающей поворот вправо и влево на 45 градусов. Носовое колесо свободно поворачивается на 179 градусов.

Силовая установка

В центральной секции фюзеляжа размещен двигатель и его агрегаты. Боковые воздухозаборники двигателя снабжены дополнительными створками в передней части обечайки, предназначенными для увеличения расхода воздуха при малых скоростях полета, а также служат для слива пограничного слоя по периметру кабины с выходом в задней части фонаря. Дополнительные створки в передней части закреплены на шарнирах и работают автоматически между внутренним и внешним амортизирующими стопорами.

Вооружение и оборудование

Было установлено 5 систем подвески вооружения. Основными стрелково-пушечного вооружением были 2 × 30 мм пушки ADEN с 130 пат. на ствол. Также управляемые ракеты класса "воздух-воздух" AIM-9, AIM-120 (FRS.2) и ракеты класса "воздух-поверхность" ALARM, AS.37 Martel, Sea Eagle. Была возможность установки неуправляемых ракет 4 × 18 × 68 мм ракет SNEB.

Дизайн

Sea Harrier является дозвуковой самолет, предназначенный для заполнения забастовки, разведки и истребителей роли. Это имеет один Rolls-Royce Pegasus турбовентиляторных двигателя с двумя приемами и четыре vectorable сопел. Он имеет два шасси на фюзеляже и два выносных опор шасси на крыльях. Sea Harrier оснащен четырьмя крыла и три фюзеляжа пилонов с оружием в руках и внешние топливные баки. Использование трамплина позволили самолету взлетать с короткой взлетной палубе с тяжелым экипировки, чем в противном случае возможно, хотя это может также снять как обычный загруженного истребителя без вектором тяги от нормальной взлетно-посадочной полосы аэропорта.

Sea Harrier во многом основывается на Harrier gr3, но был изменен, чтобы иметь повышенную кабины с " пузырем "навес для большей наглядности, и вытянуты вперед фюзеляж для размещения Ferranti Blue Fox радар. части были переходит на использование устойчивых к коррозии сплавов или покрытий были добавлены для защиты от морской среды. После Фолклендской войны, Sea Harrier был оснащен новой ПКР Sea Eagle ракеты.

Sea Harrier FA2 признакам Синий Vixen радар, который был описан как один из самых передовых импульса доплеровский радар систем в мире; радар Blue Fox был, по мнению некоторых критиков как имеющие сравнительно низкую производительность, что было доступно в Время закупок. Голубой Vixen легли в основу развития Eurofighter Typhoon "с Captor радара. Sea Harrier FA2 также нес AIM-120 AMRAAM ракету, первый британский самолет будут обеспечены этой возможности усовершенствованная модель двигателя Pegasus, Pegasus Mk 106 , был использован в Sea Harrier FA2; в ответ на угрозу радиолокационных основе анти авиационных средств поражения были добавлены электронные контрмеры. Другие улучшения включали увеличение к нагрузке воздух-воздух оружие, посмотреть вниз радар, увеличенный диапазон, а также улучшение дисплеи кокпита.

Кабина в Sea Harrier включает в себя обычный центр палка расположение и левую дроссельную заслонку. В дополнение к обычным управления полетом, Харриер имеет рычаг для управления направлением четырех vectorable сопел. Форсунки указать назад с помощью рычага в переднее положение для горизонтального полета. При установке рычага задней форсунки сверху вниз для вертикального взлета и посадки. полезность вертикальной посадки возможности в Sea Harrier было продемонстрировано в инциденте 6 июня 1983 года, когда Sub-лейтенант Ян Уотсон потерял контакт с авианосец HMS Прославленная и должен был приземлиться Sea Harrier ZA176 на баке испанской грузового судна Alraigo.

В 2005 году, хотя уже расписанию, на пенсию, Sea Harrier был изменен с системой An "Автоленд", чтобы позволить истребитель выполнить безопасное вертикальной посадки без пилотного взаимодействия. Несмотря на качки судна, создавая естественную проблему, система была разработана, чтобы быть в курсе таких данных, и успешно выполнил посадку на море в мая 2005 года.

Летно-технические характеристики

Эксплуатационная история

Ввод в эксплуатацию Первые три моря Гончие были партии разработка и были использованы для оформления испытаний. Первый серийный самолет был доставлен в RNAS Yeovilton в 1979 году, чтобы сформировать интенсивных полетов Trials Unit (также известный как 700A морской авиационной эскадрильи). В марте 1980 интенсивных полетов Испытания Группа стала 899 Naval Air Squadron и будет действовать в качестве блока landborne штаб-квартиры этого типа. первый рабочий эскадра 800 Naval Air Squadron также была образована марта 1980 первоначально для работы с HMS Invincible перед ним переданы HMS Hermes . В январе 1981 года вторая операция эскадра 801 Naval Air Squadron была создана для работы от HMS Invincible.

Фолклендские острова войны Линейка Sea Harrier реактивных самолетов, стоящих слева от фотографии. На расстоянии высокий, скучно цвета склад. Sea Harrier в RNAS Yeovilton . Пре-Фолклендские войны краска схема увидеть здесь был изменен, рисуя над белыми нижними и маркировки на пути к островам. Море Гончие принял участие в Фолклендской войне 1982 года, выполнявшего рейс из авианосцев HMS Invincible и HMS Hermes. Море Гончие исполнил главную роль ПВО с второстепенной роли штурмовиков. RAF Harrier GR3 при условии, что основные средства наземного силу атаки, в общей сложности 28 море Харриер и 14 Harrier GR3s были развернуты в театре. Эскадроны Sea Harrier сбили 20 аргентинского самолета в воздух-воздух бой с не воздушным в воздухе потерь, хотя два моря Гончие были потеряны для низового пожара и четыре несчастных случаев. Из общего объема аргентинских потерь воздуха, 28% были сбиты гончих.

Ряд факторов способствовал провал аргентинского бойцов сбить Sea Harrier. Хотя Mirage III и кинжал струи значительно быстрее, были, Sea Harrier был значительно более маневренным. Тактика, такие как "МКФ" (Vectored в горизонтальном полете) с помощью сопла обычно используется для вертикального полета для торможения и другие маршрут оказался решающим в воздушных боях, хотя по крайней мере один авторитетный источник сообщил Viffing не был использован RN пилотов на Фолклендских островах. Кроме того, Harrier использованы новейшие AIM-9L Sidewinder ракет и Blue Fox радар. Английские летчики были превосходные воздуха боевой подготовки, одним из проявлений которого было то, что они думали, что они заметили, аргентинские пилоты иногда выпуская оружие за пределами их рабочих параметров. Это теперь полагают, были Миражи выпуская внешние топливные баки, а не оружия, и, отвернувшись от конфликта с Sea Harrier. Это позже снижается их способность бороться эффективную кампанию против Sea Harrier в связи с сокращением ассортимента и отсутствия внешних топливных баков.

Боевое применение

Фолклендская война (1982) В ходе войны с Аргентиной, Великобритания использовала 28 «Си Харриеров».По официальным данным, на счету британских «Харриеров» 31 аргентинский самолёт (в большинстве Mirage III), без потерь со своей стороны. По другим источникам - 21 воздушная победа, при потере одного, сбитого «Даггером» (Мираж-5). Всего за войну было потеряно 6 Sea Harrier.

Война в Югославии (1994-1995, 1999) «Си Харриеры» ВМС Великобритании использовались для атак по боснийским сербам в 1994 году. 16 апреля один самолет был сбит, пилот катапультировался, приземлившись на территории боснийских мусульман.

В 1999 году, во время операции НАТО «Союзная сила» британские самолеты патрулировали небо над Косово, пытаясь закрыть его небо от сербских «Мигов».

Литература и источники информации

Ильин В. Е., Левин М. А. Современные истребители. - Москва: «ХОББИКНИГА», 1994. - С. 12-15. - 288 с. - 15 000 экз. - ISBN 5-85561-014-4 .

Галерея изображений



Статьи по теме